Урок окружающего мира "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: обобщение изученного материала.

Цель: систематизировать знания об охране животных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных, оценивать поступки людей по отношению к природе, формулировать правила друзей природы, анализировать, делать выводы.

Оборудование:

  • мультимедейный проектор;
  • компьютер;
  • раздаточный материал;
  • экран;
  • презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг другу в глаза, возьмемся за руки и улыбнемся. Сейчас, когда мы зарядили друг друга положительной энергией, можно занять места за нашим круглым столом. (Ребята садятся за стол.) Сегодня на уроке мы проведем конференцию, на которой продолжим разговор о животных, выслушаем их жалобы и подумаем, чем мы можем им помочь. К концу урока нам нужно создать памятку для всех людей планеты.

- Прочтите эпиграф к нашему уроку.

“Рыбе – вода, птице – воздух,
зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу –
значит, охранять Родину”.
М.М.Пришвин

- Это слова известного вам автора, который написал много произведений о природе, о животных. Подумайте, что хотел сказать нам Михаил Михайлович.

II. Актуализация знаний

- Для того чтобы удостовериться, что на нашу конференцию пришли действительно люди желающие помочь животным проведем небольшой тест.

- Я предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1. Как называется наука о животных? (Зоология)

2. На какие группы можно разделить всех животных? (млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся)

3. Какие животные откладывают яйца? (Птицы, пресмыкающиеся, насекомые)

4. Кто мечет икру? (Земноводные, рыбы)

5. Дополни таблицу

Группа животных Размножение Развитие
Насекомые Откладывают яйца Яйцо – личинка – куколка – взрослое насекомое

Яйцо – личинка – взрослое насекомое

Рыбы Мечут икру Икра – малёк - рыба
Земноводные Мечут икру Икра – головастик - лягушка
Пресмыкающиеся Откладывают яйца Яйцо – детёныш – взрослое животное
Птицы Откладывают яйца Яйцо – птенец – взрослая птица
Млекопитающие Рождают детёнышей Детёныш – взрослое животное

6. Расскажите как размножаются следующие животные

  • Бабочка-капустница – откладывает яйца
  • Ящерица – откладывает яйца
  • Мухоловка – откладывает яйца
  • Заяц – рождает детёнышей

- Молодцы! Тест прошли, а это значит, вам можно рассказать очень важную информацию.

III. Самоопределение деятельности

С каждым годом на Земле становится все меньше и меньше животных. Человек отнимает у братьев меньших места обитания, кормовые участки. На численность животных влияют вырубка лесов, вспашка полей, осушение болот, загрязнение рек, морей и океанов. Важно сохранить все виды животных, которые природа создавала в течение долгих миллионов лет.

Сегодня на уроке будем говорить об охране животных.

IV. Работа по теме урока

- Какое значение имеют животные для растений? (Без животных растения не смогли бы расселяться и размножаться)

- Какое значение имеют животные для человека? (Животные восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте)

- Вы показали, что хорошо разбираетесь во взаимосвязях растений, животных и человека. Тогда следующее задание для вас. Животные со всей планеты прислали нам письма с просьбой о помощи, а конверты с обратным адресом потерялись и теперь нужно определить авторов посланий. Вы готовы? (ответы детей)

Игра “Отгадай животное” (Приложение 2)

1. Меня называют “полицейский лесов”, так как я всегда настороже и даю знак лесным обитателям своим скрипучим голосом о приближении человека гораздо раньше, чем человек увидит меня. Я селюсь в любых лесах, но предпочитаю старые деревья. Гнездо я строю уже в апреле на лиственном или хвойном дереве. Гнездо очень маленькое и кажется всем ненадежным.

Питаюсь я растительной и животной пищей. А выкармливаю птенцов полевками и маленькими птичками. Я одна из самых опасных врагов маленьких птичек. Я разоряю гнезда, выпиваю и краду яйца, уношу птенцов. Но и от растительной пищи не отказываюсь. Я очень люблю желуди. Я их не только ем, но и запасаю впрок на зиму. Наберу полный рот, лечу на землю и прячу в шелуху под корнем дерева, в трещину или другое укромное местечко. Рассую я их по разным местам, да часто забываю, куда спрятала. А зимой моим запасами пользуются все кому не лень: и мыши, и белки, и другие птицы. Но и я остаюсь в долгу – разоряю белкины кладовые.

