Духовная и нравственная ценность рассказов В.М. Шукшина

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока

Образовательные:

  • познакомить учащихся с личностью В.Шукшина и его творчеством.
  • выявить специфические черты рассказов писателя, особенности его героя.
  • способствовать формированию представления о русской литературе как едином, непрерывном процессе познания Человека, как одном из видов искусства.

Развивающие:

  • способствовать развитию эмоциональной сферы, чувства художественного слова;
  • развивать навыки анализа художественного текста, внимание к своеобразию его формы и содержания.

Воспитательная:

  • воспитание ответственного отношения к своей жизни, уважительного отношения к людям, ответственности. Показать учащимся на основе изучения рассказов “Крепкий мужик” и “Мастер” общечеловеческие ценности: совесть, благородство и достоинство.

Методы работы: передача знаний, объяснение учителя, выразительное чтение, пересказ, беседа с элементами анализа, ТСО.

Оборудование: тексты произведений, схемы, портрет писателя, выставка книг о Шукшине, мультимедиа.

Предварительная работа с учащимися:

  • Индивидуальные задания.
  • Чтение рассказов самостоятельно.

Ход урока

Слово учителя.

Добрый день, ребята.

Литература - “перепутанные струны”, затронешь одну - отзовутся многие. И.А.Гончаров говорил: “Без старого не может быть нового”. Постараемся увидеть, как проявляются связь, преемственность между русской литературой 19 и 20 веков, рассмотрим её как один из видов искусства. На чём же зиждется эта нерушимая связь? Русская литература – самая философичная литература в мире. Одно из главных действующих лиц в ней - человеческая душа. Именно человек, простой, обыкновенный вызывал интерес писателей. Не случайно М.Горький называл русскую литературу “человековедением”, а Томас Манн писал о “святой русской литературе”, “святой прежде всего в своей человечности”.

Отличительной чертой нашей литературы была и остаётся глубочайшая народность. Для русских писателей характерно и острое чувство нравственной ответственности за судьбы и страдания людей, пронизывающее не только творчество, но и личную жизнь писателей. Они были и остаются совестью народа. Не потому ли так недолог жизненный путь многих русских поэтов и писателей: их сердца надрываются от боли, боли за нас. Можем ли мы оставаться равнодушными?

Сегодня мы собрались здесь не случайно. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о человеке, имя которого можно поставить рядом с любым писателем 19 века. Это истинно русский писатель В.М.Шукшин, его литературное творчество вобрало в себя вечные проблемы духовности, нравственности, утверждают совестливость, правду, любовь к человеку. Это наши с вами непреходящие духовные ценности. Те ценности, которые волнуют писателей во все времена. Мы сегодня обратимся к двум рассказам “Мастер” и “Крепкий мужик”. Познакомимся с героями В.М.Шукшина. С особенными людьми, попробуем увидеть эту особенность.

1 слайд. 2 слайд. Эпиграфом к уроку я взяла слова В.М.Шукшина.

“Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну так будьте повнимательнее друг к другу, подобрее...” В.Шукшин. В этом слове Василия Макаровича раскрывается и отношение его к жизни, и духовная, нравственная направленность его творчества.

3 слайд. Посмотрите на даты жизни Шукшина, сколько лет он прожил?(1928-1974) - 45 лет.

Много это или мало? В рассказе “Верую” есть такая фраза “Вот жалеют... мало прожил. Ровно - с песню. Будь она, эта песня, длиннее, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает”. Это сказано о Есенине, но слова эти с полным правом можно отнести и к самому В.М.Шукшину.

Прежде, чем говорить о рассказах В.Макаровича, поговорим о нём самом, о его родине Алтае.

4 слайд.Ученик читает (на фоне музыки) стихотворение Людмилы Целищевой “Шукшин и Пушкин”.

Два ученика рассказывают биографию В.М.Шукшина. 5-14 слайд.

Читает учитель стихотворение О.Фокиной “Сибирь в осеннем золоте...”.

Учитель: С каждым годом всё шире материк творчества Шукшина, всё больше почитателей его таланта. И где-то в солнечной системе светит нам планета, названная именем В.М.Шукшина.

