Эвристический метод в обучении истории

Разделы: История и обществознание


В современных условиях обучения выдвигаются высокие требования к учащимся. Растут нагрузки, из-за чего часто наблюдается снижение учебной активности у учеников старшего и даже среднего звена. Это можно объяснить рядом причин, но это не поможет решить проблему. Как поддержать учебную активность и снять эмоциональные нагрузки у учащихся?

Применение методов эвристики способствуют не только поддержанию интереса к учебе, но и формированию основ саморазвития учащихся.

Эвристический метод в обучении истории позволяет учащимся наиболее полно реализовать свои возможности творческого саморазвития. Обучение через методы эвристики не сводится только к приобретению знаний, умений и навыков, но оно еще и ориентирует на внутреннюю мотивацию обучения, обеспечивает самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика. Эта методика позволяет достигнуть решения ряда воспитательных и учебных задач, создать условия для воспитания и развития свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Невозможно сегодня добиться максимальной реализации в обучении без тесного доверительного контакта с детьми.

Поэтому преподаватель обязан формулировать главную цель в организации учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы обучение предмету стало средством развития личности, а не самоцелью, т.е. не только стремиться к приобретению знаний, умений, и навыков учащимися, а обеспечивать самодвижение, саморазвитие и самовоспитание ученика.

История, как ни какой другой предмет, подходит для применения в процессе обучения методов эвристики.

Главный принцип эвристики – поиск, первоначально дает учащемуся желание искать и находить решения, добиваться итога. Более всего это желание проявляется в начальном звене, на подсознательном уровне, и выражается в том, что ученик “любит предмет”, считает его не сложным, а значит не скучным. У него нет страха что-то не понять, утерять какое-либо звено в учебном материале. Именно этот период наиболее благоприятен для создания условий для индивидуального продвижения учащегося в усвоении предмета и накоплении умений и навыков. Поэтому эвристика позволяет через различные методы продолжить работу по развитию творческого потенциала. То есть, даже в обыденном учебном материале ученик может найти интересное для себя и подняться на новую ступень саморазвития. Занимательность мира игры делает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации живой, а игровая ситуация активизирует все психические процессы и функции учащихся.

В настоящее время роль игры повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, компьютерные сети за последнее время значительно увеличили поток получаемой школьниками информации, и ее разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия. Важной задачей школы становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет исследовательская работа, которая служит своеобразной практикой для накопления и использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Возможности у исследовательского направления работы среди учащихся огромны. Во-первых, это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством такого вида деятельности гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Во-вторых, в исследовании активизируются психические процессы участников этой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление. В процессе поисково-исследовательской работы интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, в том числе истории, у учеников является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Школьный возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности. Все школьникам без исключения нравятся коллективные формы выполнения заданий, основанные на совместных действиях, разнообразие видов деятельности. В процессе исследовательской работы проходит огромная воспитательная работа по формированию гражданственности и патриотизма. Особенно благодатной сферой для исследовательских работ является изучение истории малой Родины.

Конечно, использование игры не означает, что уроки превращаются в сплошное игровое шоу. Или обучение в игровой форме не дает учащимся реально видеть и достигать поставленные учебные цели без специальной, искусственно созданной атмосферы праздничности.

Игра имеет две составляющие: деятельностную и условную, которые могут наполняться разным содержанием и делать одну игру не похожей на другую, но эти два компонента просматриваются в каждой игре. Деятельностный аспект без условного – это труд, упражнение. Условный аспект без деятельностного проявляется при восприятии произведения искусства. Значит, игра может стать дидактической, если учебный материал становится содержанием условного компонента, а развивающий – содержанием деятельностного компонента. Упражнения и задачи из школьных учебников – это не игра, так как ученикам может быть неинтересно содержание задачи или упражнения, но если занимательной условности придается большое значение, то учебное задание становится игровым заданием, а иногда превращается в настоящую игру.

Игра – это одна из форм обучения. Она должна органически включаться в учебный процесс по предмету и в тесной связи с другими видами учебной работы. Именно через развитие интереса к урочной деятельности появляется интерес у учащихся к творческой, проектной работе.

Особенно этот метод эффективен при изучении сложного материала. Например, при изучении по Всеобщей истории в 9 классе темы “Международный экономический кризис и пути выхода из него” (Приложение 1) урок проходит как практикум. “Установление фашистской диктатуры в Германии” (Приложение 2) урок построен в форме лабораторного занятия на основе групповой работы. Это дополнительный урок, так как одного часа для изучения темы “Фашизм в Германии” не достаточно. При проведении этих уроков применяются и творческие домашние задания и работа с документами и киноматериалами. “Предвоенный политический кризис 1939 года” проходит в форме ролевой игры, как пресс- конференция (Приложение 3). А повторно-обобщающий урок по теме “Германия: ФРГ и ГДР. Международные отношения” проходит в виде соревнования команд (Приложение 4). Групповые виды работ дают возможность выработать у каждого участника группы ответственность, инициативность, дисциплинированность, проявить организаторские способности. В целом же группа сплачивается, учится работать коллегиально, вырабатывать коллективные решения.