Образ древнерусского города-крепости

Разделы: МХК и ИЗО


Проживая в Российской глубинке, порой испытываешь желание осуществить путешествие по городу, история которого насчитывает несколько веков, остановиться в раздумье у могучих стен кремля, полюбоваться старинными храмами. К сожалению, не всегда такое путешествие осуществимо.

Но обладая творческим воображением, можно мысленно перенестись в глубину веков. Именно в тот период, когда еще на заре русской государственности возникли деревянные города-крепости: Ростов Великий, Киев, Смоленск, Новгород, Полоцк, позднее Суздаль, Владимир, Москва и др. Древнерусские города были окружены крепостными стенами, состоящими из поставленных рядом срубов. Эти срубы назывались городнями. По периметру крепостных стен выстраивались сторожевые башни – вежи. Слово вежа означает “знать”, “ведать”. С высоты этих башен горожане могли наблюдать за тем, что происходит на прилегающей территории. Крепости и монастыри, расставленные как стражники, стояли на пересечении сухопутных дорог или на водных путях. Чаще всего для строительства использовались высокие места или, напротив, низменные, заболоченные.

В 14 веке на Руси помимо дерева в качестве строительного материала стали использовать камень. Появились белокаменные постройки. Со временем понятие о городе как об укрепленном пункте и о жилье слились, и слово город стало обозначать большое поселение.

Собирательный образ древнерусского города-крепости можно представить на примере столицы нашей Родины – Москвы, объединяющую культурную, общественную, политическую жизнь.

“Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..”
Ф.Н. Глинка

Во все времена её дворцами, золотоглавыми церквями, Кремлём, Красной площадью, тенистыми садами и широкими проспектами восхищались жители Москвы и многочисленные приезжие люди. Первым достоверным упоминанием о Москве считается Ипатьевская летопись, относящаяся к 1147 году. Из летописей мы знаем, что после многочисленных пожаров князь Дмитрий Донской с боярами решил ставить каменную крепость. Тогда же был построен каменный мост через реку Неглинную. С тех пор Москву называют белокаменной.

Помимо укреплений Кремля – самой мощной тогда крепости в Северо-Восточной Руси, оборонительная система дополнилась кольцом монастырей на подступах к городу. Были построены укрепленные Андронников, Зачатьевский, Симонов, Петровский, Рождественский и Сретенский монастыри. Во времена правления Дмитрия Донского Москва взяла на себя роль объединителя русских земель в борьбе с монголо-татарами.

Неповторимый образ Москвы отобразился в произведениях представителей изобразительного искусства, литературы, музыки, кино, театра. Выразительные образы старой Москвы воссоздал на холсте русский художник Ф. Алексеев. Этот великолепный мастер является основоположником городского пейзажа в русской живописи, создателем серии видов старой Москвы. Образы столицы в разные исторические периоды увековечены в полотнах В. Поленова, А. Саврасова, К. Коровина, А. Куприна, П. Оссовского, Ю. Пименова.

Настоящим же “летописцем” Москвы в живописи считается Аполлинарий Васнецов – мастер городского и архитектурного пейзажа. А. Васнецов многие годы своей жизни отдал изучению истории Москвы. В итоге он создал сотни замечательных произведений, которые имеют не только художественную, но и историческую ценность. Среди них такие великолепные произведения как “Основание Москвы”, “Красная площадь начала 17 века”, “Старая Москва. У стен деревянного города”, “Расцвет Кремля. Всехсвятский каменный мост и Кремль в конце 17 века”, “Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году”, “Московский Кремль при Дмитрии Донском”, “Новодевичий монастырь. Башни”, “Книжная лавка” и др.

Памятники архитектуры столицы и любого другого русского города представлены зданиями общественного, жилого, культового назначения. Храмы, церкви, соборы на Руси были главными доминантами русских городов. Поднимаясь над невысокой застройкой города, они определяли масштаб и расположение улиц и площадей.

Древнерусский храм – памятник величия и печали. Древние камни, накладные рельефные украшения, старинные фрески и иконы, земля, воздух, все окружающее пространство являют собой гармонию природы и творения рук человеческих. Христианский храм не похож на прочие строения. Архитектура его символична. Как правило, православный храм имеет в основании форму креста, корабля, круга или восьмиугольной звезды.

Отличительный признак своеобразия русской храмовой архитектуры – храмовое многоглавие. Его не было в Византии, откуда пришло на Русь Христианство. Возникнув и распространившись только у нас, многоглавые храмы стали гордостью и символами государства Российского. Помимо одной, ставили две, три, пять, семь, девять, двенадцать, тринадцать и большее число глав.