Много можно говорить об этом человеке, но лучше его самого не скажешь. Обратимся к рассказам Василия Макаровича. Он мастер короткого рассказа, небольшой психологической зарисовки, где один или два эпизода из жизни героя. Но, собранные вместе, его рассказы соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще всего драматичный роман о русском мужике. “Рассказчик, - говорил Шукшин,- пишет всю жизнь один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер”. Слова эти оправдались полностью.

Рассказы Шукшина раскрываются лишь по-настоящему в сопоставлении друг с другом, именно поэтому вы готовили два рассказа “Мастер” и “Крепкий мужик”. Наша задача выявить духовную ценность шукшинских рассказов, особенности его героев, их характеров. Попробуем перекинуть мостик, связывающий творчество писателя 20 века и писателей века 19. Шукшин - мастер и великий знаток русского национального характера со всеми его положительными и отрицательными сторонами. Я бы добавила, знаток души человеческой, внутреннего храма человека.

15 слайд. Итак, обращаемся к рассказу “Мастер”. Значение слова “мастер”.

Вопросы. Слово учителя. Предполагаемые ответы (работа учеников)
Чем необычно начало рассказа? Зачитайте. Сказочный зачин.
Найдите формулу героя? Непревзойдённый столяр и забулдыга, обеспокоенный красотой и тайной.
Как Шукшин передаёт непревзойдённость столяра? “Но вот Сёмка....” первый абзац.
Что значит “забулдыга?” Все свои деньги Сёмка пропивает, и , возможно, это причина того, что его называют уменьшительным именем, не оказывают должного уважения.
Можно ли о Сёмке судить однозначно? Нет
Почему его не понимают люди? Он не пользуется своим мастерством, чтобы обогатиться. “А я не хочу как сыр в масле. Склизко”.
В чём же причина Сёмкиного пьянства? Зачитайте. “Я вот нарежусь, так? .....”, значит жизнь в деревне далека от Сёмкиного идеала. Душа геоя ищет красоты, добра, но неумело.
Но вот его внимание привлекает давно заброшенная талицкая церковка. Какой глагол употребляет автор, чтобы показать путь Сёмки к пониманию этой неброской красоты? Зачитайте. “В то же лето...”
16 слайд Приглядитесь и вы к фотографии знаменитой церкви Покрова на Нерли под Владимиром. Позже в рассказе говорится, что талицкая очень похожа на неё. Удивительное здание: лёгкое, женственное, изящное, какое-то просветлённое. Она растворяется в природе. Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил этот храм после кончины своего сына Изяслава. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединённо стоящей на берегу Нерли церкви. Глава церкви олицетворяет пламя свечи, обращённое к Господу. Этот храм-вершина русского зодчества. 17 слайд. Ученик читает отрывок стихотворения о храме Покрова на Нерли Наума Коржавина..
Именно такая неброская красота и поразила Сёмку в талицкой церкви. Чем ещё она привлекала? Зачитайте. “Церковка была закрыта...” - местоположением.

Тайна мастера, почему он построил её именно здесь. “Тишина и покой...”

1. Как называют и герой, и автор безвестного строителя талицкой церкви?

2. Мастера Древней Руси работали на глазок, по одному вдохновению. Поэтому в древнерусских храмах не бывает симметричных окон, идеально прямых линий. Но слияние каменных построек с природой, шероховатость плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич) скрывали неровность линий.

Зодчий. От слова “зодь”- глина. “Как песню спел человек, и спел хорошо”.
Чем же вызвано желание Сёмки отреставрировать церковь? Он был обеспокоен красотой и тайной. Ему казалось, что он проник в замысел мастера.
К кому Сёмка обращается за помощью? К церкви - поп, митрополит отказывают, ссылаясь на государство, которое ведёт борьбу с религией.

Писатель - не открыл дверь.

Облисполком - “ Ну слушайте...”.

Все они рассматривают талицкую церковь с утилитарной точки зрения, взвешивая её культовую или историческую ценность. И никого не волнуют духовность и красота.

