Развитие языковой способности у детей с тяжелыми нарушениями речи через систему комплексных занятий на базе музея народного быта

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Устное народное творчество является важнейшим источником развития всех сторон речи детей и уникальным средством их воспитания. Но на современном этапе развития языка образцы устного народного творчества исчезают из повседневной нашей жизни: язык засоряется американизмами, неологизмами, жаргонизмами. В связи с этим, современный ребёнок испытывает трудности в понимании не только загадок, пословиц, поговорок, но и в понимании скрытого смысла русских народных сказок. Так, становится невозможен и воспитательный аспект в этих произведениях. Проблема понимания устного народного творчества усугубляется и тем, что в России количество детей с ограниченными речевыми возможностями достигает уже 80%. У данной категории детей нарушение понимания речи входит в структуру дефекта. Таким образом, задача сохранения традиций русского языка становится национальной задачей. В целях развития у детей языковой способности, интеллектуальных возможностей и интереса к родному языку мы стали искать новые формы проведения комплексных занятий с детьми с тяжёлыми нарушения речи. Предлагаем Вашему вниманию конспект комплексного логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе по теме: «Овсяная каша – матушка наша».

Цель: Развитие языковой способности у детей с ОНР через знакомство с русскими национальными традициями, поэтическое русское народное творчество.

Задачи:

Познавательные:

  1. Закрепить знания детей по темам «Осень», «Хлеб», «Злаки», «Продукты питания».
  2. Закрепить знания детей о труде в поле.
  3. Формировать у детей понимание того, что здоровье зависит от правильного питания.

Коррекционные речевые:

  1. Активизировать словарь по темам: «Осень», «Хлеб», «Злаки»;
  2. Познакомить детей с устаревшей лексикой; учить детей находить аналогичные названия предметов в современном мире: плуг, серп, цеп, мельница, чугунок, ухват, печь.
  3. Автоматизировать в речи детей слова сложной слоговой структуры (комбайн, комбайнёр, трактор).
  4. Развивать навык связной речи.
  5. Развивать просодическую сторону речи: голосовые и дыхательные упражнения, интонационное оформление речи на материале стихотворных текстов.

Коррекционные внеречевые:

  1. Развивать высшие психические функции: память, внимание, логическое мышление.
  2. Развивать сенсомоторный уровень порождения речевого высказывания: пальчиковые движения в продуктивных видах деятельности;

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях бережное отношение к родному краю, родной природе, хлебу, злаковым культурам;
  2. Познакомить детей с витаминами и их влиянии на организм;
  3. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: занятие проводится в музее – горнице, в которой находится печь, стол, лавки; серп, колоски, чугунок, крупа, молоко, масло, соль, сахар, ложки; фартуки, косынки, таз и кувшин с водой, полотенца; презентация к занятию или демонстрационный материал по теме: «Овсяная каша», муляжи: «Продукты питания», «Семья в избе», дидактическая игра: «Подбери парочку».

Лексический материал:

Существительные: рожь, пшеница, овёс, гречиха, зерно, поле, колосья, трактор, сеялка, комбайн, земля, посев, уборка, элеватор, ток, мельница, мельник, мука, крупа, тесто, пекарь, хлеб, каша, крестьянин, хлебороб, тракторист, пахарь, землепашец, комбайнёр, хлебопродукты, печка, серп, чугунок, горшок, соль, сахар, молоко, масло, витамины, польза, щепотка.

Прилагательные: хлеб – свежий, мягкий, чёрствый, душистый, ароматный, хрустящий, пшеничный, ржаной, чёрный, белый, каша – овсяная, гречневая, рисовая, пшённая, ароматная, аппетитная, полезная.

Глаголы: выращивать, пахать, сеять, косить, убирать, жать, молотить, боронить, подкармливать, хранить, молоть, выпекать, украшать, вымешивать, подниматься, колоситься, печь, резать, варить, есть, беречь.

Ход занятия

I. Организационный момент

До входа в музей народного быта детского сада педагог настраивает детей на то, что занятие будет необычным, т.к. будет проходить в самом музее, на занятии будут гости, а вести его будут: учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель.

II. Введение в тему занятия

Дети вместе с педагогами входят в музей.

Логопед: Здравствуйте, уважаемые гости. Мы с ребятами рады Вас видеть в нашем музее. Ребята, а как называется наш музей?

Дети: «Горенка».

Логопед: Все из вас помнят, что горница – это главная комната в избе? Ребята, есть ещё и русская народная песня, которая так и называется «Горенка». Надежда Михайловна и Дмитрий Владимирович нам её сейчас исполнят, а мы с Вами будем подпевать. Педагоги и дети исполняют песню «Горенка».

