Развитие речи "Роль глагола в устной и письменной речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Добиться понимания роли глагола с употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности
  • Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи.
  • Воспитывать любовь к родной природе.

Учебные пособия:

1.Русский язык (6класс) под редакцией Т.А.Ладыженской “Просвещение”; 2008.

Оборудование:

1) Толковые словари;

2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки;

Ход урока

І. Постановка темы и целей урока.

1. Загадка

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.
(Глагол)

Что такое глагол?

Проверка домашнего задания: (упр. 526)

Работа 2-х учащихся у доски: 1) вставляет пропущенные орфограммы в слова; 2) выписывает понравившиеся предложение, делает его синтаксический разбор и дает характеристику.

Класс в это время пересказывает сжато текст домашнего задания .

2. А сейчас отгадаем загадки:

  • Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

Эту загадку Николай Алексеевич Некрасов использует в поэме “Кому на Руси жить хорошо”

  • Текло, текло и легло под стекло. (Лед)
  • Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает. (Лес)

Что вам помогло отгадать загадки?

(Глаголы, которые означают действие предмета.)

3. Итак, сегодня выясним какова роль глагола в устной и письменной речи.

Возможно, кто-то уже сам сможет дать ответ на этот вопрос. ( использование при ответе выражений, я считаю...., по- моему мнению..., наблюдая за...)

Конечно, это так. А вот как Татьяничева характеризует глагол. Спишите это стихотворение, расставив недостающие знаки препинания и объясните смысл.

Он энергичен, многолик
– Глагол.
Он действовать привык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я говорю, ему
Глаголь!
(А.Татьяничева.)

  • Как автор характеризует глаголы?
  • Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.
  • Посмотрим в словаре значение этих слов (работа со словарем)
  • Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.)
  • И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).
  • Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

Продолжаем доказывать, что роль глагола очень значительна в русском языке. Для этого у вас на парте художественные тексты с заданиями.

З\Д: прочитайте этот текст ( ученик один читает выразительно)

ІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)

Ч...дная картина,
Как ты мне р...дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл...стящий снег,
И саней д...леких
Одинокий бег.
(А.Фет)

На дворе гуляет непогодь,
Ночь стоит темным -темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном.
(П. Комаров)

Определите стиль речи. (Художественный)

Запишите их и выполните задания к ним (2 ученика выполняют у доски):

1 ученик работает с первым текстом (Словарный диктант из слов текста- вставить пропущенные орфограммы)

2 ученик - выделяет грамматические основы первого предложения во втором тексте, дает его характеристику и рисует схему.

Устно ответьте на вопросы:

1. О чём говорится в этих стихотворениях? (О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Словарная работа.

Пейзаж (лат. Пейз) – страна, вид, местность.

4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)

Предложение одному ученику сделать вывод по теме урока.

3. Закрепление материала.

2). Работа в парах (используется раздаточный материал ).

- Будьте внимательны, так как домашнее задание у вас будет творческое и вы можете использовать материал данного урока. А задание будет следующим ( запись в дневники):

Домашнее задание (по выбору учащихся).

Написать короткую пейзажную зарисовку, используя глаголы (“Метель разбушевалась”, “В заснеженном царстве”).

Записать глаголы, которые характеризуют непогоду, определив у них лицо, число, время.

Давайте зачитаем эти четверостишия. Они вам хорошо знакомы.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.А. Некрасов)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С.Есенин)

- Спишите, укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.

5. Редактирование (используем раздаточный материал ). Запишите правильно:

А сейчас попробуем себя в роли корректора ( объяснение значения слова)

1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять–шесть моделей.

- Почему данные предложения вызывают смех?

- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

- В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).

V. Обобщение

Итак, какова же роль глаголов в устной и письменной речи?

Карточки-задания: ( коллективная работа)

1. Глагол – это служебная часть речи? (да \ нет)

2. Что обозначает глагол?------------------------

3.К какому лицу относятся глаголы, отвечающие на вопросы: что делает? Что сделает?

(1\ 2\ 3 – подчеркните правильный ответ).

4. Форма ПОЛЕЙ-КА относится к ----------------------------------------наклонению.

5. Сколько времен у русского глагола?-------------------------------------

6. К какому спряжению относится глагол СТЕЛИТЬ?--------------------

Литература

  1. Практическое пособие по развитию речи / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. — М.: ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2002.
  2. Я иду на урок русского языка: Русский язык: Книга для учителя. — М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.
  3. Издательство “Первое сентября”, 2005 год.