А как Сёмка смотрит на церковь, какой довод он приводит в её защиту?

“Надо же! Ну, допустим, копия. Ну и что? Красоты-то от этого не убавилось”.
Почему для Шукшина принципиально важно, что герой идёт за помощью именно к этим людям? Ведь все они – своего рода пастыри народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. Ведь в небрежении находится храм, а храм это душа народа, опора его нравственности. Душа - это храм человека.
Почему рассказ называется “Мастер”? Это и зодчий, и Сёмка. Шукшин показывает слияние их душ, нравственных и эстетических идеалов. И само слово “мастер” говорит о созидающем начале в человеке.
Почему Сёмка перестал ходить к талицкой церкви? Было стыдно. Шукшин говорит об этом так: “Обидно было и досадно. Как если бы случилось так: по деревне вели невиданной красоты девку... Все на неё показывали пальцами и кричали несуразное. А он, Сёмка, вступился за неё, и обиженная красавица посмотрела на него с благодарностью. Но тут некие мудрые люди отвели его в сторону и объяснили, что девка та - такая-то, растакая, что жалеть её нельзя, что... И Сёмка сник головой. Всё вроде понял, а в глаза поруганной красавице взглянуть нет сил- совестно. И Сёмка, все эти дни загребавший против течения, махнул рукой”.
А как вы думаете, чувство красоты пропало у Сёмки? Нет, только теперь он прячет его от людей.
С каким известным литературным героем невольно напрашивается здесь параллель? Лесковский Левша. Перекликаются судьбы этих народных умельцев. И стилистические особенности рассказа напоминают сказ Лескова.
“Если человек способен любить без понятия, чувствовать какую-то вину перед уничтожаемой природой, окружающим миром, жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл”. Шукшинским героям мало иметь дом, корову, они ищут смысл жизни, а смысл этот в жизни по совести, по правде. Обеспокоенный красотой и тайной... А как можно остаться равнодушным, глядя на такую красоту.

Клип “Храм Покрова”.18 слайд.

Однако этот сам по себе глубоко драматичный рассказ до конца раскрывается только в сопоставлении с другим произведением “Крепкий мужик”, с которым он образует своего рода диптих ( две картины, связанные единым замыслом) Чем связаны эти рассказы19 слайд. Сюжетно (тема храма), понимание храма как нравственной опоры и души народа, и полярностью характеров героев – созидания и разрушения - в природе человеческой и в русском национальном характере.
Что значит “крепкий”? 20 слайд. Прочный, такой, что трудно разбить, сломать.

Сильный, физически здоровый.

То же, что стойкий.

Перен. знач. – твердолобый.

Шурыгин- от слова “шурыга”-неспокойный, доставляющий неприятности.

В рассказе “Мастер” заложено потенциальное зерно коллизии “Крепкого мужика” (столкновение противоположных сил). Краткий пересказ. “Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй... Не умеешь - воюй, командуй или что-нибудь такое делай - можно разрушить вот эту сказку: подложить пару килограммов динамиту - дроболызнет, и все дела. Каждому своё”.
В чём причина поступка бригадира Шурыгина, уничтожающего церковь без всякого приказа и без какой-либо корыстной цели?

И несётся, не зная куда, какое произведение вспоминается? Любовь Шурыгина к быстрой езде как нельзя лучше выражает необузданность русского характера, его стихийность (“Конь несёт меня лихой, а куда, не знаю” - восклицает герой глубоко символичного стихотворения Алексея К. Толстого.)

Удовольствие от того, что можно распоряжаться. “Сперва Шурыгин распоряжался этим делом, как всяким делом: крикливо, с матерщиной. Но когда стал сбегаться народ, когда кругом стали ахать и охать, стали жалеть церковь, Шурыгин вдруг почувствовал себя важным деятелем с неограниченными полномочиями. Перестал материться и не смотрел на людей- вроде и не слышал их и не видел”.

Он мечтает оставить о себе память “Вырастут, будут помнить: при нас церкву свалили. Я вон помню, как Васька Духанин с неё крест своротил. А тут- вся грохнулась. Конечно, запомнят”.

