А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. Пьеса "Вишневый сад"

Разделы: Литература


Вид урока: Семинар с элементами игры.

Цели: формирование представления о личности и творчестве русского писателя А.П. Чехова; развитие аналитических и исследовательских навыков, умения участвовать в беседе; воспитание чувства ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация учебной деятельности.

Составление кластера (презентация, слайд 2)

3. Актуализация опорных знаний

Выполнение заданий:

- узнай стихотворение (слайд 3, 4, 5)

- собери библиотеку (слайд 6, 7)

- узнай героя. Дай краткую характеристику, ответственный ли человек? (слайд 8-13)

4. Новая тема

- реализация домашнего задания (сообщения о жизни и творчестве писателя) (слайд 14-16)

- работа по пьесе “Вишневый сад”

  • Беседа по содержанию
  • Анализ художественного мира пьесы
  • Ролевая игра “Заседание суда”

5. Закрепление. Выявление восприятий пьесы.

6. Подведение итогов. Выставление оценок.

7. Домашнее задание: написать письмо персонажа.

1. Актуализация опорных знаний. Работа по обобщению и систематизации знаний по пройденным темам.

Слово учителя:

- Ребята, на этом уроке мы поговорим о личности Чехова, о его творчестве, постараемся проанализировать художественный мир, идею пьесы “Вишнёвый сад”; подумаем, что такое ответственность, обладают ли герои изученных произведений этой этической категорией; всегда ли мы сами бываем ответственными за свои поступки. Поговорим об экологии, почему возникают экологические катастрофы. Все эти проблемы волновали А.П. Чехова. Сегодня на уроке мы попробуем рассмотреть эти вопросы. Для начала выясним, какие ассоциации вызывает слово “ответственность”. Составим кластер (слайд 2). К этой схеме мы будем возвращаться в течение урока. А сейчас проверим, насколько ответственно вы относитесь к своему образованию. Выполняя задания, повторим учебный материал по литературе 19 века.

Первое задание “Узнай стихотворение” (слайд 3, 4, 5)

1. Белеет парус одинокий ( в тумане моря голубом…) – Лермонтов.

2. Я к вам пишу - чего же боле ? (Что я могу еще сказать, Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать) - Пушкин

3. Шепот, робкое дыхание ( Трели соловья, Серебро и колыханье сонного ручья.) – Фет

4. О, как убийственно мы любим
Как в буйной слепоте страстей (Мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей) - Тютчев

5. Погиб Поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой, (С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!) Лермонтов

6. - Я вас любил, любовь еще быть может
В душе моей угасла не совсем (Но пусть она вас больше не тревожит,

Я не хочу печалить вас ничем ) - Пушкин

7. Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало,
(Что оно горячим светом
По листам затрепетало)
- Фет

Второе задание – Собери библиотеку

Приглашаю 5 учащихся, которым предстоит собрать “библиотеку” писателя, т.е. написанные им произведения (остальные выполняют работу в тетради)

  • А.С. Пушкин - “Евгений Онегин”, “Повести Белкина”, “Дубровский”, “Капитанская дочка” .
  • М. Ю. Лермонтов – “Герой нашего времени”, “Демон”, “Хаджи Абрек ”, “Маскарад”, “Дума”.
  • И.С. Тургенев – “Отцы и дети ”, “Накануне”, “Рудин”, “Записки охотника”, “Стихотворения в прозе ”.
  • Ф. М. Достоевский – “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бедные люди”, “Белые ночи ”, “Бесы”, “Братья Карамазовы”, “Подросток”.
  • Л.Н. Толстой – “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресенье”, “Детство”, “Отрочество”, “Юность”.

- Мы успешно прошли 2 уровня заданий, третье задание – “Угадай героя”. Вы должны назвать героя, дать ему характеристику. Соотнесите со схемой “Ответственность”.

Третье задание – “Угадай героя”

Отрывок из произведения Имя и характеристика героя
“Я любил для себя, для собственного удовольствия. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру…” Печорин – герой романа Лермонтова “Герой нашего времени” - умен, наблюдателен, хладнокровен, смел, решителен, но вместе с тем эгоистичен, не чувствует ответственности за свои поступки. Стал причиной гибели целой семьи горцев (“Бэла”): нарушил спокойствие семьи контрабандистов
Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце Максим Максимыч – мужественный, честный, искренний человек. Его отношение к людям проникнуто подлинной человечностью. Он ответственный человек, честно выполняющий свой служебный долг
Тип молодого человека, верящего исключительного в науку и относящегося презрительно к искусству и религии. Базаров – “Отцы и дети ” Тургенева предлагает разрушить все, чтобы расчистить место для будущего. Но каково оно будет, это будущее, герой романа не знает. В этом его трагизм. Каждое поколение должно быть ответственно за свои поступки, нельзя отрицать прошлое
Тварь ли я дрожащая, или право имею? Раскольников – ему кажется, что воля и разум “сильной личности ” могут осчастливить “толпу”. Он нарушил закон человеческой совести, нравственный закон

ІІ. Новая тема

1. Слово учителя: Спасибо, ребята, за ответы. Продолжим знакомство с литературными персонажами – героями произведений Чехова. Откройте тетрадь, запишите число, тему. С жизненным творчеством Чехова вы познакомились самостоятельно, провели исследовательскую работу, подобрали материал. Заполните таблицу

Знаю Узнал Хочу узнать

Стук в дверь. Голос: Скажите, здесь изучают творчество Чехова?

Учитель: Да, здесь. Проходите. А вы кто будете?

Персонаж: Посмотрите внимательно. Разве вы не узнаете меня?

Учитель: Да, конечно, я узнала Вас. А вот ребята – вряд ли.

