Предложения с обращениями. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Образовательные цели:

  • знать: особенности обращения;
  • уметь: выделять на письме знаками препинания;
  • повторить: правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением.

Развивающие цели:

  • правильно использовать обращения в речи;
  • самостоятельно анализировать и делать выводы;
  • работать со словарем.

Воспитательные цели:

  • воспитывать любовь к Родине;
  • умение сотрудничать;
  • умение эмоционально произносить обращения.

Оборудование: мультимедийный проектор, толковые словари, орфографические словари, репродукции картин: березка зимой, летом, весной, осенью.

Ход урока

Проверка домашнего упражнения (учебник “Русский язык”, 5 кл., ФГОС, в 2-х ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Изд-во “Просвещение”, 2013 г.). По упражнению учащиеся сделали вывод, что однородными могут быть все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.

Сообщение учителя. В русском языке существуют предложения, в которых слово не является членом предложения. Что же это за слова?

Объявляется тема урока и цели урока (запись на доске). Тема урока: “Предложения с обращениями”.

Что такое?

Где употребляется?

Как?

На эти три вопроса ученики должны дать ответ в конце урока

Поиск и выделение информации провожу, используя материал, который бы легко запоминался. Это сказка “Как обратиться к крокодилу?” из книги “Русский язык в рисунках” Бурмако В.М. Книга для учащихся. Москва, “Просвещение”, 1991, стр 90-91. Вывожу изображение на экран (см. Приложение 1).

Слоненок, Удав и Мартышка пришли в гости к Крокодилу, но так как Крокодил лежал на другом берегу реки, они изо всех сил старались обратить на себя его внимание. Мартышка прыгала, Удав свивался в кольца, а Слоненок трубил: “Э-э-э-эй!”. Но крокодил молчал, как будто набрал в рот воды, когда плыл по реке...

- Как же к нему обратиться? – размышлял Слоненок...

- Я придумала! Придумала! Придумала! – закричала Мартышка. – Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Давайте назовем его имя!

- Крокодил! – закричали гости хором. – Мы пришли к тебе!

- Кто это обращается ко мне так вежливо? – приоткрыл Крокодил один глаз. – Да это мои друзья!...

На другой день Мартышка всем сообщала:

- Я придумала ОБРАЩЕНИЕ! Назовите по имени того, к кому обращаетесь, и он обязательно вам ответит!

- А если хотите написать письмо, - добавил Удав, - не забудьте отделить ОБРАЩЕНИЕ запятой.

- Или восклицательным знаком, если хотите “написать” обращение “громко”, - заканчивал Слоненок.

Изобретение Мартышки очень понравилось всем зверям. Теперь со всех сторон только и слышалось: “Крокодил! Мартышка! Удав! Бегемот! Носорог! Попугай! Слон!”.

Анализируем данный текст:

- Как вы поняли, что же такое обращение?

- Как на письме выделять обращение?

- С какой интонацией произносится обращение?

А вот рисунок, который подходит к этой сказке. Такие рисунки учат думать не только головой, но и “глазами”. Рисунок из книги “Русский язык в рисунках” Бурмако В.М. Книга для учащихся. Москва, “Просвещение”, 1991, стр 90. (см  Приложение 2).

Используя рисунок – опорный конспект, расскажите, что же такое обращение. Учащиеся делают вывод: обращение – это слово, называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение произносим с особой звательной интонацией.

Анализируем три предложения. Вывожу на экран эти предложения.

Ребята, пойдемте в воскресенье на каток.

А Вы, Иван Сергеевич, пойдете с нами?

Пойдем с нами, Сережа!

(см  Приложение 3).

- Где может стоять обращение в предложении? (в начале, в конце, в середине предложения).

- Как выделяется обращение на письме? (запятыми).

Вывод (ученики делают его сами): Обращение может находиться в предложении в начале, в середине, в конце. На письме выделяется запятыми.

Вот мы с вами попытались разобраться в том, что же такое обращение. Сделали вывод. А теперь откроем учебник на стр 98 и убедимся в том, что вывод сделали правильно.

Сравним два предложения. На экране ученики видят пейзаж – русские березки и текст. (см.  Приложение 4).

Береза, о тебе я в тропических чащах скучал.
Береза родная, со стволом серебристым,
о тебе я в тропических чащах скучал.
(К.Бальмонт)

Вывод: обращением может быть не одно слово, а целое словосочетание.

- Вам встретилось незнакомое слово “тропические”.

- В каком словаре вы найдете значение данного слова?