Шурыгину просто некуда девать свою силу. “Шурыгин уважал быструю езду”. Гоголевская птица - тройка. Это и было первопричиной. Мужик-то крепкий.

Примеров подобного достаточно в нашей истории.

Остались воспоминания оператора-хроникёра Владислава Микоши: “Рабочие батальоны в будёновках начали вгрызаться в стены, но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжёлые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Только сила огромного взрыва окончательно уничтожила храм Христа Спасителя, превратив его в огромную груду развалин...”.

29 слайд. Храм Покрова на Рву.

21-25 слайд.

Сообщение ученика о храме Христа Спасителя.

26-28 слайд. Гибель храма.

Прочитайте сцену разрушения церкви. Какие ассоциации вызывает у вас вид погибающей церкви? “Тросы натянулись...”

Возникают ассоциации с рваной раной на теле человека.

Как же относится к происходящему народ? Толпа застывает в оцепенении. Кто-то пытается несмело возражать Шурыгину. Один лишь учитель действует. Но один в поле не воин. Вот здесь затронута автором тема “маленького человека”. Вот она - правда шукшинская. А не так ли бывает и в нашей жизни: отходим в сторону, когда нужно объединиться, когда необходимо доказывать...
Вот Шурыгин говорит, что церковь просто так стояла. А как думает народ, его мать, учитель? “Ответишь за убийство”, “как небо привыкли её видеть каждый день”, “она сил прибавляла”. Это была частица души и бытия каждого деревенского жителя. И мать Шурыгина пророчит ему проклятие.
Тема храма - особая у Шукшина. Герои его ищут веру, бескорыстную, не вызванную, например, страхом перед смертью, которая побуждает обращаться к Богу. И о вере шукшинские герои выражаются недоверчиво, то о церкви говорят с любовью. Храм у Шукшина - символ веры не обрядной, а веры идеальной, в поисках которой и находятся его любимые герои.
Давайте заполним схему “Чем схожи и различны характеры: Сёмка Рысь и Николай Шурыгин?” 30-31 слайд.

Вывод: Оба они - герои стихийного образа жизни, выламывающиеся из обыденности, только стихийность Сёмки направлена на добро, а стихийность Шурыгина разрушительна. Первый вариант у Шукшина встречается чаще. Любимые герои Василия Макаровича - это странные люди, чудаки, чьи жизненные ценности и взгляд на мир не совпадают с обывательскими. И на первый взгляд совсем они не похожи на “странных” “лишних” людей русской классической литературы. Они живут не разумом, а чувством. Это простые мужики, которые не умеют красиво говорить и не всегда в состоянии высказать то, что их мучает. Но внимательное чтение рассказов пробуждает у читателя воспоминание об иных страницах романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Толстого, Достоевского. “Литература - перепутанные струны...”.

“Нам бы про душу не забыть...”, помните эти слова в любой жизненной ситуации, стойте за истину, боритесь со злом, не оставайтесь в стороне.

Шукшин служил правде, писал “историю души” русского человека. Каждый его рассказ - урок нравственности. Он прожил жизнь, как песню спел. И спел хорошо. Послушаем и мы о нём песню.

Звучит песня В.Высоцкого. 31 слайд.

37-38 слайд. Рефлексия. Я думаю, наша с вами встреча не пройдёт бесследно, и над многими жизненными поступками заставит задуматься. Возьмите листочки со ступенями нарисованными и поставьте знак плюс на той ступени, которая соответствует вашему мнению о нашей встрече. Поставьте на листочках и сами себе оценки.

39 слайд.

В “минуту злую, в ночь, когда не спится,
Потрогай книг любимых переплёт,
И оживёт Россия на страницах,
Заплачет, засмеётся, запоёт.

40 слайд.

Домашнее задание. Прочитать рассказы Шукшина “Алёша Бесконвойный”, “Верую”, “Чудик”, “Микроскоп”, написать небольшое сочинение – рассуждение “Тема нравственности в рассказах Шукшина”.