Тема урока: "Карбоновые кислоты"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10

Ключевые слова: свойства, получение мыла


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (231 МБ)


Цель темы:

1) изучить химическое строение кислородсодержащих органических веществ на примере карбоновых кислот;

2) познакомить учащихся с различными видами классификаций карбоновых кислот;

3) актуализировать понятие о гомологии и общей формуле гомологического ряда на примере карбоновых кислот;

4) актуализировать понятие об изомерии углеродного скелета, познакомить с изомерией классов;

5) изучить химические свойства карбоновых кислот и способы их получения;

6) ввести понятие о мылах как производных карбоновых кислот;

7) провести итоговый контроль изученного блока (“Спирты”. “Фенолы”. “Альдегиды”. “Карбоновые кислоты”) в форме практической и контрольной работ.

Задачи темы:

Обучающие:

1) научить учащихся составлять структурные и молекулярные формулы гомологического ряда карбоновых кислот и на их основе выводить общую формулу гомологического ряда;

2) познакомить учащихся с многообразием представителей класса карбоновых кислот, актуализируя понятие о различных видах изомерии, совершенствовать умение учащихся составлять названия представленных ими структурных формул органических веществ;

3) изучить физико-химические свойства карбоновых кислот, основные способы их получения;

4) познакомить учащихся с производными высших карбоновых кислот – мылами и действии жёсткой воды на них.

Воспитывающие:

1) продолжать формировать химическое мировоззрение и единую картину мира;

2) продолжать формирование умения учащихся работать самостоятельно;

3) развивать умение учащихся сравнивать состав и направления химических свойств изученных ранее классов органических веществ и на основе этого предсказывать химические свойства изучаемого класса.

Развивающие:

1) развивать творческую активность учащихся;

2) развивать умение логически мыслить, выделять главное;

3) развивать умение учащихся отвечать на нестандартные вопросы.

4) формировать навыки грамотного анализа ответов учащихся у доски.

Тип уроков: комбинированный, с применением визуальных средств обучения.

Учебная технология: кооперация в обучении (работа в сотрудничестве).

Оборудование: компьютер, звуковые колонки, видеопроектор, экран.

Данный блок рассчитан на 5 уроков.

Название урока Содержание № слайда
1. Строение, гомологический ряд, изомерия и номенклатура карбоновых кислот. Проверка домашнего задания. -
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. Слайд 1
Введения понятия “карбоновые кислоты”. Слайд 2
Классификация карбоновых кислот (1) Слайд 3
Классификация карбоновых кислот (2) Слайд 4
Классификация карбоновых кислот (3) Слайд 5
Гомологический ряд одноосновных предельных карбоновых кислот и общая формула гомологического ряда (работа учащегося у доски) Слайд 6
Контроль ответа. Расширение знаний учащихся о номенклатуре карбоновых кислот. Слайд 7
Беседа с учащимися о видах изомерии карбоновых кислот. Просмотр видеоролика о номенклатуре карбоновых кислот. Работа учащегося у доски по составлению формул и названия изомеров углеродного скелета. Слайд 8
Контроль ответа. Тривиальные названия карбоновых кислот (по гиперссылке). Слайд 9
Изомерия классов карбоновых кислот

(объяснение учителя).

Слайд 10
Примеры изомеров классов карбоновых кислот. Слайд 11
Домашнее задание. Слайд 12
2. Физико-химические свойства карбоновых кислот. Проверка домашнего задания.  
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. Слайд 13
Физические свойства карбоновых кислот

(объяснение учителя).

Слайд 14
Актуализация знаний учащихся о составе, свойствах и производных неорганических кислот. Слайд 15
Электронное строение предельных одноосновных карбоновых кислот (объяснение учителя по схеме) Слайд 16
Общие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (диссоциация и реакция с металлами): работа учащегося у доски. Просмотр видеороликов. Слайд 17
Общие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакция с оксидами и основаниями): работа учащегося у доски. Просмотр видеороликов. Слайд 18
Общие свойства предельных одноосновных карбоновых кислот (реакция с растворами солей): работа учащегося у доски. Реакция этерификации (объяснение учителя). Просмотр видеороликов. Слайд 19
Реакция замещения по радикалу (объяснение учителя). Просмотр видеоролика.

Влияние галогена на химическую активность карбоновых кислот.

Слайд 20
Подведение итогов урока (выводы).

Домашнее задание.

Слайд 21
3. Отдельные представители карбоновых кислот. Способы получения карбоновых кислот. Проверка домашнего задания. -
Учитель оглашает тему, цели и задачи урока. Слайд 22
Особенности строения муравьиной кислоты. Слайд 23
Химические свойства муравьиной кислоты

(“серебряного зеркала”, окисление, разложение). Просмотр видеороликов.

Слайд 24
Высшие жирные кислоты: представители, номенклатура. Соли ВЖК. Понятие о мылах. Действие жёсткой воды на моющее действие мыла. Слайд 25
Непредельные карбоновые кислоты: представители, номенклатура, особенности реакции присоединения у олеиновой кислоты. Слайд 26
Работа учащихся у доски по составлению уравнений химических свойств олеиновой кислоты. Контроль ответов учащихся. Просмотр видеороликов. Слайд 27
Способы получения карбоновых кислот. Слайд 28
Домашнее задание. Слайд 29
4. Практическая работа “Определение спиртов, фенолов, альдегидов и карбоновых кислот” Итоговый контроль знаний учащихся по вопросу качественных реакций на спирты, фенолы, альдегиды и карбоновые кислоты. Отдельная презентация
5. Контрольная работа по теме “Спирты. Фенолы. Альдегиды. Карбоновые кислоты” Итоговый контроль ЗУН учащихся -