Сказочные богатыри

Разделы: Начальная школа


Цели на уроке:

  • развивать творческое воображение учащихся средствами поэзии, живописи, музыки; любовь к поэтическому слову; чувство патриотизма;
  • учить сравнивать, обобщать, делать выводы, уметь давать связный ответ;
  • обучать коллективной работе, приобщать к фактам исторической действительности.

Оборудование:

  • Доска, оформленная в виде приоткрытой двери (богатыри, сидящие на конях, Змей Горыныч, заглавие книги “Дела давно минувших дней...”).
  • Записи на доске: “Русский народ создал огромную устную литературу: сказки, мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые песни и торжественные былины, говорившиеся на распев, под звук струн – о славных богатырях, защитниках Земли” Л.Н. Толстой
  • Детские рисунки “Сказочные богатыри”.
  • Выставка книг “Устное народной творчество”
  • Книга для чтения “Маленькая дверь в большой мир” - 2 класс.

Ход урока

Постановка учебного задания.

Учитель: Книга закрыта. Она хранит тайну. В ней таинственный и прекрасный мир. И только читателю дано постичь тайны творчества, ощутить волшебную магию... Напрасно думаете, что это легко: уметь Читать и Видеть красивое, Слушать и Слышать возвышенное, Понимать умное и Чувствовать глубокое.

(Звучит музыка, объявляется тема “Дела давно минувших дней...”, приоткрыта дверца...)

Мне хотелось бы пригласить вас ещё на одну встречу с богатырской сказкой об Илье Муромце и былиной “Встреча Ильи Муромца со Святогором”.

(2 ученика приветствуют собравшихся):

- Ой, вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы!
Посмотрите-ка и, да послушайте,
Да не говорите потом,
Что слыхом не слыхивали и видами не видывали.
- Добрый день и поклон вам, гости дорогие!
Собрались со всех сторон наши все родные!
- Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Веселья вам да радости!
- Давно мы вас ждём – поджидаем,
Урок без вас не начинаем,
У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Мы рассказ ведём про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море успокоилось,
Чтобы добрые люди послушали,
Чтобы молодцы да девицы призадумались.

Повторение пройденного.

Учитель: Мы познакомились с понятием “устное народное творчество”. Как вы его поняли?

Дети: Устное – передаются из уста в уста, народное – придумывает сам народ, творчество творить, придумывать, создавать.

Учитель: Какие жанры устного творчества, вы знаете?

Дети: Сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки.

Учитель: Давайте прочтём цитату, написанную на доске, о том, как об устном народном творчестве сказал русский писатель Лев Николаевич Толстой? (Дети читают хором).

Беседа учителя с элементами литературного анализа. (Таблица на доске появляется поэтапно).

Признаки Былина Богатырская сказка
Что лежит в основе Историческое событие
Герои Одинаковые
Построение Чаще в стихотворной форме В прозе
Волшебные силы и персонажи + +
Песенный характер  

+

-
Троекратный повтор  

+

+
Автор Устное народное творчество
Есть ли зачин?

+

Установка на реальный мир, из того ли то из города Мурома

+

Установка на волшебный мир условный “В некотором царстве, в некотором государстве...”

Концовка

+

Прославление богатыря

+

Язык Простой, народный
Сюжет Со злом нельзя бороться злом. Только добро может победить зло, оставаясь добром.

Учитель: Найдите сказочные обороты, которые доказывают народность языка.

Дети:

Не прекословил – не спорил;

Тын – забор из брёвен или жердей;

Сын, никуда не годящий – не годный;

Странник (человек, который ходит пешком);

Зычным голосом – звонким, громким.

Постановка проблемы.

Учитель: Так, а вот интересно, от какого слова образовалось слово “былина”?

Дети: От слова “быль”, “было”.

Учитель: Вы говорите “был”, “было”, а в былине так много сказочного, придуманного. Как это объяснить?

Дети: Народ видел в богатырях своих защитников, защитники должны быть сильными, смелыми, отважными, добрыми.

Учитель: А, вы знаете, ребята, что былины возникли на Руси в X–XI веках.Крестьяне плели кружево и мастерили из ели игрушки. В это время они слушали про старину. Это и были былины. Это и рассказы про то, что Русь сражалась с врагами, и то, что были на нашей земле люди – богатыри, защищавшие свою Родину.

Работа в группах (дружинах).

В руках учителя “Дракон” - мягкая игрушка.

Учитель: Ай же вы, удалы добро молодцы и красны девицы.

Я вижу силушку вашу великую.

А проверить я хочу, кто из вас сильнее?

(Учитель достаёт задания для каждой группы - дружины. Задания записаны на обороте рисунков: рисунок-меч, рисунок-шлем, рисунок-кольчуга.)

Задания:

1-я дружина

  • Найдите и выразительно прочитайте отрывок из сказки со слов “Стал он подыскивать себе латы, также колчан со стрелами, тугой лук и меч...”. До слов... “не обижай беззащитных”.

2-я дружина

  • Прочитайте выразительно отрывок из былины по ролям со слов... “Тут Святогор – богатырь да опомнился”... до слов “они друг с другом побратались”.

3-я дружина

  • Найдите и прочитайте, какой наказ дали странники Илье Муромцу.

Учитель: Ребята, Илья Муромец поехал послужить Владимиру Красно Солнышку в Киев. А знаете ли вы, был ли такой князь на Руси? Красно Солнышко – почему его так звали? (Ответы учащихся).

Учитель: Когда наше государство только появилось на карте, оно называлось Киевская Русь. Самым известным из русских князей был Владимир. Князь Владимир избавил Русь от набегов врагов, которые разоряли сёла, убивали и угоняли в плен людей. За это люди прозвали Владимира “Солнышком”, но и это показалось не достаточной благодарностью князю. Поэтому они добавили “Красно”.

От каждой группы - дружины выходит представитель и прикрепляет рисунок к доске и рассказывает приготовленное выступление о доспехах:

Русские мастера научились делать прекрасное оружие: латы, металлические доспехи, броню, которые защищали тело от стрел, мечей, копий врага.

Это были:

  • Меч булатный – меч, который ковали из очень твёрдой стали, секрет который был раскрыт лишь в XIX веке.
  • Шлем пернатый – покрытый множеством металлических пластинок, которые, как оперение, покрывали голову воина.
  • Кольчуга – металлическая рубаха, изготовленная из тысяч железных колечек, соединённых между собой.
  • Щит – защищавший туловище воина. И во всём этом облачении богатырь садился на богатырского коня (показ репродукции “Три богатыря”).

Обсуждение и оценка выполненных заданий группами – дружинами.

Подведение итогов.

Учитель (в руках дракон): Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

Какой же урок дают нам эти произведения народного творчества?

Дети: Урок любви к Родине, прославления защитников народа, мудрости. Они говорят нам о том, что война – это зло, жестокость. Надо чтобы все народы жиля в мире и согласии, уважая друг друга.

Самооценка обучающихся работы на уроке.

Домашнее задание.

  • Подобрать пословицы разных народов о дружбе.