Таков, например, собор Покрова Пресвятой Богородицы, всем известный как Собор Василия Блаженного – одна из самых известных достопримечательностей России. Этот великолепный собор был построен у стен Московского Кремля в 16 веке по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Собор выстроен в неповторимом стиле, сочетающем в себе традиции русского зодчества, так и европейского зодчества эпохи Возрождения. Пестрый и декоративный собор кажется вышедшим из русских народных сказок, драгоценной шкатулочкой, оказавшейся посреди современного ритма жизни.

Но многоглавые храмы украшали не только древние столицы Киевской и Московской Руси. Построенные в пограничных землях, они в 16-18 веках гигантским ожерельем окружали всю русскую землю. В разные времена такие храмы появились в Старочеркасске, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде, Онеге, Пинеге, Твери, Ярославе, Елабуге, Тюмени, Тобольске, Иркутске, Кижах. В пограничных землях храмы встречали чужеземцев ликующим множеством своих цветных глав, золотых или деревянных крестов, достойно представляя Святую Русскую землю всему миру.

Канули в лету те времена, когда Русь была деревянной. Дожди, снега, зной и ветер, набеги неприятеля и, особенно пожары сделали свое дело. На территории России почти не осталось памятников деревянного зодчества. Сохранившиеся до наших дней – это сооружения 18-19 столетий. Таков, например, ансамбль Кижского погоста, который состоит из трех построек: Преображенской церкви, Покровской церкви и стоящей между ними колокольни.

Преображенская церковь – самая сложная и нарядная среди всех памятников северного деревянного зодчества. Высота ее до креста центральной главы – 35 метров. Кажется, трудно отыскать другое сооружение, где бы так полно была использована вся огромная, накопленная веками строительная мудрость зодчих. Сложнейшая постройка возведена с таким техническим совершенством, что кижская церковь по праву считается вершиной русского плотницкого мастерства. Не зря существует легенда, что мастер по имени Нестор, строивший кижскую церковь, по окончании работы забросил свой топор в озеро, сказав, что такой красоты он не построит никогда, - “Нет и не будет такой!”

Настоящим шедевром одноглавого строения в России является церковь Покрова на Нерли. Это белокаменный храм во Владимирской области, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Церковь освещена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине 12в. по инициативе Андрея Боголюбского. Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями. Церковь Покрова называют самым красивым русским храмом.

“...Церковь Покрова на Нерли близ Владимира является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси, но и одним из величайших памятников мирового искусства...” И.Э. Грабарь

Древнерусские храмы издавна на Руси украшались фресками, мозаичной росписью. И конечно, убранство храма невозможно было представить без православных икон. Историческая память сохранила немногие имена древнерусских иконописцев. На Руси до 17 века мастера никогда не подписывали своих произведений. Они придерживались своеобразного нравственного начала – авторской скромности. Но летописи сохранили имена древнерусских иконописцев – киевских монахов Алипия и Григория, автора знаменитой “Троицы” Андрея Рублева. Не менее известны имена Феофана Грека, Дионисия, Прохора из Городца, Даниила Черного.

Андрей Рублев – русский художник конца 14, начала 15 века, создатель фресок, икон, миниатюр. Это имя, ставшее символом Святой Руси, символом великого русского человека, каким он может и должен быть. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворенность сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней. Его ангелы, Спаситель, Богородицы лечат наши души, заставляют окунуться в мир вечного покоя, благости и любви.

Подлинное открытие Рублевской живописи состоялось в 20 веке. Кисти Андрея Рублева принадлежат иконописные образы: “Троица Ветхозаветная”, “Спас Вседержитель”, “Благовещение”, “Архангел Гавриил”, “Преображение Господне”, “Вход Господень в Иерусалим”, “Рождество Христово” и др.

Из Троицкой летописи нам известно о том, что Андрей Рублев и Даниил Черный расписывали Успенский собор во Владимире, разоренный и выжженный ордынскими завоевателями. До наших дней дошли иконы иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками, частично сохранившимися на стенах храма. Умение объединить единым эмоциональным звучанием большие многофигурные группы составляет одну из особенностей композиционного дара Андрея Рублева.

Во все времена величие русских городов создавалось усилием одаренных правителей, полководцев, градостроителей, художников, иконописцев, скульпторов, простого человека-труженика.

Прошли века. Но и сегодня мы восхищаемся мощью крепостных стен древнего Кремля, стройностью шатровых башен, красотой архитектурных ансамблей древнерусских монастырей, величием соборов, храмов, церквей, проникновенной религиозной и светской живописью. Всем тем, на чем стояла, стоит и будет стоять земля Русская.