Интегрированное занятие "Лесная полянка" (отработка винительного падежа имен существительных)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Программное содержание:

1. Отработка навыка правильного употребления существительных единственного числа в винительном падеже.

2. Развивать и обогащать словарный запас (предметный, глагольный, словарь – признаков).

3. Составление простых предложений.

4. Совершенствование грамматического строя речи.

5. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и памяти. Координации речи с движением.

6. Развивать логическое мышление, общую и мелкую моторику.

7. Дать первоначальные представления о лесе: в нем растет много деревьев, кустарников, травы, грибов, живут звери и птицы.

8. Учить детей узнавать на картинках и называть грибы и животных. Вызвать интерес к лесным обитателям.

9. Воспитывать интерес, любознательность, бережное отношение к природе и животным. Привлечь внимание к красоте окружающей природы.

Материал.

В группе создана обстановка лесной поляны: деревья, кусты, пеньки. Под деревьями трава и грибы. Корзинки. Шишки. Орешки. Разрезные картинки. Интерактивная доска. Магнитофон.

Ход занятия

Логопед: Дети, посмотрите, как красиво вокруг! Подскажите мне, куда же мы с вами попали?

Дети:

- В Лес.

- На полянку.

- На лесную полянку.

Логопед: Что мы видим на этой полянке?

Дети:

- Деревья, кусты.

- Листочки, грибы.

- Травку, цветы.

Логопед: Какие листочки на деревьях?

Дети:

- Желтые.

- Красные.

- Оранжевые.

- Разноцветные.

Логопед: Почему же листочки стали такие красивые?

Дети: Наступила осень.

Логопед: Правильно, наступила осень, а за осенью придет зима. Как вы думаете, что будет есть тогда белка?

Дети:

- Шишки.

- Орешки.

Логопед: А что едят зимой зайчики?

Дети: Кору деревьев.

Логопед: А что ест зимой медведь?

Дети: Медведь будет до весны спать. (Логопед обращает внимание детей на шум доносящийся из леса. Слышны шаги и покашливание.)

Логопед: Дети, к нам кто-то приближается. И я не знаю, кто бы это мог быть?

(Появляется Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте детки! Я Лесовичок, охраняю этот лес.

Дети: Здравствуй, Лесовичок!

Лесовичок: Что вы делаете в моем лесу?

Дети:

- Гуляем.

- Будем собирать грибы.

- Будем собирать ягоды.

Лесовичок: Проходите на мою любимую полянку.

Логопед: Лесовичок, почему у тебя в лесу так тихо?

Лесовичок: Да, что-то не слышно лесных обитателей. Вы их не напугали?

Дети:

- Нет.

- Лесовичок, мы знаем, что в лесу нельзя шуметь.

- Мы тихо ходили по лесу.

Лесовичок: Правильно. В лес пришли вы погулять, свежим воздухом дышать. И надо всегда помнить, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Логопед: А что интересного мы можем увидеть в твоем лесу?

Лесовичок: О, да здесь можно увидеть очень много интересного. Но самое необычное – это волшебный экран, на котором я вижу, что происходит в моих владениях.

Дети: А можно посмотреть на волшебный экран?

Лесовичок: Можно, конечно. (Лесовичок шепчет волшебные слова и на экране появляется лесная полянка). Посмотрите, какая прекрасная лесная полянка!

Логопед: И грибы можно увидеть на волшебном экране?

Лесовичок: Конечно можно, смотрите. (На экране появляются лисички). Какие это грибы?

Дети: Лисички.

- Лесовичок, а в твоем лесу можно собирать грибы?

Лесовичок: Да, можно.

Вот кстати, посмотрите.

Я с корзинкой к вам пришел,
Посмотрите, что нашел.
И листочки и грибок,
Очень уж он одинок!
Вы, ребятки, в лес идите
И грибочков наберите.

Логопед: Лесовичок, но мы сначала должны подготовиться к сбору грибов. Вспомним, какие грибы можно собирать, а какие нет.

Лесовичок: Хорошо. Только можно я загадаю вам загадки?

Логопед: Мы внимательно слушаем тебя.

Лесовичок:

Вот моя первая загадка.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик)

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке горошки. (Мухомор)

Лесовичок: Правильно, это мухомор. Я его сварю и съем.

Дети:

- Лесовичок, не ешь его.

- Не ешь, он не вкусный.

- Он ядовитый.

Лесовичок: Хорошо, что вы знаете ядовитые и съедобные грибы.

Логопед: Лесовичок, а можно мы тебе тоже загадаем загадки?

Лесовичок: Конечно можно. Я ведь все грибы знаю.

Логопед: Тогда слушай, какую загадку загадает тебе Никита.

Разбрелись грибочки стайкой
По лесной, большой лужайке.
Мы возьмем с собой сестричек
Рыжих, маленьких … (Лисичек)

Логопед: Еще одну загадку загадает Василиса.

Посмотрите – облепили
Покрывалом пень укрыли,
Славные ребята,
Стройные … (Опята)

Лесовичок: Ну что, все загадки я отгадал?

Дети: Да.

Лесовичок: Тогда посмотрите на экран и скажите теперь вы мне, какие это грибы? (На экране поочередно появляются белые грибы, сыроежки и подберезовики).

Лесовичок: Молодцы! Вы правильно назвали все грибы.

Логопед: Вот теперь давайте собирать грибы, а Лесовичок нам будет помогать.

(Проводится дидактическая игра “Подскажи словечко”).

Посмотрите …

Разбрелись грибочки стайкой,

По лесной большой … полянке.

Нужно низко … приседать

И грибочки … собирать.

