Здоровьесберегающие технологии на уроке английского языка

Разделы: Иностранные языки


Оздоровительные моменты в ходе урока могут проводиться в зависимости от разных целей. В целях предотвращения утомления учащихся можно использовать элементы игры, песни, динамические паузы; в целях профилактики нарушения осанки и зрения – используют зарядку для глазпальчиковую, дыхательную гимнастику,  физкультминутки; в целях релаксации, уменьшения стресса – применяют минутки релаксации, смехотерапию, хромотерапию.

Игра. Несомненно, в процессе обучения английскому языку, особенно на начальном этапе, большое значение имеет игра. В целях релаксации игра используется для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции.

Например, игры-пантомимы:

  • показать телами буквы слова, сообщенного учителем, остальные дети должны отгадать слово;
  • при изучении алфавита – изобразить букву в воздухе головой;
  • при изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами;
  • при изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня;
  • Корова (крокодил); в этой отрабатывается как лексика, так и грамматика (Is it a cat? – No, it is not. Is it a dog? – Yes, it is.).

Игры с мячом:

  • Переводчик. Учащийся выходит к доске и, отбивая мяч от пола, называет 5 слов по 1 теме (например: частей тела, видов спорта, продуктов питания), передает ход другому (так повторяются слова из различных тем, а еще можно тренировать неправильные глаголы);
  • Интервью: ученики отвечают на вопросы учителя и ловят мяч.

Игры с карточками/картами (переводчик, найти пару, составить П)

Ролевые игры больше подходят для среднего и старшего этапов обучения языку. Они дают возможность воссоздания самых различных ситуаций: интервью, в магазине, путешествие, и т.д. Дети забывают о своем психологическом дискомфорте, развивают коммуникативные навыки.

Песня  – универсальный рефлексивный метод. Она и слова поможет выучить, и грамматику усвоить, и фонетику подтянуть, и настроение улучшит, и повысит мотивацию.

На уроках английского языка обязательно следует использовать песни, причем не только с малышами. Песня хороша на всех уровнях обучения. Она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни я подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию и слова. Многочисленные повторы, характерные для песенного жанра, способствуют легкому и непроизвольному запоминанию лексико-грамматических конструкций. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Песня активизирует функции голосового и дыхательных аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к изучению иностранного языка. Учащиеся с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Есть несколько вариантов использования песни на уроке иностранного языка:

  • просто пеня –  с целью отвлечься, отдохнуть; можно заставить учеников петь стоя – включить элемент разминки и правильно дыхания;
  • песня как творческое задание – например, положить стихи, рифмовки на музыку (прочитайте стихотворение в стиле рэп, рок; заучивание стихов и правил под песни);
  • песня + движения;
  • песня + жесты, мимика.

Физкультминутки – самый распространенный и часто используемый здоровьесберегающий прием на уроке иностранного языка. Есть множество вариантов проведения физкультминуток:

  • зарядка+обучение лексике;
  • зарядка+песня;
  • зарядка+мимика, жесты;
  • элемент самоуправления: сами ученики с удовольствием проводят физкультминутки по просьбе учителя.

Пальчиковая гимнастика. Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев”. Развитие мелкой моторики пальчиков полезно для формирования речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться интеллекту. Например, игра «Право, лево», зарядка для рук «Clap your hands», игра «Мим» (изучение лексики + жестикуляция). Пальчиковая гимнастика особенно важна для самых маленьких школьников.

Гимнастика для глаз. Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, снять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений. В зависимости от этапа обучения учителем выбирается разная лексика:
1. Крепко зажмурьте глаза на 3-5сек., затем откройте их (считаем от 1 до 20 по-английски).
2. Быстро поморгайте глазами в течение 30-60 сек (считаем десятками от 10 до 100 по-английски).
3. Расположите указательный палец правой руки напротив носа на расстоянии 25-30 см от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3-5 сек., опустите руку (называем, в качестве повторения, дни недели, название месяцев).
4. Посмотрите на кончик носа. Затем закройте глаза и посмотрите вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы (действие сопровождаем повторением предлогов: to the right, to the left, up, down).

