Урок-игра по информатике "Приключения веселого паровозика"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


В работе представлен сценарий урока по информатике “Приключения веселого паровозика”. Задания конкурсов подобраны по темам: “Кодирование информации”, “Исполнители и алгоритмы”, “Логика”, “Приемы редактирования текста”, “Графический редактор”.

Мероприятие можно проводить в двух вариантах: с использованием компьютеров для выполнения заданий и без них. Для машинного варианта используются файлы-задания, для урока без компьютеров – карточки с заданиями. Урок сопровождается интерактивной презентацией.

Как работать с презентацией

Презентация составлена с использованием настраиваемого образца слайдов, управляющих элементов, триггеров, анимации. Презентация имеет простой и удобный интерфейс (рисунок 1). Переход между слайдами осуществляется с помощью управляющих элементов. Логическая структура презентации подразумевает последовательный просмотр в одном направлении, однако для форс-мажорных обстоятельств предусмотрены менее заметные управляющие элементы: для перехода на первый слайд (логотип) и возврат на предыдущий слайд.

Слайды созданы с применением дополнительных эффектов, переходов и анимации (более подробно см. Приложение 1).

Рисунок 1. Интерфейс программы

Структура презентации универсальна и легко трансформируется под любой подобный конкурс в любой предметной области.

Карта путешествия, остановки-конкурсы (их количество и расположение на карте) легко меняются. Для большей занимательности на переднем плане слайдов с картой желательно разместить несколько дополнительных мелких объектов – мост, дерево, горы или цветок. Поменяв образ поезда на ракету или корабль и, подобрав соответствующую карту, можно отправиться в космическое (Приложение 4) или морское путешествие.

Приключения веселого паровозика

Класс: 3+

Цели: развитие интереса к информатике, углубление знаний по предмету, активизация деятельности учащихся.

Задачи: обобщить изученный материал по темам “Кодирование информации”, “Исполнители и алгоритмы”, “Логика”, “Приемы редактирования текста”, “Графический редактор”.

Необходимые ЗУН (для машинного варианта): умение работать в прикладных программах “Калькулятор”, “Microsoft Word”, “Paint”, “PowerPoint”.

Реквизит (Приложение 2):

  • два набора карточек с буквами И, Н, Ф, О, Р, М, А, Т, И, К, А двух цветов для двух команд; за каждое задание команда получает от 0 до 3 карточек своего цвета;
  • два набора табличек с буквами;
  • два набора карточек с заданиями.

Оборудование:

  • проектор, телевизор или учительский компьютер с большим монитором;
  • 2 рабочих компьютерных места (для машинного варианта).

Программно-прикладные средства:

  • презентация на учительском месте (Презентация);
  • папка Конкурс с файлами на ученических местах (Приложение 3).

Ход мероприятия

Конкурс сопровождается интерактивной презентацией.

Начало урока. Слайд 1 (рисунок 2).

Рисунок 2. Первый слайд

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Задача. Из пункта А в пункт Б выехал поезд. Через сколько времени он прибудет в пункт назначения, если в пути его ждут приключения и неожиданные встречи?

Думаю, что вы уже догадались, сегодня у нас необычный урок – мы отправляемся в путешествие.

Конкурс 1. Время отправления

(Рис. 3).

Темы: Системы счисления, Вычисление на калькуляторе.

Программа: Калькулятор.

Участники: вся команда за одним компьютером.

Реквизит: карточка с заданием (Приложение 2).

Презентация: слайды 2-3 (рисунок 3); на слайде 3 есть контактный прозрачный прямоугольник, щелчок по которому вызывает появление больших часов в центре.

Рисунок 3. Слайд с заданием

Задание. На часах 12 часов дня 6 минут и 24 секунды. Сколько секунд прошло с начала дня?

Ответ: 43584.

Конкурс 2. Сказочный лес

Тема: Логика.

Программа: графический редактор Paint.

Участники: вся команда за одним компьютером.

Реквизит: файл Поезд.png или карточка с заданием.

Презентация: слайды 4-5 (рисунок 4); на слайде 5 есть контактный прозрачный прямоугольник, щелчок по которому вызывает появление ответа.

Рисунок 4. Слайд с заданием

Задание. Первая остановка – Сказочный лес. В сказочном лесу живут волшебные краски. Увидев серый поезд, они раскрасили его в красный, синий и желтый цвет. При этом паровоз и вагоны получились разных цветов.

Пассажир из желтого вагона спросил у машиниста, какого цвета другой вагон? Машинист ответил: “Первый вагон – не синий”. Раскрасьте паровоз и вагоны.

Ответ: синий паровоз, красный (первый) и желтый (второй) вагоны.

Конкурс 3. Город веселых букв

Тема: Двоичное кодирование текста.

Программа: графический редактор Paint.

Участники: вся команда (четыре человека – “Буквы”, все остальные – “Центр управления”).

Реквизит: карточка с заданием; два набора из четырех двойных табличек с буквами для каждой команды (рисунок 5).

Рисунок 5. Таблички со сгибом

Презентация: слайды 6-7 (рисунок 6).

Рисунок 6. Слайд с заданием

Задание. Вторая остановка – Город веселых букв. Для выполнения задания участников каждой команды необходимо поделить на две группы – команду “Буквы” из четырех человек и “Центр управления”.

Центру управления необходимо по двоичному коду определить зашифрованное слово, написать его на бумаге и передать команде “Буквы”. У каждого участника команды “Буквы” двусторонняя табличка с двумя буквами. Команда букв должна выстроиться в ряд, составив слово (обмениваться карточками нельзя) – рисунок 7. После того, как первое слово составлено, Центр управления получает следующее слово. За отведенное время командам надо составить как можно больше слов.

