Фольклорный праздник для детей подготовительной группы. Веселые посиделки в русской избе

Разделы: Работа с дошкольниками


Место проведения: музыкальный зал с/п детский сад “Петушок”

Цель: Воспитание у детей старшего дошкольного возраста осознания своей половой принадлежности, раскрытие понятий: “ мужественность” и “ женственность” через музыкальную и игровую деятельность.

Интеграции областей:

  • Образовательная область “Музыка” - развитие музыкально-художественной деятельности, ознакомление с видами русских народных песен (частушки, хороводные, трудовые песни, колыбельные) и танцев ( кадриль, полька)
  • Образовательная область “Труд” - воспитание и развитие навыков трудовой деятельности.
  • Образовательная область “Социализация” - формирование гендерной устойчивости у мальчиков и девочек, приобщение детей к семейным ценностям, воспитание основных духовно- нравственных качеств: доброты, толерантности, любви к Родине, уважение к традициям и обычаям своего народа.

Образовательная область “Познание” развитие интереса к истории русского народа, расширить представление детей о быте, обычаях и культурных традициях русского народа.

Образовательная область “Коммуникация” - развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Образовательная область “чтение художественной литературы” - развитие литературной речи у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление детей с народным фольклором.

Оборудование: Дрова, куклы, картофель, корзины, чугунки, банки с крупой, 2 тарелки.

Оформление зала: русские платки, плакаты.

Фольклорный праздник “Посиделки в русской избе”

(по гендерному воспитанию)

Под русскую народную мелодию выходят Хозяюшка и Хозяин.

Хозяин:

Здравствуйте, гости дорогие,
Кладу вам поклоны земные!

Хозяюшка:

Прошу вас в горницу нашу.
Нет нашей горницы краше!

Хозяин: Приветствую парней разных: веселых, задорных, вихрастых!

Хозяюшка:

Здравствуйте девицы, красны молодицы.
Будем знакомиться, я – Хозяюшка - скромница! В своей семье я матушка родимая.

Хозяин: А я в своей семье барин, зовут меня просто - Хозяин. А дети мои называет меня тятей, отцом значит кличут.

Хозяюшка: На Руси уж так было заведено. Девушки и женщины домом занимались, готовили, стирали, прибирались. Вот и мы будем вести хозяйство учиться. Девушке это в жизни очень пригодится.

Хозяин: а у мужчин свои дела - сено накосить, дрова нарубить, скотину накормить. Надо вам, парни, сильными расти, своих отцов не подвести.

Хозяюшка: А чтобы нам не заскучать, предлагаю частушки запевать! девочка: Предлагаем мы товар - песни да частушки!

Подходите к нам скорей, парни, да девчушки.

Мальчик:

Вы девчонки тонкие,
А мы мальчишки звонкие.
Слушай нас честной народ,
Кто кого перепоет!

Частушки “ Подготовительная группа”

1. Девочки:

Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно.
Развеселые частушки
Споем обязательно!

2. Мальчики:

В группе девочки у нас -
Умницы, красавицы!
И признаться, нам, мальчишкам,
Это очень нравится!

3. Девочки:

Чтобы сильным быть и умным
И девчонкам нравиться,
Каждый мальчик в нашей группе
Спортом занимается.

4. Мальчики:

Вы красивые всегда:
“Хвостики”, косички.
Их мы дергаем с любовью
Только по привычке!

5. Девочки:

Как мальчишки подрастут,
Сразу в армию пойдут.
Будут Родине служить.
Будем мы спокойно жить!

6. Мальчики:

Обещаем всем девчонкам.
Вас мы будем защищать.
А еще вам обещаем, никогда не обижать!

Девочки:

Мы своих мальчишек любим,
Хоть и ссоримся подчас.
Ну, а если кто обидит,
Вы заступитесь за нас!

Все:

Мы частушки вам пропели,
Вы не обижайтесь,
Громче хлопайте в ладоши,
Шире улыбайтесь!

Хозяин: А теперь я предлагаю мальчикам посоревноваться, в своей силушке посостязаться. На Руси принято было на зиму дрова готовить загодя, до снега. Вот и вы должны сложить поленницу из дров.