Дыхательная гимнастика. Данный вид упражнений помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Пример дыхательной гимнастики на уроке английского языка – упражнение «Дайверы»: на счёт 1234 – дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

На мой взгляд, одним из самых важных здоровьесберегающих действий, является создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Поэтому для создания положительной атмосферы, а также снятия усталости на уроке я часто использую смехотерапию. Этот прием получил в науке название гелотологии. Гелотология – это  раздел психиатрии, изучающий смех, юмор и их влияние на  организм человека. Эта наука зародилась в 70-х годах прошлого века в Америке. Основатель гелотологии, Норман Казинс, вошел в историю как "человек, которому удалось рассмешить смерть". Он страдал от редкой болезни суставов. Когда у врачей опустились руки, Казинс закрылся в комнате и часами смотрел комедии. Результат был ошеломляющий для медиков. Через неделю у больного исчезли боли, через месяц он начал двигаться, а через два вышел на работу. С тех пор в США и Европе начали изучать влияние смеха на здоровье человека.

Положительное влияние смеха на жизнь доказано уже давно. Всем известна фраза о том, что смех продлевает жизнь. Естественный смех успокаивает нервы, расслабляет мышцы, улучшает самочувствие. Научно доказано, что организм насыщается кислородом, выделяются — эндорфины, «гормоны счастья». От смеха уменьшается количество гормонов стресса и укрепляется иммунитет. Также есть мнение, что смех повышает творческие способности и умение решать различные проблемы.

Все наверное замечали, что дети смеются часто, искренне и много, у них почти всегда замечательное настроение. Как же привнести в урок элементы смехотерапии? А проще говоря – как создать благоприятную атмосферу для естественного и бодрого, а значит и полезного смеха учащихся на уроке иностранного языка?

Я предлагаю применять следующие элементы:

  • Шутки, анекдоты, цитаты; связанные с английском языком, либо на языке. Шутки и анекдоты может рассказывать как учитель, так и учащийся. Например, чтобы повысить мотивацию, можно  внедрить в урок соревновательный элемент –  ученик, который работал активней всех – рассказывает в конце урока шутку, или анекдот.
  • Funny stories – популярный жанр в английском языке. Смешные истории могут применяться и как текст для чтения, аудирования, сочинения и т.д. Элементы сценки и игры: учитель читает смешную историю, ученики ее проигрывают (предварительно им раздаются роли, причем как живых существ, так и предметов, явлений).
  • Конкурс: на самое смешное стихотворение (перевод, рифму, ответ на загадку),  шуточное заполнение анкеты, игра в ассоциации.
  • В английском языке есть такое понятие – LOL, ‘Laughing Out Loud’, «ржунимагу». Просто смех без причины – не всегда признак дурачины, а на уроке – психологическая разрядка, следовательно – урок не воспринимается как стресс, а как приятно проведенное время. После сеанса смеха главное – вовремя вернуться в исходное положение, увлечь школьников новым заданием, причем его сложность может быть довольно высокой, т.к. после сеанса смеха, ребенок не сразу это поймет, и возьмется за задание с новыми силами и позитивными эмоциями. Выгодно после сеанса смеха давать творческие задания – т.к. мозг готов к производству идей.
  • Рефлексия посредством смеха: выразить смехом ощущения после урока; оценки-смайлики.

В заключение хотелось бы добавить, что использование на уроке здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку, в чем я убеждаюсь все больше и больше с каждым уроком.

Список литературы:

  1. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002.
  2. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Н.И. Дереклеева, Москва 2004.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. ВАКО, 2004.
  4. Колисник И.И. Рациональная организация учебного процесса. Саратов, 2004.
  5. Смирнов А.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М., АПКРО, 2002.
  6. Материалы с сайтов: