Видеоурок "Покорители космоса"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • Дать представление об освоении космического пространства.
  • Познакомить детей с основоположниками русской космонавтики: Циолковским К. Э., Королевым С.П., Гагариным
  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  • Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.

Ученики входят в зал, им раздают светящиеся звёздочки, гаснет свет.

1. Вступительная часть

- “Маленький принц” - видеоролик

1 слайд

- С давних времён загадочный мир планет и звёзд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

- “Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели..” - говорил Константин Эдуардович Циолковский

- Минуло 50 лет с первого полёта человека в космос, за эти годы 431 землянин совершил космическое путешествие

2. История космонавтики

2 слайд

- Мы начинаем видео урок, посвящённый дню космонавтики “Покорение космоса”

- “Мы были узники на шаре скромном
И сколько раз, в бессчётной смене лет,
Упорный взор Земли в просторе тёмном,
Следил с тоскою за движением планет”.

3 слайд

- Пророчество Циолковского сделали реальностью первые строители кораблей под руководством С.П. Королёва

- “Это было время, когда каждая минута равнялась годам,

Это были люди, которые сделали годы равными векам”

4 слайд (на сцену выбегают продавцы газет)

- 4 октября 1957 года Советский Союз успешно совершил запуск первого искусственного спутника Земли.

(видеоролик)

- И начался стремительный штурм Космоса.

- 3 ноября 1957 года – запущен второй спутник, в его кабине была собака Лайка.

- 15 мая 1958 года – запущен третий спутник.

- 2 января 1959 года запущен искусственный спутник “Луна – 1”, он прошёл около Луны и стал первым искусственным спутником Луны.

- 12 сентября 1959 автоматическая станция “Луна – 2” достигла поверхности Луны.

- 4 октября 1959 года “Луна – 3” сфотографировала обратную сторону Луны.

-20 августа 1960 года запущен космический корабль, на борту – собаки Стрелка и Белка, которые благополучно вернулись на Землю и стали космическими знаменитостями.

5 слайд

6 слайд

- “Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского союза! Московское время – 10 часов 2 минуты. Передаём сообщение ТАСС о первом в мире полёте человека в космическое пространство. 12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник “Восток” с человеком на борту. Пилотом – космонавтом космического корабля – спутник “Восток” является гражданин Советского Союза лётчик Гагарин Юрий Алексеевич”

7 слайд

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй – планетой был усыновлён.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей,
По круговой, вовеки небывалой,
В пучинах неба вымахнул над ней...

(водеоролик)

8 слайд

Ты уже перестал удивляться
Чудесам, что есть на Земле
Телевизору, голосу раций,
И компьютеру на столе.
Самолёты летят сквозь тучи
А к орбитам летят корабли
Только как до вещей тех могучих
Домечтаться люди могли?

- Для того чтобы летательный аппарат оказался в космосе ему необходимо преодолеть силу земного притяжения. Для этого он должен достичь скорости ну хотя бы 28500 км/ч, а это в 10 раз больше чем скорость пули. Такую скорость может обеспечить мощный ракетный двигатель.

- Сегодня объяснять вам устройство ракеты будут знаменитые учёные

9 слайд (на сцене учёные, которые рассказывают о своих изобретениях)

- Ещё в 1750 году венгерский математик и физик Сегнер Янош Андрош изобрёл двигатель, основанный на реактивном действии вытекающей воды.

- Это была первая гидравлическая турбина. Расположенное в горизонтальной плоскости колесо без обода, у которого спицы заменены трубками с отогнутыми концами так, что вытекающая из них вода приводит колесо во вращение.

10 слайд

- Первый чертёж реактивного двигателя был сделан в России, но в странном, неожиданном месте: чертёж был сделан в 1881 году на стене тюремной камеры Петропавловской крепости Николаем Ивановичем Кибальчич.

- На платформе, где должны располагаться воздухоплаватели на прочных опорах крепится большой цилиндр с сужающимся отверстием в нижней части. В цилиндре должна быть установлена спрессованная пороховая свеча. От её сгорания газы, накапливаемые в цилиндре, с силой будут вырываться в нижнее её отверстие и, оказывая давление на верхнее дно цилиндра будут поднимать всю установку вместе с воздухоплавателями.

11 слайд

- Скромный учитель из губернского города Калуги Константин Эдуардович Циолковский мечтал создать управляемый воздушный корабль.

- Самый удобный путь – воздушный, - писал Циолковский – Он кратчайший, не замерзает, не требует ремонта, наиболее безопасный, существует для суши и всех морей. Уже в 1895 году я высказал идею о создании искусственного спутника Земли.

- А в 1897 года 10 мая Циолковский вывел гениальную формулу скорости ракеты показавшую, что теоретически ракета способна достигать неограниченной скорости, где

Vmax – скорость ракеты

V – Эффективная скорость истечения продуктов сгорания.