Логопед: Песня очень весёлая, главное, очень познавательная. В песне нам рассказывается, как выглядела комната в избе давным-давно.

Педагог открывает занавес– вход в горницу: Конечно, главным предметом в избе была печь. Как выдумаете, какую роль играла печка? Для чего она служила?

Дети: Она согревала дом, в ней готовили.

Логопед: Ещё один предмет, на который мы обращаем внимание в горнице, это – стол дубовый и очень большой. Для чего был стол таким большим?

Дети: Чтобы села вся семья.

Логопед: Вот и мы сегодня, как одна большая семья сядем за стол.

Дети садятся.

III. Активизация словаря по теме «Поле»

Слайд 2: Логопед обращает внимание детей на изображение на экране: «Русская семья»: Ребята, а я смогла найти фотографию той семьи, что жила здесь раньше. Действительно, она была очень большая. Здесь и бабушка, и дедушка, и дочка, и сын, и жена сына. Каждый в такой семье имел свои обязанности: кто-то убирал, кто-то готовил, кто-то ткал: все трудились много и труд всегда уважали. Но главной обязанностью каждого хозяина было прокормить свою семью. Сегодня мы с Вами поговорим о том, чем питались русские люди давным-давно. Узнаем, было ли это полезно или нет?

Слайд 3: Ребята, а знаете ли вы, что в каждой стране есть свои традиции в еде. Например, в Японии очень любят рыбу.

Слайд 4: в Германии – жареные колбаски, мясо.

Слайд 5: в Америке любили горох, кукурузу.

Слайд 6: В России же – главной пищей был хлеб, щи и каша.

Слайд 7: Русские люди придумали даже пословицы, в которых восхваляли эти продукты. Припомните пословицы о хлебе, о каше: «Хлеб – всему голова», «Будет хлеб – будет песня», «Хлеб – батюшка наш, каша – матушка», «Хлебушек ржаной – отец наш родной». «Не наша еда – орехи, наша – каша», «Русского мужика без каши не накормишь», «Где каша – там и наши», «Без каши и обед не в обед».

Слайд 8: Варили каши из разных круп: Назовите, какие крупы вы видите, какая каша из них получится?

Логопед показывает крупы в горшочках: Очень любили гречневую крупу и овсяную. Рис редко был на столе, т.к. его привозили из Японии и Китая.

Логопед: Ребята, а помните, как мы с Вами на нашем небольшом поле около детского сада весной посеяли овёс? Всё лето маленькие росточки прорастали, крепли и созревали. Так появилась овсяный колос. Наш овёс мы убирали с помощью этого инструмента.

Слайд 9. Логопед просит выбрать серп среди других инструментов: Серп детям не разрешали, почему?

Дети: Это опасный инструмент, им можно пораниться.

Логопед: А какую кашу можно приготовить из овса?

Дети: Овсяную.

Логопед: Сегодня мы подробно поговорим с Вами об этой интересной каше и даже научимся её готовить.

IV. Изучение нового материала

Формирование понятия: «Здоровая пища».

Слайд 10. Логопед: Ребята, у каждого из Вас есть своё любимое блюдо. Назовите, что бы Вы предпочли из этих продуктов?

Логопед показывает муляжи: «Продукты питания». Дети выбирают продукты, которые им больше всего нравятся.

Логопед: А врачи во всём мире открыли то, что продукты – торт, мороженное, пирожное, конфеты, биг мак – очень вредные для нас. Они разрушают зубы, делают людей ленивыми. А вот в хлебе, крупах и овощах содержится очень большое количество витаминов. Еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Так и в старину – не часто приходилось есть сладости. Хозяин-отец покупал их на ярмарке: продаст там муку, зерно, а детям купит леденцы. В небольшом количестве они тоже полезны. Вот и получается, что правильнее всего питались наши бабушки и прабабушки. Они никогда не болели и жили очень долго. А из сказок мы знаем, что русский герой был всегда умный и сильный.

Слайд 11. Картина «Три богатыря».

Слайд 12. Овсяную кашу любили не только в России, но и в Англии, в Греции. Раньше жил в Греции богатырь – Геркулес. Он очень любил овсяную кашу. Сегодня даже кашу назвали его именем «геркулесовая». А про тех, кто был слаб, говорили: «Мало каши съел».

Работа над просодическим оформлением речи:

Чтение стихотворения: «Каша – это сила!»

Соседу Вовке пятый год,
Но он так медленно растет.
Трехгодовалый наш Андрей
И то его уже длинней!
Андрюшка ловок и силен,
И даже стул поднимет он.
А Вовка бледен, слаб и хмур,
Не сдвинет с места этот стул.
И даже слабый ветерок
Сбивает сразу Вовку с ног.
Хотите знать вы от чего
Так мало силы у него?
Всему виной одна беда –
Не ест он кашу никогда.

