Проектная деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства. 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Заключительная четвертая четверть в 7 классе по предмету Искусство (изобразительное) носит обобщающий характер. В этот период учащимся предлагается следующая художественно-практическая деятельность: создание индивидуальных или коллективных творческих проектов.

Учебный творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до ее воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при непосредственной консультации учителя.

Существует несколько типов учебных проектов:

  • исследовательские,
  • художественно-творческие,
  • информационные,
  • социально-значимые.

На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют художественно-творческие проекты, т.е. создают авторскую работу в материале.

Цель, которую преследует учитель, помогая учащимся справиться с работой, - сформировать определенные проективные умения, способность выразить свою индивидуальность согласно своим наклонностям и способностям. Учитель инициирует рождение и развитие идеи проекта, вместе с учеником "проживает" его.

В процессе работы над созданием художественно-творческого проекта учащиеся приобщаются к проникновению в глубину явлений, приобретают способность генерировать новые идеи, находят возможность претворить оригинальные идеи в жизнь.

Результатом проектной деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства является развитие образного, творческого мышления, способности выйти за пределы обыденного.

Создание любого проекта невозможно без творческого начала. Ведь творчество - это принятие нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая имеет огромное значение для приобщения человека к активной деятельности, способности созидать и в будущей самостоятельной жизни.

Педагогу необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке. И от нас зависит, насколько верные способы мы найдем, чтобы раскрыть творческий потенциал личности учащегося.

В процессе работы над художественно-творческим проектом учителю необходимо уделять равное внимание всем детям, независимо от их способностей и успешности выполняемой ими работы. Чрезмерные требования к качеству выполняемой детьми работы, излишняя критика могут погасить интерес к творческому занятию.

Учитель должен оказывать дозированную помощь каждому ученику, замечать каждый его успех или неудачу, поощрять и направлять работу, стимулировать интерес к творческой проектной деятельности. В результате такой сбалансированный подход принесет ожидаемые плоды.

Одним из важных стимулов высокой результативности в процессе работы является объяснение в доступной для ребенка форме, практический показ педагогом технических приемов работы. Немаловажным является также демонстрация образцов, созданных самим учителем и непосредственно учащимися, оригинальных произведений графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, созданных известными мастерами.

Таким образом, учащиеся получают возможность сравнивать свои работы с произведениями тех, для кого искусство является призванием, а это в свою очередь, учит их относиться к искусству особо, не как к обязательному предмету школьной программы.

Характеристика видов деятельности учащихся в процессе работы над художественно-творческим проектом:

  • умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи, формировать мотивы своего обучения;
  • учиться планировать самостоятельно пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • овладевать методом создания творческого индивидуального проекта;
  • понимать особенности работы в творческой группе;
  • приобретать навыки руководства творческим коллективом в процессе работы над коллективным проектом;
  • использовать полученный творческий опыт в разработке собственной идеи и выполнении собственного замысла;
  • уметь использовать полученные знания о средствах художественной выразительности изображения в собственном творчестве;
  • формировать навыки работы с художественными материалами в работе над собственным замыслом;

Процесс работы над художественно-творческим проектом делится на несколько этапов:

  • развитие и уточнение идеи проекта;
  • выбор и обоснование темы;
  • замысел и разработка эскизов;
  • сбор материала;
  • выполнение проекта в материале;
  • обсуждение и защита идеи проекта;
  • организация итоговой выставки;

Учитель в начале учебного года сообщает учащимся о плане работы в предстоящем учебном году, который является для них завершающим по предмету Искусство (изобразительное). Учитель доводит до сведения учащихся информацию об обобщающем характере работы в четвертой заключительной четверти. Кульминацией этого периода является создание художественно-творческого проекта.

Развитие и уточнение идеи художественно-творческого проекта становится возможным в течение всего учебного года. Именно в этот период учащиеся определяют, к какому виду изобразительного искусства обратиться: графике, живописи, декоративно-прикладному искусству, скульптуре, дизайну, архитектуре. Первоначальный замысел, конечно, претерпевает значительные изменения в процессе осмысления. Это естественный творческий процесс. Ведь приходится обдумывать многое. Например, с каким жанром изобразительного искусства будет связан творческий проект. Учитель рекомендует учащимся обратиться к тем жанрам, с которыми знакомились на протяжении всего периода обучения. Это натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, батальный.

Подумать учащимся придется и о том, какой характер будет носить предстоящая творческая работа - коллективный или индивидуальный? Программой предусмотрены и тот, и другой варианты. Выбор за учащимися.

Окончательно определившись с идеей, учащиеся переходят к следующему не менее значимому этапу - выбору темы художественно-творческого проекта. Тема в творческой работе учащихся носит далеко не случайный характер. Ведь именно она отражает весь тот тонкий мир внутренних переживаний юного художника, его интересы, мечты, а порой и проблемы.

Ярким тому примером является художественно-творческий проект учащейся 7"Б" класса МБОУ "Лицей № 2" Акуловой Валентины. Композиция носит название "Одиночество". Одного взгляда достаточно, чтобы понять, какие проблемы волнуют подростков в этот нелегкий для них период, на пороге вступления в столь неизведанную жизнь взрослых людей.

Определившись с темой художественно-творческого проекта, учащиеся приступают непосредственно к практической работе.

Первичную идею-замысел необходимо воплотить в эскизах. Эскизы выполняются учащимися в необходимом для них количестве. Первые эскизы начинаются с линейного рисунка, затем выполняются графически с использованием выразительных средств графики. При необходимости, могут быть выполнены любыми художественно-графическими материалами. Формат эскизов обычно невелик, не превышает формат А4.

Выполнение подготовительных эскизов неразрывно связано с важным этапом в проектной деятельности - сбором необходимого материала. Этот этап осуществляется с помощью современных компьютерных технологий. Например, для сбора информации о характере определенного исторического периода, быта, нравов, архитектуры, особенностях одежды, культурных ценностях и т.д. В компьютерных сетях учащимся необходимо самостоятельно или с помощью учителя подобрать произведения мастеров изобразительного искусства, впечатления от просмотра которых помогут в создании нужного образа.

Необходимым материалом для создания художественно-творческого проекта являются выполненные самими учащимися наброски с натуры. Те творческие работы, которые требуют точного реалистического изображения, нуждаются в подобном материале.

Следующим является этап выполнения работы в материале. Учащиеся, работая над проектом, используют разнообразные материалы. В изобразительной деятельности применяют гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, гелиевые ручки. Работая над скульптурными проектами, используют детский, скульптурный пластилин, глину, соленое тесто. Выполняя различные декоративные композиции, применяют природные материалы, цветную бумагу, картон, декоративную пленку, ткань. Благодаря разнообразию материалов, работы получаются интересными, оригинальными.

Весь процесс создания художественно-творческого проекта занимает несколько уроков. Наконец наступает самый незабываемый этап - обсуждение и защита идеи проекта. Представляя свою индивидуальную или коллективную работу, учащиеся защищают свой проект, рассказывают интересные истории создания своей творческой работы, при необходимости вступают в полемику с другими учащимися.

Подводя итоги работы над художественно-творческим проектом, учитель вместе с учащимися приступает к оформлению внутришкольной выставки. Экспозиция периодически обновляется, поскольку необходимо продемонстрировать работы всех учащихся седьмых классов.

Ежегодное обращение к теме художественно- творческого проекта в 7 классах помогает глубже осознать главный смысловой стержень программы - связи искусства с жизнью человека, роль искусства в жизни общества, его значение в развитии личности каждого учащегося.