Мо – начальная масса ракеты

Мк – масса ракеты без топлива

Мm – масса выгоревшего топлива.

12 слайд

- Воплотил мечты Циолковского о космических полётах в жизнь Сергей Павлович Королёв. С именем Королёва, навсегда будет связано одно из величайших завоеваний науки и техники всех времён – открытие эры освоения человечеством космического пространства.

- Учёными космической эры по праву можно назвать Николая Егоровича Жуковского, Ивана Всеволодовича Мещерского, Фридриха Артуровича Цандера, Мстислава Всеволодовича Келдыша и многих других.

Принцип действия ракеты очень прост. Ракета с большой скоростью выбрасывает вещество (газы), воздействуя на него с большой силой. Выбрасываемое вещество с той же, но противоположно направленной силой, в свою очередь, действует на ракету и сообщает ей ускорение в противоположном направлении. Если нет внешних сил, то ракета вместе с выброшенным веществом является замкнутой системой. Импульс такой системы не может меняться во времени. На этом положении и основана теория движения ракет.

В любой ракете, независимо от её конструкции, всегда имеется оболочка и топливо с окислителем. Оболочка включает в себя полезный груз (космический корабль), приборный отсек и двигатель (камеры сгорания, наосы и пр.). основную массу ракеты составляет топливо с окислителем (окислитель нужен для поддержания горения топлива, поскольку в космосе нет кислорода).

В практике используются многоступенчатые ракеты. После того как топливо и окислитель первой ступени будут полностью израсходованы, эта ступень автоматически отбрасывается и в действие вступает двигатель второй ступени.

Львиную дозу от всей массы ракеты на старте должна составлять масса рабочего тела (топлива). Для достижения 1 космической скорости (8км/с) при которой тело покидает поверхность Земли и становиться искусственным спутником Земли. Масса топлива должна быть в 55 раз больше массы оболочки.

Для достижения 2 космической скорости (11,2 км/ч) при которой тело покидает Землю становиться спутником Солнца. Масса топлива должна быть в 200 раз больше массы оболочки. Для достижения 3 космической скорости (16,7 км/ч) при которой тело могло бы покинуть солнечную систему. Масса топлива должна быть в тысячи раз больше массы оболочки. Но таких скоростей мы пока не достигли.

3. Будущее освоение космоса

13 слайд

Жить и верить – это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты
И мечтатели
Что на Марсе будут яблони цвести

- В заключение нашего урока, заглянем в ближайшее и не очень будущее космонавтики.

14 слайд

- На 2015 год назначен запуск проекта Дарвин, на орбиту Земли будут запущены от четырёх до шести небольших телескопов диаметром 3-4 метра, которые будут функционировать как один огромный телескоп и четыре космических корабля, выполняющих функции связи с Землёй. Главная цель проекта поиск планет похожих на Землю для их освоения и для контакта с внеземными цивилизациями.

15 слайд

- Один из ярчайших мыслителей 20 века американский физик Фримен Дайсон ещё в 1959 году описал межзвёздный корабль-взрыволёт. Он представлял собой огромную полусферическую конструкцию с расположенным за кормой щитом – толкателем, за которым должны были рваться атомные бомбы, разгоняющие корабль до скорости 10000 км/с. Этот корабль мог добраться до ближайших к нам звёзд, Проксимы и Альфы Центавра, за 150 лет.

16 слайд

- Люди на звездолётах будут проживать целую жизнь, поэтому учёные занимаются созданием космических поселений. Физик О,Нейл из Принстонского университета создал один из таких проектов. Это два пареных цилиндра, вращающихся вокруг осей в противоположные стороны. Люди будут жить внутри этих цилиндров, на стенах которых устроен искусственный ландшафт, образующий обычную растительную среду: траву и деревья, ручьи и водоёмы. Три продольные долины (зоны земли) перемежают по кругу “солярисами” (окнами), и естественный солнечный свет попадает во внутреннее пространство с помощью трёх прямоугольных зеркал, положением которых управляет компьютер, регулирующий климат и продолжительность дня.

Я стою на пороге Вселенной
Вихри космоса веют в лицо,
Всё, что вечно, и всё, что мгновенно,
Припорошено звёздной пыльцой
К звёздам я прикасаюсь мечтами,
И, зеркальностью мира пленён,
Я могу неотступно, годами,
Ждать привета из бездны времён.
Верю: в будущем, с космосом слиты,
Всю Галактику сможем пройти ...
Кто-то встретит свою Аэлиту,
Кто-то звёздных субстанций дожди
А пока корабли на орбите
За витком совершают виток,
Я сплетаю фантастики нити
В многоцветный рассказов венок.

(видеоролик)

На сцену выносят макет первого спутника Земли, ребята загадывают желания и прикрепляют к нему свои звездочки. Спутник “улетает” из зала, а ведущие объявляют конкурс “Создай свою ракету!”

Презентация.