Слайд 13. «Каша из топора». А вы, ребята, кашу любите? Значит, и вы должны быть ловкими и внимательными и, наверное, очень умными. Сейчас и проверим:

Развитие логического мышления:

Слайд 14-15: Логопед предлагает детям сыграть в игру: «Подбери пару»: Раздаёт детям поле с картинками: например, гвоздь – молоток, а шуруп -? На мольберте располагает картинки-ответы. Дети должны подобрать нужную картинку (отвёртка).

Развитие диалогической речи: Раздаётся стук из-за ширмы, появляется бабушка из сказки «Каша из топора»:

– Здравствуйте, ребятки, гости дорогие!

– Здравствуй, бабушка!

– Сижу тут я на печи и слушаю, как вы хвалите пищу русскую!

– Да, бабушка, она была очень полезная и вкусная. В ней много разных витаминов.

– А это что за такие люди – витамины?

– Это не люди, а такие полезные вещества, без которых мы не можем жить.

– Жить – это хорошо. Я давно уж живу. День рождения вчера был – 100 лет отмечала! Наварила щей и каши, испекла пироги с ягодами, а внуки-то ничего есть не стали: «Мы хотим бики маки каке-то». Не знаете, что это?

– А это не очень полезная пища. Биг маки вкусные, но вредные для организма.

– Ах вот оно что! А зачем же они хотят себе вред творить?

– Наверное, они не знают, что каша очень полезна. Бабушка, и мы хотим научиться кашу варить. Помоги нам. Дай рецепт самой полезной каши.

– Овсянки, что ль? Раз вы ребятки умные, трудолюбивые, биг маков не хотите, то вот Вам 2 мешочка и строчки:

Важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен Вам,
И не только по утрам!

Логопед: «Ребята, мешочки с рецептом у нас с Вами в руках, теперь мы Вам поможем надеть фартуки и превратиться в поваров. Кто готов, подойдите к Клавдии Николаевне. А ты, бабушка, посмотри, как мы готовить будем».

V. Формирование у детей навыка приготовления овсяной каши

Формирование целенаправленных движений:

Воспитатель предлагает детям подойти к нему. Дети надевают фартуки, косынки и моют руки. Воспитатель подчёркивает важность того, что важно соблюдать гигиену. Воспитатель из первого мешочка берёт овсяные хлопья с горохом. Говорит, что крупу – хлопья следует перебрать. Дети перебирают свою часть крупы. Затем воспитатель подчёркивает, если крупы будет слишком много, то каша будет из кастрюли убегать. Как это было у героя Носова – Мишки. Насыпает 1 стакан. Затем, из 2-ого мешочка воспитатель достаёт загадки: «Ребята, что класть в кашу – отгадайте 1-ую загадку».

Слайд 16: Отгадки на экране.

  1. Жидкое, а не вода, белое, а не снег. (Молоко). Дети отгадывают, а воспитатель наливает из кувшина молоко.
  2. Белая красавица – не едят меня одну, а без меня ничего не едят. (Соль) Дети отгадывают и солят кашу. Движение разучивают.
  3. Я бел, как снег, любят меня все. Я, что хочешь, подслащу и тебя я угощу. (Сахар). Дети добавляют сахар. Воспитатель сыплет сахар ложками (столовыми или чайными).
  4. Что всегда поверх каши лежит? (Масло). Дети кладут масло в горшочек. Воспитатель подчёркивает, что «Кашу маслом не испортишь». Готово.

Логопед: Бабушка, что ты там на печи сидишь? Давай-ка, ставь нашу кашу в печку. Входит бабка. Берёт горшочек и уносит на кухню детского сада.

VI. Развитие слухового внимания.

Музыкальный руководитель: «А пока каша будет в нашей печке вариться, мы с вами зря терять время не будем. Мы же можем поиграть: Дети играют в музыкальную игру: Становятся в круг. Один из ведущих передаёт им музыкальный инструмент. Дети передают его друг другу, пока звучит музыка. Как только музыка замолкает, ребёнок, у которого остался инструмент, играет на нём и выходит из игры. Так у всех детей в руках остаются инструменты. Затем все дети играют в оркестре.

VII. Итог занятия:

Входит бабушка с горшочком каши.

Логопед: Какая каша?Каша-то ароматная, горячая, аппетитная. Давайте мы угостим наших гостей, так как мы хлебосольные а затем попробуем сами. Дети угощают сначала гостей. Затем пробуют кашу сами.

Логопед: Подкрепились? Кто из Вас теперь будет любить овсяную кашу – кормилицу нашу?

Бабушка дарит детям овсяное печенье.