Моделирование гражданско-патриотического воспитания в условиях школы-интерната

Разделы: Внеклассная работа


«Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с Отечеством».

В.Г. Белинский

Введение

Российское общество переживает сложный период: с одной стороны, идёт становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооружённые конфликты, демографические проблемы.
Педагогические наблюдения показывают, что современные школьникиболее осведомлены, как им кажется, практически во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Зачастую, у многих детей мы встречаем переоценку своих знаний, пренебрежение к авторитетам и мнению других, неумение подчинять личные интересы общественным, низкую социальную активность и самостоятельность. Они не проявляют особой инициативы в познании своей семьи, лучших традиций российского народа и истории Отечества.
Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Актуальность

В последнее время молодые люди  в основном отдают предпочтение не столько духовным и нравственным ценностям, сколько большим деньгам, заработанным любым доступным путем. О духовно-нравственных категориях, о гражданственности, о патриотизме зачастую говорит лишь школьный учитель. А ведь патриотизм не только одна из важнейших черт личности, но и исконно присущая, существенная черта российского менталитета, которая составляет духовно-нравственную основу жизнедеятельности.
Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы и начинать её надо с начальных классов и проводить на всех ступенях обучения.Патриотическое воспитание в рамках данного проекта рассматривается как дифференцированный процесс, который учитывает возрастные особенности учащихся. Цели, поставленные данным проектом, достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.

Цель проекта:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота своего Отечества и способной успешно выполнять гражданские обязанности в обществе.

Задачи проекта

1. Формирование патриотических качеств личности воспитанника  в соответствии с моделью «Гражданина-патриота России».
2. Формирование в сознании воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России.
3. Воспитание уважения и интереса ко всем нациям.
4. Внедрение элементов исследовательской, краеведческой работы, способствующих воспитанию патриотизма, любви к стране, родному краю.
5. Объединение усилий воспитателей и родителей для совместной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию.
6. Определение критериев, показателей и уровней сформированности гражданско-патриотической воспитанности младших школьников.

Этапы реализации проекта

Реализация данных задач гражданско-патриотического воспитания воспитанников школы-интерната требует комплексного системного подхода. В основу воспитательного процесса необходимо положить историко-краеведческую деятельность учащихся в школе, вне школы, в различных видах творческой и исследовательской работы. Важным направлением деятельности является информационно-исследовательское, так как использование новых информационных технологий даёт возможность представить воспитательную систему на качественно новом уровне.

I. Ориентированно-диагностический этап.

Цель: выявить представление обучающихся о патриотизме, о юридическом и духовно-нравственном смысле понятия «гражданин».

Содержание: выявить и расширить знания об истории, традициях и обычаях своего народа. Определить направления дальнейшей работы над проектом.

Формы: анкетирование, мини-опросники, викторины, сочинения и т.д.

II. Основной этап

Цель: спланировать и провести цикл мероприятий, формирующих у учащихся гражданские качества личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Формы: классные часы, уроки мужества, заседания клубов по интересам, военно-спортивные соревнования, игры, конкурсы, викторины, экскурсии в школьный и краеведческий музей, встречи с ветеранами и тружениками тыла ВОВ,  работа   в школьном пресс-центре.

III. Заключительный этап

Цель: проанализировать полученную «модель гражданина», провести рефлексию для анализа и изменения методов, форм, мероприятий для дальнейшей работы над проблемой.

Формы: анкетирование, опросники, научно-практические конференции, круглые столы, диспуты, дебаты и т.д.

Участники проекта

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляют: воспитатели первой и второй  половины дня. Они определяют содержание конкретных мероприятий по реализации проекта, организуют их выполнение, обсуждают предложения, направленные на повышение эффективности в работе. Основными исполнителями мероприятий проекта являются воспитанники, педагоги и родители.

Основное содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

I – IV классы. История малой Родины. История жизни и деятельности российских и советских солдат, военачальников, писателей, поэтов. Государственная, военная символика, военная песня. Основы пожарной безопасности. Основы правил дорожного движения. Права и обязанности гражданина России.

V – IX классы. Жизнь и деятельность знаменитых людей. История малых станций и станции Барабинск. История военной символики. Права и обязанности гражданина. Физическая подготовка. Строевая подготовка.

X – XI классы. История малых станций и станции Барабинск, района, области, страны, государств. Права и обязанности гражданина России. Жизнь и деятельность выдающихся людей. Строевая, физическая подготовка.

Стержневой деятельностью коллектива школы-интерната, ведущего работу по реализации данногопроекта, является формирование у воспитанников социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «гражданин», «патриот» (модель гражданина-патриота).

