Образовательный процесс по формированию грамматического строя "В гостях у сказки"

Разделы: Информатика, Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствовать грамматический строй речи: образование имен существительных с помощью суффиксов -иньк, - еньк, -очк, -ечк.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, конструктивного праксиса.
  • совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.
  • развивать логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать навык сотрудничества, взаимодействия в игре и в образовательной деятельности.

Оборудование:

  • изображение избушки для звукового анализа, карточки-ребусы (сом, щука, карась, плотва, лещ, налим), куски ткани, силуэты рыб, поролоновые кочки, мобильное дерево, изображения одежды, дом Бабы-Яги, кукла Иванушка.

Предварительная работа:

  • разучивание поговорок о дружбе, разучивание песни “Бабка - Ёжка” Т.Морозова.

Ход деятельности. Слайд № 2

- Здравствуйте, ребята. Сегодня нам с вами предстоит попасть в гости к сказке.

В путешествие пойдем, 
В страну сказок попадём, 
Слушай, думай, наблюдай, 
Сказку нашу отгадай. 
В сказку эту попадёте. 
На, ковре, на самолёте. 
Глазки дружно закрывайте, 
Сказку в душу пропусткайте.

Логопед: Итак, мы с вами очутились в сказке. А в какой? (ответы детей) Кто-то стучится. Слайд №3

- Здравствуйте, меня зовут Алёнушка, гуси-лебеди унесли моего братца Иванушку к Бабе-яге, помогите мне отыскать братца. Слайд №4

Поможем Аленушке, ребята
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.

- Поможем, Алёнушке? (Да)

- Только сначала нужно познакомиться.

Нужно назвать свое имя и затем назвать его ласково (Дима – Димочка, Лёня – Лёнечка)

- Познакомились, а теперь пора собираться в путь Слайд № 5

- Что бы найти дорогу, нужен план-карта. Слайд № 6

Садитесь за столы, найдите на листке красную точку поставили карандаш, 2 клетки вправо, 3 клетки наверх, 1 влево. Что изображено на нашем листке ? (Печка) Сначала нам нужно дойти до печки. Найдите синюю точку, от нее 4 клетки влево, 2 вверх,1 вправо. Что изображено? (Речка) Значит дальше нужно дойти до речки. Найдите зеленую точку, от нее 3 клетки вверх, 3 вправо, 1 вверх. Что нарисовано? (Яблоня). Дальше пойдем до яблони. Найдите черную точку, от нее 3 клетки влево, 4 наверх, 2 влево. Что нарисовано? (Избушка на курьих ножках).

(Выполняют задания на листе.)

- Теперь у нас есть сказочный план, и мы можем отправляться в путь. Слайд № 7

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
Тишина стоит вокруг, вышли с вами мы на луг....

(Декорация печки.) Слайд № 8

- Что это стоит на лугу? Печка. Давайте, ребята, произнесём волшебные слова, которые помогут нам для нашего выполнения задания.

ач-ач-ач- Алёнушка не плач
Эч, эч, эч — истопили печь.
Оч, оч, оч — можем мы помочь
ачи –ачи-ачи –испекли мы калачи

Не смогла печка помочь Алёнушке ,может быть нам печка поможет.

- Печка, подскажи, куда гуси-лебеди унесли Иванушку? Молчит, печка. Слышу, шепчет печка, что приготовила нам задание .Нам с вами нужно отгадать загадку. Слайд № 9

- Где живет старушка злая,
Может где-нибудь в сарае,
Не в сарае, не в кадушке,
А в густом лесу в ....(избушке).

Правильно.

- Посмотрите, что здесь нарисовано? (избушка) Слайд № 10

Нужно выполнить звуковой анализ слова избушка. Давайте вспомним, как это делается? Если звук гласный, каким цветом мы его отметим? (красным). А если согласный твердый? (синим), а согласный мягкий (зеленым). Слайд № 11

Дети выполняют звуковой анализ слова. Молодцы если мы с вами правильно выполнили задание то избушка повернётся к нам передом а к лесу задом.

