Правила дорожного движения - знать должны все, без исключения!

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП дети, получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности.
Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода.
Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем.
Наш педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» города Курска уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.

Цель: формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

  • учить детей применять полученные знания о правилах дорожного движения на практике;
  • активизировать словарную работу у детей;
  • формировать умение действовать в коллективе.

Материал. Костюмы Светофора, Незнайки, машинки разных размеров (легковые, грузовые, спецмашины), семафоры (жёлтый, красный, зелёный), модель города и перекрёстка.

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети входят в зал, здороваются с гостями садятся на стульчики.

Воспитатель. Дети, я пригласила в гости к нам Незнайку! Но почему-то его нет. Пока мы его ждём, прошу вас ответить на вопросы.

  1. Пешком по улице идёт. Значит это … (пешеход)
  2. Если едешь в транспорте, то ты кто? (Пассажир)
  3. А машины летают?
  4. У светофора 8 глаз? (Нет – 3 сигнала: красный, жёлтый, зелёный)
  5. А машины спят в кроватях? (Нет, в гараже, на автостоянке)
  6. Как называется то место, где люди ожидают автобус? (Остановка)
  7. Как называется часть дороги, по которой движется транспорт? (Проезжая часть)

Стук в дверь. Под минусовку "Гимн Незнайки и его друзей" появляется Незнайка.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Где ты был? Мы уже расстроились, думали, что ты потерялся в нашем большом городе.

Незнайка. Здравствуйте, девочки и мальчики! Просто я хотел погулять по улицам, сходить в музей. Но, увидел возле дороги трёхглазое чудище и очень испугался. Оно моргало то одним глазом, то вторым, то третьим. Я даже не решился перейти через дорогу. Расскажите, как вы ходите по улицам и не боитесь его?

Ребёнок.

У любого перекрёстка
Нас встречает светофор.
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.

Незнайка. А у вас есть такой светофор?

Появляется Светофор и подходит к Незнайке.

Светофор.

Светофор весёлый я,
Есть три глаза у меня,
За дорогой я слежу
И порядок навожу.
И хочу я вам сказать,
Что дорогу надо знать,
Правилам движения
Нужно уважение!

Незнайка. А зачем тебе три глаза? Да ещё таких больших!

Ребёнок. (Подходит к Незнайке)

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться опасно.
Жёлтый – тоже подожди,
Свет зелёный впереди –
Оглянись! Переходи!

Незнайка. Теперь я знаю, что это за чудовище, и почему оно трёхглазое. А что это за полоски, наверное, кто – то краску белую разлил?

Воспитатель. Дети, что обозначают белые полоски на дороге? (Ответы детей). Правильно, это пешеходные дорожки или «зебра». По этим дорожкам люди, т.е. пешеходы, переходят улицу. Но это не просто. Что нам поможет перейти на другую сторону улицы, по пешеходной дороге? (Ответы детей).
– Да, поможет светофор. А как? (Ответы детей).

Светофор становится возле пешеходного перехода, показывает, когда переходить дорогу. Дети становятся, парами сначала смотрят налево, проходят до середины дороги смотрят вправо и продолжают идти по пешеходному переходу. Воспитатель предлагает на «площадке» поиграть в игру «Красный, жёлтый, зелёный».

Красный семафор поднимает вверх – дети стоят смирно, жёлтый – дети хлопают в ладоши, зелёный – шагают на месте. После окончания игры дети переходят улицу обратно по пешеходному переходу («зебре») и садятся на стульчики.

Незнайка. Интересно, откуда взялся светофор? Почему у него три глаза и все они разного цвета?

Воспитатель. Дети, вам тоже интересно узнать ответы на эти вопросы? Тогда я расскажу вам интересную сказку «О заветных огоньках».
В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрёстке три огонька: Красный, Жёлтый и Зелёный (выходят три мальчика, у каждого на груди круг с определённым цветом – красный, жёлтый, зелёный, и становятся в центре зала).
Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Красный. Я красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Жёлтый. Нет, я, жёлтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Зелёный. Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель. Так и продолжался бы на перекрёстке города спор трёх заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. (Подходит четвёртый мальчик с тремя белыми кружками на груди). У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:

Светофор. Друзья! Не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать людям на улицах города.

Воспитатель. Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрёстках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья – огоньки и дуг светофор!

Незнайка. Ой, как интересно! Как много я узнал! Теперь всё это расскажу своим друзьям. Спасибо!

Воспитатель подводит итог занятия. Напоминает правила поведения на дорогах.

  • Перед переходом обязательно остановись.
  • Посмотри на светофор, дождись, когда загорится жёлтый свет.
  • Приготовься к переходу через улицу.
  • Загорелся зелёный свет – переходи.
  • Переходи улицу только на зелёный свет светофора. И только по пешеходным дорожкам (по «зебре»).

Должен помнить пешеход:
Перекрёсток – переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.

– Наше путешествие закончилось. Мы хотим с ребятами, подарить тебе Незнайка книжку «Правила дорожного движения». Приглашаем тебя в нашу группу. Только давай вспомним, как нужно переходить правильно улицу.

Незнайка. А можно я пойду первым? (Незнайка, а за ним дети под весёлую музыку проходят по пешеходному переходу и выходят из зала)

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.
2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. – М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005.
3. Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М. : Просвещение, 2001.
4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с.
5. Дорохов, А.А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. – М. : Детская литература, 2002
6. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. – М., 1999.
7. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/
8. Клименко, В.Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. – М. : Просвещение, 2007.
9. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.–219с.
10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 112с. : цв. вкл.
11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.