Модель «Гражданин – патриот России»

Мероприятия по реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1. Праздник «День знаний», из истории олимпийских игр сентябрь Воспитатели первой и второй половины дня
2. Организация работы клубов «Пирамидка», «Альянс», «Барс» сентябрь Руководители и президенты клубов
3. Участие в работе школьного пресс-центра. в течение года Актив классного самоуправления
4. Внутришкольные акции «Забота», «Помоги другу», волонтерское движение. в течение года Актив детской организации «Радуга»
5. Тематические классные часы:  «Кто я? Какой я?», «Я среди людей, люди вокруг меня». октябрь Воспитатели первой и второй половины дня
6. Привлечение родителей воспитанников  к организации и проведению мероприятий по воспитанию патриотизма и гражданственности. постоянно Воспитатели первой и второй половины дня
7. Праздничная программа  для ветеранов  ко Дню пожилых людей. октябрь Башкирова И.В.
8. Тематические классные часы «Азбука нравственности», «Кем быть и каким быть?» ноябрь Воспитатели первой и второй половины дня
9. Праздничная программа ко Дню Матери. ноябрь Башкирова И.В.
10. Консультации юных юристов:
  • конкурс мультимедийных презентаций «Я – гражданин России», «Мои права и мои обязанности»
  • конкурс рисунков по правовым знаниям.
декабрь Воспитатели первой и второй половины дня
Митрохова О.А.
11. Круглый стол «Я дома, я в школе, я среди друзей» декабрь Актив детской организации «Радуга»
12. Встреча с ветеранами ВОВ и горячих точек. февраль, май Актив классного самоуправления
13. Акция «Мы – волонтеры!» в течение года Актив детской организации «Радуга»
14. Тематические классные часы «Государственные символы России», «Обычаи и традиции моей страны и стран мирового сообщества». декабрь Воспитатели первой и второй половины дня
15. Проведение конкурса рисунков на тему «Сердцу милая Родина». январь Митрохова О.А.
16. Акция «Письмо солдату», «Открытка солдату» февраль Актив классного самоуправления,Митрохова О.А.
17. Военно-спортивная игра «Зимний городок» февраль Чувашёв В.Л.,
Легенза Р. А.
18. Встреча с работниками предприятий железнодорожного транспорта «Люди нашей магистрали» в течение года Воспитатели первой
и второй половины дня
19. Тематические классные часы
«Слава тебе, победитель солдат!»,
«Есть такая профессия – Родину защищать»
февраль, май Воспитатели первой
и второй половины дня
20. Выставка рисунков «России верные сыны» февраль Митрохова О.А.
21. Конкурс патриотической и солдатской песни «Служим Отечеству» февраль Башкирова И.В.,
Легенза Р. А.,
Чувашев В. Л.
22. Тематические классные часы «Уроки мира»,  «Уроки жизни» март Воспитатели первой
и второй половины дня
23. Организация и проведение мероприятий, посвящённых победе в ВОВ и локальных войнах. апрель -май Актив детской организации «Радуга»,
Башкирова И. В.,
Легенза Р. А
24. Экскурсии в краеведческий музейгорода Барабинска и музей локомотивного депо станции Барабинск в течение года Воспитатели первой
и второй половины дня
25. Поздравление ветеранов,   выставка рисунков «Салют, Победа!» май Актив классного самоуправления, Митрохова О.А.
26. Экскурсия в пожарную часть май Хромов Б. Н.
27. Весенний кросс, посвящённый 9 Мая май Чувашев В. Л.
28. Участие в торжественной линейке у мемориала Победы «Памяти погибших в Великой Отечественной войне посвящается…» май Никитина Е.П.,
актив детской организации «Радуга»

Смета проекта

Наименование статьи расходов и расчет платежа

Сумма

Срок платежа
по календарному плану

1) фотобумага – 50 листов (матовая односторонняя А3-150 гр/ )

3000 руб.

2013 – 2014 год

2) бумага для принтера (А4)

500 руб.

3) цветная краска для принтера

1000 руб.

4) принтер – 1 шт.

3000 руб.

5) диск DVD-R – 4 шт.

400 руб.

6) файловые папки – 10 шт.

2000 руб.

Итого: 9900 руб.

Ожидаемые результаты

Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

– умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
– знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
– умение принимать и защищать свои решения;
– готовность к участию в общественных делах;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

– сохранение главной ценности – здоровья человека;
– любовь к Родине;
– права и свободы человека и гражданина;
– знание символики Российской Федерации;
– национальное самосознание;
– уважение чести и достоинства других граждан;

Количественные параметры:

1. Включённость каждого школьника в воспитательные ситуации.
2. Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к учителю, сверстникам, совместным делам).
3. Участие в деятельность детской организации «Радуга».
4. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике.
5. Организация и проведение мероприятий в классе.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени:

1) на первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главной задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны;

2) вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах;

3) на третьей ступени расширяются и углубляются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, оправах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы процесс общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Приложение 1

Приложение 2