- Кто я? (Сойка)

2. Мы – хищные собаки. Живём мы группами, которые по своему устройству очень похожи на человеческое общество. Специалист, долго наблюдавший за нами, назвал нашу главную черту – дружелюбие. Мы горячо привязаны к другим членам группы, постоянно выражаем свою любовь. Мы очень сплоченные и дисциплинированный коллектив.

У нас очень чуткие носы. Мы чувствуем запах за 1,5 км. Мы очень выносливы и способны пробежать за день 65-80 км, а в случае необходимости можем развить скорость до 55-60 км/ч.

Летом мы охотимся по ночам, а днем в жару отдыхаем. Зимой, когда пищи мало, охотимся и днем, и ночью. После удачной охоты мы можем съесть по 6 кг мяса. Правда, большую часть мы спрячем про запас. Наевшись, ложимся отдыхать, а иногда поем.

Люди нас не любят. Они объявили нам настоящую войну. И чуть было не победили, да вовремя опомнились, так как стали происходить странные вещи. Они стали подвергаться набегам расплодившихся зайцев, оленей, лосей.

- Кто мы? (Волки)

3. Увидеть меня очень трудно, потому что я люблю поспать. Летом сплю весь день, зимой – день и ночь. Лишь изредка просыпаюсь и брожу по лесу. Весной далеко от норы не ухожу: остатки мокрого снега, грязь, ручейки и лужи не располагают меня, аккуратного зверька, к прогулке.

Ранней весной я ем разные корни, которые легко вытаскиваю сильными лапами. Отыскиваю в земле и в гнилых пнях разные личинки и червей, ем улиток, ловлю лягушек и мышей и поедаю все, что нахожу. В поисках пищи я легко когтями раскапываю землю. Когти служат и для защиты, но характер у меня мирный, в драку вступаю лишь, в крайнем случае.

Длина моя – около метра, ноги короткие и сильные, с острыми когтями. Голова маленькая, а шея длинная. Я могучий землекоп. В погоне за добычей могу рыть туннель со скоростью больше метра в минуту.

Врагов у меня много: волк, медведь, рысь. В случае опасности я рою в норе новые ходы, одновременно забивая землей ход позади себя, и это часто спасает мне жизнь.

- Кто я? (Барсук)

4.

Я высокий и пятнистый,
С длинной- длинной шеей,
И питаюсь листьями –
Листьями с деревьев.

- Кто я? (Жираф)

- Ребята, где вы встречали этих животных? (В зоопарке)

- Для чего нужны зоопарки? (Ответы детей)

Зоопарк – зоологический парк, где содержатся животные. В зоопарках много посетителей, для этого зоопарки и существуют, чтобы знакомить с животными всех желающих.

Зоопарки – это ещё и научные учреждения. Здесь изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие потомства диких животных.

- Ребята, люди каких профессий должны работать в зоопарке? (Зоологи, биологи, зооинженеры, ветеринарные врачи.)

А ещё зоопарки – это убежища для редких, исчезающих животных. Когда в тайге почти не осталось соболей, в Московском зоопарке удалось получить потомство от них. Сейчас в зоопарках нашей страны содержится много видов редких животных.

В нашей стране проводятся акции “Помощь зоопаркам” - продажа открыток, календарей с изображением животных, лотерейных билетов, средства, от продажи которых идут на помощь животным.

Физкультминутка

Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем
Голову не опускаем
Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда
Тихо птенчика берем
И назад его кладем.

Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим.

На полянку мы заходим
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.

V. Продолжение работы по теме урока

- Почему животных надо охранять? От кого? От чего?

Причины исчезновения животных:

  • вырубка лесов;
  • уничтожение растений;
  • загрязнение воды;
  • охота;
  • разрушение и загрязнение почв.

- Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими. Люди обязаны их спасти. Очень много редких животных занесено в Красную книгу.

- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красная книга – это сигнал опасности. Красный цвет – это значит, стоп, не убивайте животных, не губите растения)

- Правильно. В Красной книге России есть красные, желтые и зеленые страницы.

На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. На желтых страницах, те животные количество которых быстро снижается. На зеленых страницах, животные, которых удалось спасти.

