Возникновение религий

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Место в модуле: 4 урок в модуле, 1 урок блока “Возникновение религий”.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формирование знаний о зарождении религии

Задачи урока:

  • познакомить с зарождением религиозных чувств у разных народов мира, объяснить появление основных мировых религий, дать важные религиозные понятия – пантеон, многобожие, завет.
  • развивать самостоятельность, важные мыслительные процессы – анализ и сравнение;
  • воспитывать уважительное отношение ко всему живому, терпение и коллективизм.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); элементы интерактивной технологии – диалог, рефлексия.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран, листы со словами - Авраам, Египет, Земля обетованная, Иерусалимский храм, Моисей, Заветы; тетради “Словарик понятий”.

Презентация “Возникновение религий” (Приложение 1).

Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Орг. Момент

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Многое хочу я узнать!

- Ребята, прочитайте цитату Л.Н.Толстого

“Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил” (слайд 2)

- Согласны ли вы с ней?

- Во что или в кого могут верить люди?

- А вы во что верите?

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся участвуют в диалоге

2 Актуализация

- На прошлом уроке мы говорили о памятниках материальной и духовной культуры, которые возникли благодаря религии. Проверить себя вы сможете, пройдя небольшой тест. - В тесте вам предстоит находить памятники духовной культуры, связанные с религией. Выполнив последнее задание, вы прочитаете тему этого урока (Приложение 1)

 

 

Выполняют тест

3 Постановка темы и цели урока

- Итак, тест успешно окончен. Назовите тему урока. (слайд 3)

- Откройте учебник на с.10.

- Рубрика “Вы узнаете” поможет вам поставить цель урока. Прочитайте сначала про себя.

Формулируют тему:

Возникновение религий

Работа над выяснением цели урока

Читают про себя рубрику “Вы узнаете” на с.10

- Сегодня мы узнаем:

Как древние люди заботились о душах своих предках, что такое многобожие и пантеон, какой народ в мире впервые поверил в Единого Бога и что такое Завет.

4 Освоение нового материала. Первобытные верования. Многобожие.  
- Вы уже знаете, что религия существовала с глубокой древности. Как назывались верования самых древних людей. - первобытные верования

Знакомятся с первобытными верованиями (учебник)

Расскажите, пожалуйста, что Вы узнали о первобытных верованиях? По первобытным верованиям душе умершего и после смерти требовались пища и одежда. Поэтому часто людей клали в могилы одетыми, с украшениями и орудиями. Иногда в могилы насыпали красную краску (охра), которая должна была заменить на том свете огонь, кровь и свет солнца. Наши предки верили, что души умерших могут возвращаться и вредить живым или помогать им.
Обратите внимание на фотографию реконструкции захоронения рассмотрите на с. 10.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи. Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных. Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

(слайд 4)

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Ранней формой религиозных воззрений следует считать тотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов). Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

(слайд 5).

Например, индейцы племени Дакота почитали бизона как покровителя охоты, плодородия, как защитника девушек и стариков. Они верили в хозяина бизонов, который мог явиться людям в виде большого зверя или в виде человека. А воинственные кельты, проживавшие в Западной Европе, поклонялись дубу

(слайд 6).

Рассматривают фотографию на с. 10.
- Ответьте на первый вопрос рубрики “Вопросы и задания” Зачитывают первый вопрос и отвечают.
- Постепенно вера в духов сменяется верой в богов. (Открывается слайд № 7.)

В древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии, Китае, Японии – люди верили в то, что богов много и каждый бог имеет свою специализацию.

(открывается слайд 8)

Рассмотрим богов Древней Греции. Богов в Древней Греции было много. Греки верили, что главный бог Зевс дал людям законы и строго следит за их исполнением. Нарушающих закон, Зевс поражает молниями, за что ему было дано прозвище громовержец. Остальные боги покровительствуют разным сторонам жизни людей - ремёслам, искусству, любви, торговле, или являются владыками морей и океанов, подземного царства.

Ребята, кто может назвать богов Древней Греции?

(слайд 9.10)

Молодцы.

 

 

 

 

 

Знакомятся с богами Древней Греции

 

 

Ответы учащихся

А какие боги были в Древнем Египте, ребята, вы знаете?

(слайд 11)

В Древнем Египте боги, в отличие от богов античного мира, не имели строго определенных функций, они в меньшей степени были заняты какой-либо о ни было деятельностью и почти никогда не вмешивались в людские споры.

Хотя, египетские боги, в отличие от греческих не общались с людьми, им были доступны такие человеческие чувства, как любовь, ненависть. зависть и мстительность. тем не менее египтяне считали своих богов в высшей степени нравственными и стремились им подражать.

(слайд 12)

- Как же будет называться религия, в которой почитается много богов?

(слайд 13)

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

- многобожие

5 Физкультминутка

Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно!