1. Конкурс “Дрова-дровишки”

Ну что ж парни, не подведите,
В поленницу дрова сложите.

Хозяюшка: Молодцы, ребята. А я предлагаю и девочкам нашим посоревноваться. Каждую девочку с детства приучали вкусно готовить. А когда она вырастала, то умела и хлеб испечь, и кашу вкусную сварить. Вот и сейчас нашим девочкам нужно разобрать фасоль и горох в разные тарелки.

2. Конкурс “Вкусная каша”

Хозяюшка: Молодцы девчонки наши, нет милее их и краше! А сейчас послушайте песню в исполнении девочек старшей группы.

1.

Было у матушки 8 дочерей,
Было у матушки 8 дочерей.
Ишь ты, подишь ты, 8 дочерей,
Ишь ты, подишь ты, 8 дочерей.

2.

Стала их матушка делу учить,
Стала их матушка делу учить,
Ишь ты, подишь ты, делу учить,
Ишь ты, подишь ты, делу учить.

3.

Золотыми нитками шить вышивать,
Теплые носочки деткам вязать
Ишь ты, подишьты,шить вышивать
Ишь ты, подишь ты, носочки вязать

4.

Осенью в кадке капусту солить
Вкусную кашу детям варить.
Ишь ты, подишь ты, капусту солить
Ишь ты, подишь ты, кашу варить.

5.

Стали они дружно жить-поживать.
Песни веселые нам распевать.
Ишь ты, подишь ты, жить-поживать.
Ишь ты, подишь ты, добра наживать!

Хозяин: Каждый мальчик - это будущий отец семейства. Именно он заготавливал сено для домашних животных, убирал хлеб, копал и собирал картофель на огороде. А наши мальчики помогают родителям собирать картофель с огорода? Это мы сейчас узнаем. Кто больше из команд наберет картофеля - тот и победил.

3. Конкурс “Собери картофель”

Хозяин: Хорошо вы поработали, а теперь и отдохнуть пора, да песню послушать про муху и комара!

Хоровод в исполнении средней группы “ В полюшке за бугром”

Хозяюшка: Каждая девочка на Руси не только училась вести хозяйство, но еще и нянчилась с меньшими сестрами и братьями. А когда она вырастала и становилась мамой, умела ласково обращаться с малышами и даже петь колыбельные песни. А умеют ли это наши девочки? Я предлагаю всем девочкам под музыку русской колыбельной показать, как нужно правильно укачать маленького сыночка или дочку.

4. Звучит запись русской народной колыбельной.

Хозяюшка: парни и девушки издавна на деревне дружно жили, жили- не тужили – шутки шутили! Кадриль плясали - народ забавляли.

Девочка: Эй, Федул, чего губы надул?

Федул: Кафтан прожег?

Девочка: А зашить можно?

Федул: Да иглы нет!

Девочка: А велика дыра?

Федул: Только воротник и остался, а я даже не испугался!

Девочка: А коли так на кадриль становись- танцуй- веселись!

Кадриль в исполнении подготовительной группы.

Хозяюшка: Одежда, предметы быта для парней и девушек на Руси тоже имели свои различия. Например, парни носили рубахи, а девушки сарафаны.

Вот сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадывайте и сразу говорите, чей это предмет – женский или мужской.

У маленькой девчушки
Уселся на макушке
Не мотылёк, не птичка —
Держит две косички. Бант или лента

Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом — под столом,
А ночью — под кроватью. Ботинки

И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Всё как есть ему покажет. Зеркало.

Бьют Ермилку по затылку,
Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну. (Игла)

Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата)

На веревке пальцы держат одеяльце. Прищепки

Не похож я на коня
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай. Велосипед

Жемчужинки чудесные
На ниточке висят,
На шею надеваются,
На солнышке блестят. Бусы

Хозяюшка: Ну что ж, встреча мне с вами нравится, но пора и откланяться.

А вы, девочки, красивыми да умными растите, почаще на себя в зеркало глядите!

Хозяин: А я к мальчикам хочу обратиться. Прошу вас крепкими расти, не лениться. Наших девочек беречь да защищать, умными да сильными подрастать!