Конспект открытого мероприятия по теме "Песни Победы"

Разделы: Начальная школа


Учитель: Сегодня мы собрались в честь праздника “День Победы”.

Называется наш праздник “Про войну немало песен сложено”.

С первых дней Великой Отечественной войны появились десятки новых песен, большинство из которых, надев солдатские шинели, встали в ряды защитников Родины.

О песнях, памятниках военных лет, об их авторах и истории их создания мы поведем наш рассказ.

“22 июля 1941 год”

1-й ученик:

Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

Учитель: Отчего это воздух тревогой объят?

– Отчего вдруг замолкли все птицы?

– Отчего так испуганы лица?

Звук разрыва бомбы слышится.

Голос Левитана о начале войны

Учитель: Предрассветную тишину советских людей оборвала война

2-й ученик:

Умы окутал бездны мрак,
Беда хозяйничает в доме.
И не поймешь, кто друг, кто враг.

Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас.

Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война. Но как бы ни было трудно не могли люди без песен. Песни помогали военным собрать силы и выиграть последний бой. Они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.

Хорошая песня всегда была верным помощником бойца. С песней он отдыхал в короткие часы затишья, вспоминал родных и близких.

3-й ученик:

Вставайте, люди русские,
На смертный бой!
На страшный бой.

Звучит песня "Священная война" (сл. В.И. Лебедева–Кумача, муз. Б.А. Александров)

Учитель: Вы услышали песню“Священная война”. Это песня воин, песня – полководец, песня пророк.

Стихи написал Василий Иванович Лебедев–Кумач на второй день после объявления войны. В тот же день эти стихи были напечатаны во многих газетах. Стихотворение каждый день звучало по радио и не могло не привлечь внимания композиторов. Музыку написал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Борис Александрович Александров.

Впервые песня исполнилась этим ансамблем на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага.

“Катюша” (сл. Михаила Исаковского, муз. Матвея Блантера). 1-й класс

Учитель: “Катюша”, песня о верности пограничника и любви к пограничнику, написана поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания и к границам были устремлены тревожные взоры.

В годы Великой Отечественной войны в народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой.

Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково “окрестил” новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы.

Эту песню мы услышим в исполнении 1-го класса.

“Маленький трубач” (муз. С.Никитина, сл. С.Крылова). 2-й класс

4-й ученик:

Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки в суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки –
Вы первыми ринулись в бой.
Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой!

Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою…
Знает народ: пионеры – герои
Навечно остались в строю!

Учитель: Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем вам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги. И мы с благодарностью вспоминаем, тех мальчишек и девчонок, что шли вперед, и падали и пели. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. Они старались ни в чем не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.

Песню исполнит 2-й класс.

“В землянке” (сл. Алексея Суркова, муз. Константина Листова). 3-й класс

Учитель: Одна из самых лирических песен военных лет “В землянке”. Она “родилась” совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта Алексея Суркова, которое он посвятил своёй жене и написал в письме. В феврале 1942 года личные строки Суркова вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.

Песню исполнит 3-й класс.

“Казаки в Берлине” (победная казацкая песня 1945 г. Муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Ц. Солодарь). 4-й класс

5 ученик:

Битвы не одни не обходились,
Без участья русских казаков.
До Парижа лавой докатились,
Изумляя лихостью врагов.
Били немцев, турок и французов,
В Севастополе, аж – били англичан.
Самураев били и манчьжуров,
Мамелюков, курдов, янычар.
Всей душою преданы отчизны.

Учитель: Ранним утром 9 Мая 1945 года на одном из самых оживленных перекрестков Берлина – столицы Германии, которую с боем взяли наши войска, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица. Все наблюдали за ее четкими движениями. Вдруг послышался цокот копыт, и все увидели приближающуюся конницу. Это были казаки, которые начали свой боевой путь в тяжелом декабре 1941 года, когда немцы рвались к Москве. И вот они в Берлине! Уверенным взмахом флажка и строгим взглядом больших глаз преградила регулировщица путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев и пропустила конницу. Все это увидел и поэт Цезарь Солодарь. Через 3 часа он улетел в Москву и в салоне военно-транспортного самолета написал стихи будущей песни. Вечером он прочитал их братьям – композиторам Дмитрию и Даниилу Покрассам, которым стихи очень понравились. Песня была написана в тот же день – 9 Мая – в День Победы, и вскоре она уже звучала по радио, ее пел Иван Шмелев. Радостная, бодрая, она поднимала настроение всем, кто ее слышал. Песню полюбила вся страна.

Послушаем песню в исполнении 4-го класса

“Пора в путь-дорогу”. 6-й класс

6-й ученик:

Зовёт нас небо постоянно
И защитить себя зовёт.
И вот летит – хоть деревянный,
Но всё-таки военный самолёт.
От пуль он защищён не слишком,
Построен не на долгий век.
Его пилот – совсем мальчишка,
Но всё-таки военный человек.

Песня “Пора в путь-дорогу” написана ко Дню Авиации уже после войны в 1947 г. (муз. В.Соловьева-Седого, сл. С.Фогельсона)

Звучит песня “День Победы” (включается автоматически) (муз. Давида Тухманова, сл. В.Харитонов).

Учитель: И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа!

7-й ученик:

Сияет солнце в День Победы
И будет нам всегда светить.
В боях жестоких наши деды
Врага сумели победить.
Идут колонны ровным строем,
И льются песни там и тут,
А в небе городов-героев
Сверкает праздничный салют!

Учитель: Главная “победная” песня, “День Победы”, родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня “День Победы” была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию Великой даты.

Полюбившаяся песня звучит везде и, конечно, тогда, когда собираются ветераны. Они считают эту песню своей фронтовой.

8-й ученик:

Прошла война!
Прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Эта память – верьте, люди –
Всей земле нужна…
Если мы войну забудем, вновь придет война.

Учитель: А сейчас мы исполним все вместе песню “Наследники победы” (сл. Ел.Зарицкая, муз. В.Шумелин).