Дети выполняют упражнения
6 Освоение нового материала. Иудаизм.

- На какой вопрос в рубрике “Вы узнаете” у вас ещё нет ответа?

- Назовите первые национальные религии.

- Название какой религии встречается на страницах этого урока?

- Как вы думаете, почему?

(слайд №14)

- Правильно, а религия получила название иудаизм.

(открывается слайд № 15)

- В стране Халдейской, недалеко от Вавилона жил Авраам. Он был богат, имел много скота, серебра и золота, и много слуг; но не имел детей и скорбел об этом. Бог явился Аврааму и сказал: "Выйди из земли твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя и возвеличу имя твое”. Он повиновался Господу и переселился в землю, которую указал ему Господь. Земля эта называлась Ханаанскою и была весьма плодородна. С тех пор евреи зовут эту землю Землёй Обетованной (слайд 16) Вскоре у Авраама родился сын, так начался род иудеев, или, как их потом стали называть, евреев. Прошли годы, и в земле Ханаанской наступил голод. Иудеи переселились в Египет. Где вскоре с ними стали жестоко обращаться. В это время у одного еврея родился мальчик, который был назван Моисеем (слайд № 17). Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вывести еврейский народ из Египта. Во время путешествия евреев из Египта в Землю Обетованную Господь сотворил много чудес (слайды № 18-19). Одно из самых значительных, когда Бог провёл иудеев по дну расступившегося Красного моря, тем самым спас их от погони египтян. Сорок лет Евреи блуждали по пустыне. В пустыне Моисей взошел на гору Синай и пробыл там сорок дней и сорок ночей, без всякой пищи. (слайд № 20). Бог дал ему две скрижали, или каменные доски, на которых были написаны десять заповедей.

 
Откройте учебник и прочитайте какие две заповеди указаны?

Какие, ребята, еще заповеди известны Вам?

Тем самым Моисей заключил с Богом договор (завет) (слайд № 21). Согласно этому Завету Бог оберегает свой народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

- Запишите в словарик слово завет, используя схему слайда.

 

6. Не убивай; 8. Не кради.

 

 

Ответы детей.

- Иудеи достигли Земли Обетованной и создали там своё царство. Чтобы почитать своего Бога, они возвели Иерусалимский храм, в котором стали хранить и скрижали с заветом.

- Вот так кратко можно изложить историю возникновения иудаизма. Как об этом рассказывается в учебнике прочитайте на с.10-11

- Рассмотрите Иерусалимский храм в учебнике. А теперь на слайде (слайд № 22). Почему изображения разные?

- Храм на слайде – это первый иерусалимский храм, а в учебнике храм, возведённый иудеями после вавилонского плена.

Работа со Словариком понятий. Списывают определение и схему понятия

 

Чтения текста в учебнике

 

- Это изображения Иерусалимских храмов, которые были построены в разные годы.

7 Рефлексия

- Расположите эти слова по мере появления их в тексте.

Слова: Авраам, Египет, Земля обетованная, Иерусалимский храм, Моисей, Заветы.

- Проверьте свою работу.

- Молодцы! Что у вас получилось?

(слайд 23)

- Как называется религия Авраама, Моисея и других евреев?

- Что значит завет?

Работа у доски

Прикрепляют к доске листы со словами

 

Авраам, земля обетованная, Египет, Моисей, Заветы, Иерусалимский храм.

 

- иудаизм

- договор еврейского народа с богом

8 Домашнее задание (слайд 24)

- Прочитайте ещё раз рассказ об иудаизме. Повторите понятие завет по словарику. Самостоятельно или с помощью взрослых найдите на современной карте мира место, где находилась когда-то земля Ханаан.

 

Запись домашнего задания

9 - Урок окончен. Вы хорошо потрудились!  

Литература.

  1. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы: учебное пособие / [Данилюк А.Я.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 24с.
  2. Основы религиозных культур и светской иэтики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. учреждений / [Б.Х. Бгажноков, О.В. Воскресенский, А.В. Глоцер и др.]; под. Ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошноковой. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.
  3. Библия для детей. Ветхий и Новый заветы / М.: Белый город, 2008. – 240с.
  4. Зайцев В.Ю. Мифы древней Греции/ Зайцев. – М.: Белый город, 2008. – 144с.

Интернет-ресурсы.

  1. http://azbyka.ru/sear/?text=%EC%EE%E8%F1%E5%E9&searchid=1639178&l10n=ru&web=0#1010
  2. http://radostmoya.ru/project/istorii_vethogo_zaveta_multfilmy/video/
  3. http://tarasov.21-hormaly.edusite.ru/p5aa1.html
  4. http://www.curanderos.ru/northamerica.htm
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%81%D0%BA%
    D0%BE%D0%B5_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B