Использование игровых технологий на уроках сольфеджио в младших классах "Новогодний урок"

Разделы: Музыка


Тип урока: обобщающий.

Вид урока: театрализованный.

Цель урока: Активизация учебного процесса. Проверка ЗУН учащихся за 1-2 четверти.

Задача: применение ЗУН в различных формах работы.

Методы обучения: игровой, развивающий, проблемно-поисковый, интегрированный, воспитательный.

Методическое обеспечение: сценарий, кроссворд, ритмические карточки, песни, концертные номера, новогодние подарки.

План урока.

  1. “Теоретические загадки”.
  2. Интонирование изученных песен.
  3. “Ритмическая загадка”.
  4. Диктант с пропущенными нотками.
  5. Кроссворд.
  6. Загадки Деда Мороза.
  7. Новогодние песенки.
  8. Концерт учащихся.
  9. Новогоднее поздравление, вручение подарков.

Сценарий “Новогоднего урока” по сольфеджио с учащимися 1 класса.

Академик: Здравствуйте ребята! (Здравствуйте.)

Здравствуйте дорогие родители! (Здравствуйте.)

Давайте познакомимся. Я – Академик музыкальных наук , помогаю ребятам узнавать и разгадывать музыкальные тайны. Сегодня вместо Ирины Михайловны проведу новогодний урок сольфеджио. Мы с вами будем петь, играть и разгадывать музыкальные загадки. А помогать мне будет – Маэстро Музыки.

Вы согласны, ребята? (Да.)

Тогда мы начинаем.

Чтобы музыку понять –
Нужно много, много знать.
Все ли знаем? Все ль в порядке?
А проверят вас – загадки.
Только хором не кричать, руку нужно поднимать. Кто загадку отгадает – приз за это получает.

I. Теоретические загадки.

1. Загадка:

На листочке, на страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки. Что это? (Ноты.)

2. Загадка:

Строчка в пять линеек,
Как пальцы у руки,
И на каждой линии
Написаны значки.
А в начале строчки –
Знак необычный.
В музыке его все знают – это ключ. (Скрипичный.)

3. Загадка:

Если нотки стали в ряд, получился. (Звукоряд.)

4. Загадка:

Звукоряд из трёх нот называется? (Трихорд.)

5. Загадка:

Ну, а если нот четыре? Значит это? (Тетрахорд.)

6. Загадка:

Прошагали мы пять нот! Получили? (Пентахорд.)

7. Загадка:

По порядку ноты встали
до восьми их сосчитали,
Знает папа, знает мама
Что же это? Это …(гамма)

Звукоряды повторили.
В песнях их узнать могли бы?
Будем песни повторять
Звукоряды узнавать.

II. Исполнение песенок, ранее выученные на уроках сольфеджио.

1.“Скакалочка” Ж. Металлиди. № 22 (пение со словами и нотами).
Назвать звукоряд в песне? (Трихорд.)

2.“Миша лез по лесенке” Ж. Металлиди № 32 (пение со словами, нотами, с ручными знаками).
Назвать звукоряд в песне? (Тетрахорд.)

3.“Тучка” Ж. Металлиди. № 45 (пение со словами и нотами с тактированием).
Назвать звукоряд в песне? (Пентахорд.)

4.“Мажорная гамма” О.Камозина.

III. Игра “Ритмическая загадка”.

А: Я прохлопаю вам ритм,
А вы повторите.
Среди карточек моих –
Нужный отыщите.

(Ритм из п. “Маленькой ёлочке”.)

Мы теперь прохлопаем этот ритм в ладоши.
Из какой же песенки ритм такой хороший?

(Прохлопать вместе ритм п. “Маленькой ёлочке” с ритмослогами.)

IV. Диктант с пропущенными нотами в песне “Ёлочку” М. Красева.

(Мелодия песни проигрывается на фортепиано.)

В песенке по “Елочку” потерялись нотки
Мы возьмемся разгадать, чтобы песню исполнять

Угадали песенку зеленую, в иголочках,
Угадали песенку, пушистую, как елочка!
А елочка – обнимет нас пушистыми лапами.
Мы теперь споем ее с мамами и папами.