(Дети собирают грибы вместе с Лесовичком и логопедом. Звучит легкая музыка, слышится пение птиц. После сбора грибов дети показывают наполненные корзинки Лесовичку).

Логопед: Дети, давайте покажем Лесовичку, чем же вы наполнили свои корзинки.

(Проводится дидактическая игра “Что нашел в лесу?”).

Дети:

- Я нашел белый.

- Я нашла подосиновик.

- А у меня лисички.

- А я нашла один подосиновик и один белый гриб.

(Логопед берет из корзинки белый гриб и спрашивает).

Логопед: Из каких частей состоит грибок?

Дети:

- У грибка есть шляпка.

- И ножка.

Лесовичок: Дети, вы молодцы! Набрали много грибов и не положили в корзинки ни одного несъедобного гриба.

Логопед: Дети, давайте отдадим эти грибы Лесовичку, он их высушит . а зимой будет подкармливать обитателей леса.

(Дети соглашаются и отдают собранные грибы Лесовичку.)

Логопед: Лесовичок, а какие животные есть в твоем лесу?

Лесовичок: В моем лесу живут разные животные. Хотите посмотреть на медведя?

Дети: Да, хотим.

Лесовичок: Не испугаетесь? Он ведь такой огромный и сердитый.

Дети: Нет, не испугаемся.

Лесовичок: Тогда, смотрите. (Лесовичок шепчет волшебные слова и на экране появляется большая, мохнатая фигура медведя).

Логопед: Дети, скажите, пожалуйста, медведь какой?

Дети:

- Большой.

- Лохматый.

- Косолапый.

Логопед: Что он может делать?

Дети:

- Рычать.

- Ходить.

- Лазить по деревьям.

- Есть малину и мед.

Лесовичок: А вы знаете, как ходит медведь?

Логопед: Дети, давайте покажем, как медведь ходит по лесу и одновременно будем проговаривать слова.

Мишка – топтыжка по лесу идет.

Сучья ломает и громко ревет.

Дайте мне ягод, голодный хожу, всюду ищу,а найти не могу.

Дети: А зайчики в твоем лесу есть?

Лесовичок: Зайчики? Конечно же, есть! И очень, очень много. Посмотрите, вот они!

(На экране появляется группа зайчат).

Логопед: Ой, как много зайчат! Опишите их, какие они?

Дети:

- Серые.

- Пушистые.

Логопед: что они могут делать?

Дети:

- Бегать.

- Прыгать.

- Прятаться от лисы.

Логопед: Давайте покажем, как они умеют двигаться.

(Дети скачут вокруг Лесовичка, одновременно проговаривая слова).

Скачут, скачут зайки,
Зайки – побегайки.
Прыг – скок, прыг – скок,
Скачут, скачут зайки.
А завидят вдруг лису,
Вмиг укроются в лесу.

Лесовичок: Дети, а вы знаете, кого боятся зайцы?

Дети:

- Зайцы боятся волка.

- И лису.

Лесовичок: Посмотрите, вот и лиса.

(На экране появляется лиса).

Логопед: Дети, скажите, какая лиса?

Дети:

- Рыжая.

- Пушистая.

- Хитрая.

Логопед: А что можно сказать про волка? Он какой?

(На экране появляется волк).

Дети:

- Серый.

- Злой.

- Зубастый.

Логопед: Что умеет делать волк?

Дети: Быстро бегать.

Логопед: А что может делать лисичка?

Дети:

- Догонять зайца.

- Охотиться.

Логопед: А как охотится лисичка. Покажем?

(Дети идут “лисьим шагом” и проговаривают слова).

Вот идет лисичка – рыжая сестричка,
Хвостиком виляет, следы заметает.

Лесовичок: Дети, вам понравилось в моем лесу?

Дети: Очень.

Лесовичок: А что понравилось?

Дети:

- В твоем лесу интересно.

- В нем много лесных обитателей.

- И волшебный экран.

Логопед: Дорогой Лесовичок, если экран волшебный, то, наверное, дети смогли бы поиграть на нем в разные игры?

Лесовичок: Да, можно. У меня есть очень хорошая игра. Если вы правильно выполните задание, то накормите животных, и они сегодня будут сыты. Хотите поиграть в такую игру?

Дети: Да, хотим.

(Часть детей играют в дидактическую игру “Кто что любит”, а остальные дети на магнитных досках делают лесным обитателям “запасы на зиму”). После выполнения задания, Лесовичок проверяет, правильно ли дети раздали корм животным и птицам.

Лесовичок: С этим заданием вы справились хорошо, молодцы! У меня есть еще одна игра, с которой я сам никак не могу разобраться. Помогите мне, пожалуйста.

Логопед: Дети, поможем Лесовичку?

Дети: Да, поможем.

Проводится дид. игра “Четвертый лишний”. На экране появляются картинки:

  1. Белый гриб, лисичка, подосиновик, мухомор.
  2. Медведь, еж, кошка, лиса.
  3. Береза, цветок, ель, дуб.
  4. Черника, голубика, яблоко, малина.

Логопед дает детям задание. Часть детей находят четвертый лишний предмет, а другая часть детей выкладывает деревья, которые расположены на магнитных досках.

Логопед: Мы выполнили все задания, Лесовичок. Ты доволен?

Лесовичок: Да. Очень доволен! Вы молодцы! Мне очень понравилось играть с вами, но пора нам расставаться. На прощание хочу подарить вам вот эти сладкие грибочки.

Логопед: Лесовичок, мы тоже пришли не с пустыми руками. Мы принесли для твоих лесных обитателей орешки и шишки.

Лесовичок: Большое вам спасибо, я обязательно раздам их лесным обитателям. До свидания. Приходите ко мне еще.

(Дети прощаются и уходят).