Печка мне нашептала, что Гуси-лебеди полетели к реке. Слайд № 12

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и волшебным лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг, снова вышли мы на луг...

(Шум реки, декорация речки с кочками) Слайд № 13

- Прислушайтесь, что слышно? Где-то течет речка, но ее не видно. Она вся заросла кочками и камышами. Давайте, поможем речке, очистим ее от кочек. Но кочки не простые, каждая кочка – это звуки но они все перемешались – мы должны с вами разделить звуки на гласные и согласные. Кочки с гласными звуками мы будем собирать справа а с согласными звуками слева. (выполнение работы) Слайд № 14, 15

- Молодцы. Мы очистили речку от кочек. Но все ровно, плохо слышно, как журчит вода. Я вам раздам по кусочку речки, вы выпустите туда рыбок, и мы выложим новую речку. (дети собирают разрезные пазлы реки)

- Слышу, как речка благодарна, что мы ее освободили от кочек, и говорит, что гуси лебеди полетели к яблоньке. Слайд № 16

- Перепрыгивайте, через речку, пойдем к яблоньке. Слайд № 17

- Как у наших, у ворот,
Чудо-яблонька растет,
А на ветках кофты, брюки,
Подставляйте дети руки,
Ну-ка, срочно, дай ответ,
Так бывает или нет? (Нет)

– А как бывает? Что растёт на яблоне?

– Давайте составим предложение (На яблоне растут наливные яблоки)

– Сколько слов в этом предложении? – Какое слово первое? – Что мы можем сказать об этом слове? (Оно короткое)

- Молодцы, справились и с этим заданием.

- Посмотрите, на яблоньке записка, в ней написано, что гуси-лебеди полетели к дому Бабы-Яги. Слайд № 18

Вот и нашли мы дом Бабы-Яги. - А давайте станцуем для весёлый танец может тогда она подобреет и отдаст нам Иванушку. (Танец под музыку Т.Морозова “Бабка-ёжка”) Слайд № 19

В тёмном лесу есть избушка.  Слайд № 20
Стоит задом наперёд. 
В той избушке есть старушка. 
Бабушка Яга живёт. 
Нос крючком, 
Глаза большие, 
Словно угольки горят. 
Ух, сердитая какая! 
Дыбом волосы стоят. 

Иванушка, ты здесь?

- Кто здесь кричит? Что за шум?

- Отдай нам Баба-Яга Иванушку.

- Если вы мне назовете пословицы о дружбе, отдам. Составление пословиц по схеме. Дети выполняют задание. Слайд № 21

- Всё равно Баба-Яга не отдаёт нам Иванушку, говорит что и наши гости должны нам помочь и собрать пословицы о дружбе. (Задания для гостей).

- Сам погибай, а товарища выручай.

- Старый друг – лучше новых двух.

- Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

- Друзья познаются в беде.

- Будите друг за друга держаться – можете ничего не бояться.

- Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

- Нет друга - ищи, а нашел – береги.

Баба-Яга отдает Иванушку .Слайд № 22

Рефлексия.

– Ребята, а знаете почему Баба-Яга отдала нам Иванушку? – Потому что мы помагали друг другу ,были дружной командой , старались и выполнили все задания. Мы сегодня образовывали новые слова с маленькой частью слова. Она называется суффикс. Мы с вами говорили не Алёна, а Алёнушка, не Ваня а Иванушка не река а реченька не печка а печенька не яблоня а яблонька.

Вот и нас в саду выросла такая яблонька.  Но она грустная, нет на ней яблочек. Давайте её оживим! Наклеим на неё яблочки:

  • было интересно - красное;
  • не все удалось, проблемы - жёлтое;
  • были трудности - зелёное.

Исполнение песни про дружбу. Слайд № 23