Персонаж: Ай-ай-ай. Я всегда говорил – как бы чего не вышло. Вот и вышло, что здесь никто меня не знает. Фамилия моя – Беликов. А пришел я к вам, чтобы узнать, кто такой этот Чехов и за что он высмеивает меня в своем рассказе. Но, видно, я зря пришел (Хочет уйти).

Учитель: Нет- нет, не уходите. Я думаю, мы сможем вам помочь. Оставайтесь, надеюсь, узнаете много интересного. Проходите, господин Беликов, поучаствуете в нашей беседе.

- Итак, ребята, что вы можете рассказать о жизненном и творческом пути писателя?

2. Реализация домашнего задания (с использованием слайдов на компьютере)

- детство

- учеба

- начало литературной деятельности

- Сахалин

- 90-е годы

- последние годы жизни

Учитель: Спасибо за содержательный рассказ. Господин Беликов, теперь вам понятно, что хотел сказать Чехов, создавая свои рассказы и ваш образ?

Беликов: Да, я понял, что такой великий самоотверженный человек как Чехов не мог уважать таких как я, ведь он воплощал в своих произведениях мечту о здоровом, осмысленном существовании, о духовной красоте человека, о труде на основе справедливой и честной жизни. Мне нужно перечитать его рассказ “Человек в футляре” и понять, что же я должен в себе изменить, чтобы заслужить уважение людей. Я надеюсь, что ребята тоже прочитают этот рассказ и укажут на мои недостатки.

Учитель: Ребята, помогите Беликову. Прочитайте рассказ “ Человек в футляре” сделайте запись в графе “Хочу узнать”.

Беликов: Я слышал, что в последние годы жизни Чеховым было написано большое количество пьес, которые и сегодня не сходят со сцен театров.

Учитель: Да, Вы правы. Мир узнал писателя Чехова как драматурга. Подробней об этом расскажут сами учащиеся.

- Чехов и театр (выступления учащихся).

Учитель: Пьеса “Вишнёвый сад”, которую вы прочитали самостоятельно, является вершинным произведением Чехова, его “лебединой песней”. О чём же эта пьеса?

1. Беседа по содержанию пьесы.

2. Анализ художественного мира пьесы.

Примерные ответы.

Художественное пространство.

1. Закрытое - действие происходит в доме, в детской.

2. Природное - в саду

Главное событие-продажа сада происходит за сценой.

Художественное время

1. Бытовое

2. Время природного цикла (конец весны - май, осень - октябрь).

Художественные образы

1. Главные образы-персонажей

2.Образы-пространства

3. Образы-чувства

4. Образы-символы

ІІІ. Закрепление. Ролевая игра “Заседание суда

Судья: Объявляется слушание дела по обвинению в уничтожении вишневого сада. Слово предоставляется обвинителю.

Прокурор: Обвиняется господин Лопахин в том, что он из корыстных побуждений, преследуя материальный интерес, вырубил Вишневый сад. Обвиняется госпожа Раневская, поспособствовавшая своим бездействием уничтожению Вишневого сада.

Судья: Спасибо, господин прокурор. Приглашаем свидетеля обвинения.

Свидетель: Лопахин смотрит на природу с точки зрения деловой выгоды. Он хвалил местоположения имения, но не из-за красивого сада, а потому что рядом река и железная дорога. Красота его не трогает, он уже подсчитал, что прибыльнее будет его вырубить и сдавать земельные участки в аренду под дачи. Он даже не подумал, что не следовало бы начинать вырубку сада на глазах его бывших хозяев. Для Лопахина дары природы, из которых нельзя выжать солидной прибыли, тоже “пустяки”

Свидетель: Под внешним прикрытием доброты Раневской скрывается эгоизм. Её эгоизм результат праздной, изнеженной, роскошной жизни. Она сама признается “Я всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая”. И это бездумное “сорение” деньгами привело к гибели сада.

Судья: Слово предоставляется защите.

Адвокат: Раневская в день торгов говорит Трофимову “Без вишневого сада я не понимаю своей жизни”. Ведь для Раневской уехать из имения – все равно, что еще раз потерять мать, отца, разорвать живую память о них. Господин Лопахин, в свою очередь, не раз предлагал ей свою помощь и деньги. Но для Раневской сад неделим, наполнен воспоминаниями - это её жизнь. Что касается господина Лопахина, он сделал то, что в конечном итоге сделал бы кто-нибудь другой.

Судья: Слово предоставляется обвиняемым.

Лопахин: Уважаемый суд, я не мог поступить иначе, ведь от сада не было никакого толку, вишня родится раз в два года, да и то девать некуда, никто не покупает. Другого выхода не было.

Раневская: Я была против вырубки. И всегда говорила, что если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад.

Прокурор: Господа присяжные заседатели. Человек одарен разумом и творческой силой, чтобы приумножить то, что ему дано, но эти люди не творили, а разрушали. Из-за таких как они лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее: Такие как Лопахин, так называемые новые хозяева жизни, стремясь урвать сиюминутную выгоду, энергично вырубают леса, бесконтрольно истребляют животных, губят реки стоками многочисленных фабрик и заводов. Взгляд на природу с коммерческой точки зрения чреват для человечества большими бедами. Ежедневно мы в том убеждаемся. Что касается госпожи Раневской – не прошел и месяц, а она совершенно успокоилась, повеселела, следовательно, её уверения о невозможности жить без вишневого сада оказались ложными, что следует из её скорого отъезда за границу. У меня все, господин судья.

Судья: Слово за вами, господа присяжные заседатели.

Высказываются “присяжные” (учащиеся).

ІV. Подведение итогов урока