Дети открывают “Толковый словарь” и зачитывают значение слова “тропики”.

Тропики - -ов, ед. –ик, м.

1. Воображаемые параллели, отстоящие на 23°07 к северу и югу от экватора.

2. Местность к северу и югу от экватора между этими параллелями – наиболее жаркий пояс земного шара.

- Много в тропиках диковинных растений, но не растут там березы. Вот поэт К. Бальмонт и вспоминает в стихах березу родную.

Не только поэты, но и писатели говорят о своей любви к березке. В.П. Астафьев пишет: “До поездки на юг я и не предполагал, что это скромное северное деревце так прекрасно. Оно прекрасней всех деревьев на свете, потому что оно пахнет Родиной!”

- Посмотрите, ребята, пейзажи! (на доске пейзажи: березы весной, березы в зимнем уборе, березы летом и осенью).

Вывод: - Как они прекрасны во все времена года! Береза - символ Родины. Любите это скромное северное деревце!

- Какой частью речи выражено обращение? (существительное в именительном падеже).

Вывод: обращение может быть выражено существительным одушевленным и существительным неодушевленным (часто в поэзии).

Сравните:

  • Ребята оберегают природу.
  • Ребята, оберегайте природу!

Вывод: в первом предложении слово “ребята” - подлежащее, а во втором – обращение. Отличайте обращение от подлежащего!

- Читаю стихотворение “Как его зовут!” (В. Масс и М. Червинский) из книги “Кружок русского языка в школе”, Е.П. Преображенская, Москва, Просвещение, стр 74-75

Отрывок из стиха на экране (см  Приложение 5).

Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но имя что? Ведь суть не в нем –
Вам этот школьник не знаком?

- Как вежливо обращаться к своим товарищам? (Алеша, Петя, Ваня, Толя)

- Об этом же напоминает нам учебник, на стр 100. Зачитаем.

Закрепление. На доске заранее записано. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Объясните.

Со...нце со..нце ты откуда?
Я из зорьки з...лотой!
Дождик дождик ты откуда?
Я из тучки гр...зовой!
Ветер ветер ты откуда?
Я из дальней ст...роны!

Ученик у доски, а остальные дети в тетрадях вставляют буквы, расставляют знаки препинания, объясняют.

Закрепление. Для развития зрительной памяти, навыка внимательного чтения литературных текстов и умения анализировать, вывожу на экран задание с элементами занимательности и с требованием закончить предложения из басен И.А. Крылова (недавно мы на уроках литературы изучали басни И.А. Крылова) и грамотно написать.

На экране текст (см  Приложение 6).

Голубушка ... (как хороша!)

Спой Светик ... (не стыдись!)

Не оставляй меня ... (кум милый!)

Соседушка я ... (сыт по горло).

- Из каких басен эти строки? (Басни И.А. Крылова “Ворона и Лисица”, “Стрекоза и Муравей”, “Демьянова уха”).

Ученики записывают предложения и объясняют знаки препинания.

Подготовка к ГИА. Контроль-тест на экране (см   Приложение 7)

Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

А. Лес пахнет дубом и сосной.

Б. Ласково мерцали звезды в вышине.

В. Глинка великий русский композитор.

Г. Здравствуй белая березка.

Д. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

(тест взят из книги “Тестовые задания по русскому языку”, 5 класс, А.Б. Малюшкин, Москва, творческий центр Сфера, 1998). Ответ: Г,Д.

Обобщение: ответим на вопросы, записанные на доске после темы:

- Что такое обращение?

- Где употребляется?

- Как?

Домашнее задание:

Задания разноуровневые с повышающейся сложностью. Три уровня сложности – элементарный, базовый, повышенный – обозначены соответствующими буквами А, Б, В. Задания разработаны таким образом, что имеют одинаковую времяемкость (примерно 10-15 минут). Задания взяты из книги “Русский язык. 5 класс. Дидактические материалы” (соответствует ФГОС), сост Л.Н. Федосеева, Москва, ВАКО, 2013 год, стр 34-35.

- Запишите в дневник! Параграф 42, выучить правила, упражнение из книги “Дидактические материалы” на выбор: А1, Б1 или В1.

Урок заканчиваю стихотворением из книги “Занимательный русский язык. Нескучный учебник”, Г. Александрова, Тригон, Санкт-Петербург, 1998 г.

Обращение.

Всем нам при обращении
Поможет обращение.
К людям, звездам или птицам
Можешь смело обратиться.
При письме не забывай,
Запятыми выделяй!

Ребята, спасибо за работу на уроке!