(Группой исполнить песню со словами и нотами с тактированием на 2/4.)

V. Кроссворд.

Очень много повторили
А про праздник мы забыли?

4. Разгадывание кроссворда.

Чтобы праздник возвратить,
Надо нам кроссворд решить.
Мы загадки отгадаем,
Слово главное узнаем.

(Только громко не кричать, руку будем поднимать.)

Вопросы:

  1. На полтона вверх залез,
    Как зовут его? (Диез.)
  2. Он несет от слезок соль,
    Знак – ступить чуть вниз? (Бемоль.)
  3. Наш капризнейший король,
    Отменил сперва бемоль,
    А повысить вновь диез
    Отказался на отрез
    И понизил! Вот кошмар!
    Стал стареть наш друг? (Бекар.)
  4. Под музыку эту проводят парад.
    Чтоб в ногу шагал
    Генерал и солдат? (Марш.)
  5. Прост рецепт домашней кухни:
    Лук, картошка и фасоль,
    Чтобы вкусно получилось,
    Мы добавим ноту? (Соль.)
  6. У каждого инструмента
    Есть струны и педаль?
    Догадаться вам не сложно,
    Как зовут его? (Рояль.)
  7. Он морозит детям нос
    Кто же это? (Дед Мороз.)

Мы загадки отгадали,
Слово главное узнали.
Громко вслух произнесём
В гости Деда позовем.

(Учащиеся зовут Деда Мороза: Дед Мороз приди к нам!)

(Выход Деда Мороза под музыку песни “В лесу родилась ёлочка”.)

Д.М.: Здравствуйте, здравствуйте, ребята и уважаемые родители! (Здравствуй Д.М.)

Вы меня звали? (Да.)

Слышал, в вашей школе учатся умные и талантливые ребятишки. Это правда?

А: Совершенно верно.

Д.М.: А чем они могут порадовать меня?

А: Ребята, а давайте споем новогодние песенки?

VI. Новогодние песенки.

Песенка “Волка и зайца” из м/ф “Ну, погоди” Г.Гладков.

Песенка “Деда Мороза” из м/ф “Дед Мороз и лето” Е. Крылатов.

Песенка “Снежинки”.

Д.М.: Спасибо, песенки ваши мне очень понравились. Ну, а теперь хочу вам зимние и морозные загадки загадать. Родители тоже могут принимать участие. Кто загадку отгадает, тот подарок получает. Только хором не кричать, руку надо поднимать.

VII .Загадки Деда Мороза.

1. Белое одеяло всю землю покрыло? (Снег.)

2. Сверкает словно льдинка,
С небес летит ……..? (Снежинка.)

3. Летом спят, а зимой бегут
В гору деревяшка, под гору – “коняшка”. (Сани.)

4. Текло, текло и легло под стекло. (Лед.)

5. Трескучий, ядрен,
Намости мостён,
По дворам пробежал,
Все окна расписал. (Мороз.)

6. Зимой и летом одним цветом. (Ёлка.)

Д.М.: Да, загадки мои вы разгадали, а играть то на музыкальных инструментах вы, ребята умеете? (Да умеем.)

А: Сегодня ребята подготовили музыкальные поздравления для своих родителей и для тебя , Дедушка Мороз, они с удовольствием сыграют.

VIII. Концерт учащихся.

Д.М.: Ну, молодцы! Порадовали меня и своих родителей. Пора и подарочки получать, уважаемый Академик мне поможет.

А.: С удовольствием.

IX. Поздравление и раздача подарков под музыку.

Д.М.: Вот и пришла пора прощаться. Спешу к другим ребятам и своей внучке снегурочке. До свидания! До новой встречи в следующем году. Желаю вам счастья и радости.

А.: Вот и подошел к концу наш новогодний урок. Вы, ребята, молодцы. С заданиями справились на “отлично”. В заключении, я хочу всех поздравить с наступающим новым годом и пожелать здоровья, любви, терпения в обучении, а родителям выдержки в воспитании ваших ребятишек.

(Фото на память.)