Рисунок 7. Команда “Буквы”

Задания с ответами:

Синяя команда

Двоичный код Ответ
1 11000111 11001110 11001101 11010010 ЗОНТ
2 11001111 11001110 11010000 11010010 ПОРТ
3 11001111 11000000 11010000 11001010 ПАРК
4 11001101 11001110 11010000 11000000 НОРА

Зеленая команда

Двоичный код Ответ
1 11010010 11010000 11001110 11001101 ТРОН
2 11001010 11000000 11010000 11001111 КАРП
3 11001111 11001110 11010000 11000000 ПОРА
4 11001010 11010000 11000000 11001101 КРАН

Используется таблица кодировки русских символов Microsoft Windows CP1251.

Конкурс 4. Встреча в лесу

Темы: Логика, Набор и редактирование текста.

Программа: текстовый редактор Word.

Участники: вся команда.

Реквизит: файл Туристы.doc или карточка с заданием.

Презентация: слайды 8-9 (рисунок 8).

Рисунок 8. Слайд с заданием

Задание (по мотивам советской задачи “Девять вопросов”; к сожалению, все попытки найти ссылку на источник, оказались безрезультатными, поэтому, если что-то владеет этой информацией – сообщите об этом). Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Сколько туристов живет в этом лагере?
  2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
  3. На чем они сюда добрались?
  4. Далеко ли от лагеря до ближайшего населенного пункта?
  5. Куда ушел Петя?
  6. Когда дежурил мальчик, который выглядывает из палатки?
  7. Сколько лет было дереву, когда его срубили?
  8. Откуда дует ветер: с севера или юга?
  9. Какое сейчас время дня?

Ответы:

  1. Четыре (количество ложек, вилок, тарелок; список дежурных).
  2. Несколько дней назад (паучок сплел большую паутину).
  3. На вёсельной лодке.
  4. Нет (курица пришла из деревни).
  5. Петя ловит бабочек.
  6. Вчера (так как Петя ловит бабочек, Егор дежурит, а Ваня с рюкзаком, то из палатки выглядывает Саша).
  7. Четыре года (можно подсчитать по кольцам пня).
  8. С юга (направление костра и пара в сторону севера, который определяем по следующим признакам: мох на деревьях, смещённые кольца на пне, с северной стороны веток на деревьях меньше и они более мелкие).
  9. Утро (тень падает на запад).

Конкурс 5. Поезд в тумане

Тема: Исполнители и алгоритмы.

Программа: программа для создания презентаций Power Point.

Участники: по два участника от команды – Исполнитель и Командир.

Реквизит: карточка с лабиринтом; файл Лабиринт.ppt (в режиме демонстрации) или листок в клеточку с границами лабиринта и обозначенной клеткой Старт.

Презентация: слайды 10-11 (рисунок 9); на слайде 11 все клетки поля лабиринта являются триггерами – при щелчке по ним мышью, они исчезают.

05.JPG (23213 bytes)

Рисунок 9. Результат прохождения лабиринта

Задание. Система команд исполнителя: СТАРТ – щелкаем по клетке Старт; ВПРАВО, ВЛЕВО, ВВЕРХ, ВНИЗ – щелкаем по ближайшей клетке в указанном направлении. Исполнитель сидит за компьютером перед закрытым полем. Командир сидит спиной к исполнителю и компьютеру и не видит поля, но у него есть карточка с открытым лабиринтом. Отдавая команды Исполнителю, он должен провести поезд от старта до выхода.

После объяснения правил в кабинете остается пара Командир-Исполнитель из первой команды, пара из второй команды ждет своей очереди за дверью.

Ответ. Команды исполнителю:

СТАРТ, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВВЕРХ, ВПРАВО, ВНИЗ, ВНИЗ, ВНИЗ, ВПРАВО, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВВЕРХ, ВПРАВО, ВВЕРХ, ВВЕРХ.

Конкурс 6. Цветочная поляна

Тема: Двоичное кодирование графики, Инструменты графического редактора.

Программа: графический редактор Paint.

Участники: вся команда.

Реквизит: файл (Двоичное кодирование.png) или карточка с заданием.

Презентация: слайды 12-13 (рисунок 10); на слайде 13 есть контактный прозрачный прямоугольник, щелчок по которому вызывает появление ответа.

Рисунок 10. Слайд с заданием

Задание. Восстановите изображение, используя подсказки - двоичные коды цветов.

Ответ (рисунок 11):

Рисунок 11. ответ на задание

Конкурс 7. Отгадайте слово

Реквизит: карточки с буквами.

Участники: вся команда.

Презентация: слайды 14-15 (рисунок 12); на слайде 15 все зеленые прямоугольники являются триггерами – при щелчке по ним мышью, они исчезают.

Рисунок 12. Слайд с заданием

Задание. Отгадайте слово из 11 букв. Загаданное слово - это предмет, изучение которого помогло нам справиться со всеми задачами. В этом слове обязательно встречаются все те буквы, которые вы получили на конкурсах, но карточек может и не хватать.

Ответ: Информатика (на слайде буквы появляются при щелчке на соответствующем прямоугольнике, что позволяет использовать их как подсказки).

Подведение итогов. Рефлексия.

Информационные источники:

  1. При создании презентации были использованы рисунки:
  2. задние фоны картинок http://www.wwalls.ru, http://www.platinumwall.ru;
  3. вокзал: http://www.weblancer.net/files/portfolio/4222/422286/1320912.jpg;
  4. дети: http://rylik.ru/clipart/vector/people-vector/39740-shkolniki-vektornyy-klipart.html;
  5. компас: http://ru.clipartlogo.com;
  6. элементы карты: ClipArt’a Microsoft Office;
  7. а также автора статьи.

14.12.2013