- Дети, как вы считаете, для спасения животных достаточно только внести их в Красную книгу? (Люди должны беречь и охранять их)

- А кто из вас помнит, как еще люди стараются сберечь животных? (Создают заповедники, национальные парки)

- Заповедники – это уголки дикой природы, где полностью запрещена хозяйственная деятельность человека. Здесь нельзя убивать животных, ни вырубать леса.

- Помимо заповедников существуют заказники. Здесь разрешена хозяйственная деятельность человека, однако она не должна причинять вред природе.

- Национальные парки также призваны охранять природу, они открыты для посещения людей и являются настоящими музеями природы.

На территории Московской области располагаются Приокско-Террасный биосферный заповедник (охраняются зубр и одна из самых северных популяций степных растений), национальный парк "Лосиный остров" (частично), заповедно-охотничье хозяйство Завидово, несколько заказников федерального значения.

1. Приокско-Террасный биосферный заповедник

Приокско-террасный заповедник на юге Московской обл., близ Серпухова, в долине р. Ока. Основан в 1945. Площадь 4945 га. Сосновые, березовые и осиновые леса; участки реликтовой степной флоры. Бобр. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. С 1978 Приокско-Террасный заповедник - биосферный.

2. Завидовский заповедник

Завидовский заповедник в Российской Федерации, расположен на территории Московской и Тверской областей, в пределах Верхневолжской низменности. Заповедник основан в 1972 году (организован на базе охотничьего хозяйства, существовавшего с 1929). Площадь 125 тыс. га (более 79 тыс. га занимают леса, более 17 тыс. га луга, водоемы - около 1100 га).

3. Национальный парк "Лосиный остров"

Лосиный остров заповедник (первый национальный парк в России), расположен на северо-востоке Москвы и в Московской области. Основан в 1983 году, но лесной массив Лосиный остров охранялся со времен Ивана Грозного - "государева заповедная роща"; с 17 века территория парка интенсивно использовалась; с 19 века здесь ведется культурное лесное хозяйство; современные ландшафты Лосиного острова испытывают сильное отрицательное воздействие Москвы. Площадь 10144 га (8609 га занимают леса).

VI. Закрепление изученного материала

- Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много. Это хорошо вам известные белки, бурундуки, синицы, галки, лягушки, жабы. Их жизнь часто зависит от вашего поведения в природе.

- Давайте составим памятку с экологическими правилами. Я сейчас раздам каждой группе правила, которые прислали нам животные, а вы подумайте, какие из них помогут спасти животных и приклейте их на лист. (Детям на группу даются лист А3, разрезанные листы с правилами, клей. Ребята выполняют работу) (Приложение 1)

- Прочитайте, что у вас получилось.

Несколько учеников зачитывают свои правила. Памятка появляется на слайде.

Экологические правила. Памятка

  • Не разоряй птичьи гнёзда.
  • Не подходи близко к гнёздам птиц.
  • Если у тебя есть собака, не пускай её гулять в лесу или парке весной или в начале лета.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.
  • Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
  • Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
  • Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  • Не разоряй гнёзда шмелей.
  • Не разоряй муравейники.
  • Береги лягушек, жаб и их головастиков.

- Молодцы!

- Все животные, даже те, которые кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они живые существа. Помните, что все они – заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми.

- Все животные – и травоядные и хищники – нуждаются в нашей защите. Все в природе находится в равновесии, и только человек способен нарушить его. Природа, как израненная птица, кричит и просит о помощи. Мы должны сохранить рыбе – воду, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы и подумать о том, кто будет жить на Земле после нас. Поэтому надо любить, охранять и знать природу.

VII. Подведение итогов урока

- Давайте еще раз прочитаем эпиграф к нашему уроку. Как теперь вы его понимаете? (Ответы детей)

- Что нового вы узнали на уроке? (Ответы детей)

- Наша конференция подошла к концу. Вы хорошо поработали. И я желаю, чтобы вы не забывали экологические правила, которые разработали сегодня, и рассказывали их другим людям. Спасибо за урок!

Использованная литература.

  1. Максимова, Т.Н. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”: 3 класс: К УМК А.А. Плешакова.– М., 2012.
  2. Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М., 2007. – (Библиотека учителя начальной школы)
  3. Плешаков, А.А Окружающий мир. Учебник для 3 класса: В 2 ч. - М., 2012.
  4. Плешаков, А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М., 2011.
  5. Плешаков, А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2011.
  6. Плешаков, А.А Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. – М., 2012.

25.12.2013