Анализ эпизода "Освобождение Маши Мироновой" по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Цели урока: постигать смысл всей повести через ее фрагмент, учить выделять главную информацию; показать роль литературы в решении жизненных вопросов; воспитывать такие качества характера, как честь, порядочность, благородство; обогатить эмоциональную сферу обучающихся, воспитывать бережное отношение к слову художественного произведения.

Задачи, которые ставит учитель к каждому этапу урока, шаг за шагом приведут к достижению цели.

Методы (проблемный, репродуктивный, иллюстративный) и приемы, использованные на уроке, помогут формированию у обучающихся коммуникативной, информационной, кооперативной компетенций, а также компетенции решения проблем.

Класс:8

Учебник: В.Я.Коровина и др. Литература. 8 класс. М.: Просвещение, 2012.

Оборудование: компьютер, экран, “Словарь русского языка” С.И.Ожегова.

Ход урока

Подготовка к восприятию художественного произведения. Мотивация к учебной деятельности

Задачи:

  • мотивировать активность обучающихся на уроке с помощью проблемного вопроса, решения ситуативной задачи на жизненном материале;
  • формировать умение работы со словарем.

Презентация.

Аналитическая беседа. (Слайд 2)

Ребята, представьте такую ситуацию: подросток скрыл от своего друга, что один из их одноклассников плохо отзывался о нем.

Вопрос: можно ли назвать такой поступок благородным, а подростка, который скрыл правду, назвать честным, порядочным? Объясните почему.

(Ребята высказывают разные точки зрения.)

- А что значит, по-вашему, быть честным, порядочным, благородным?

Работа со словарем.

- Где мы можем всегда, когда в чем-то сомневаемся, найти ответ на вопрос или нужную информацию? (В словаре.)

- А какой словарь нам поможет в данном случае? (Толковый словарь.) Назовите самый популярный толковый словарь русского языка. (Толковый словарь Ожегова, Шведовой.)

- Кто желает нам найти и зачитать словарные статьи? (Зачитываются словарные статьи и выводятся на экран (слайд 3) определения слов “честь”, “порядочность”, “благородство”.)

Честь – 1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. 3. Целомудрие, непорочность. 4. Почет, уважение.

Порядочность – честность, неспособность к низким, аморальным, антиобщественным поступкам.

Благородство – высокая нравственность, самоотверженность и честность.

- Во всех трех определениях есть слово–синоним “честность”, то есть для всех трех слов слово “честность” является синонимом. А как же быть с ложью во благо? Об этом словарь не говорит, но расскажет художественное произведение. В жизни быстрее запоминаются не сухие определения из словарей, а образные, литературные примеры. (Слайд 1) Сегодня мы продолжим знакомство с повестью А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. В центре нашего внимания – глава 12, которая называется “Сирота”. Мы анализируем эпизод.

- Как вы понимаете смысл высказывания: “Анализ эпизода – это путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент”?

Ваша задача: записать в тетрадь тезисы основной части урока, посвященной собственно анализу эпизода. Эти тезисы помогут вам выполнить домашнее задание – написать сочинение. А ответить на вопрос, заданный в начале урока, мы попытаемся после работы с шедевром Пушкина. Я уверена, мы найдем в тексте все ответы.

- Как вы считаете, зачем нам необходимо умение углубленного чтения, где это умение может нам пригодиться в жизни?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение вчитываться в текст, понимать язык текстов разных жанров, чувствовать иронию, сарказм, понимать подтекст – все это пригодится и в обыденной жизни, и в профессии любого образованного человека. Приводят примеры.)

Чтение и изучение художественного произведения

Задачи: формировать умения:

1) составлять цитатный план;

2) лингво-стилистического анализа текста;

3) сравнительного анализа персонажей; развивать логическое мышление, монологическую и диалогическую речь, память, способность к эмпатии, обогатить эмоциональную сферу обучающихся.

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 4)

- Какую часть произведения занимает эпизод?

(Входит в основную часть произведения; это 12-я глава.)

- Определяем тип речи. (Повествование.) Вспомним схему построения повествовательных текстов (завязка – кульминация – развязка).

- Сжато перескажите предложенный эпизод. Выделяем завязку (Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне), кульминацию (освобождение Маши, раскрытие обмана), развязку (Машу Миронову и Гринева Пугачев отпускает, они вместе покидают Белогорскую крепость).

Работа с иллюстрациями, фотографиями.

(Слайды 5,6)

- Какой момент эпизода изображен на иллюстрациях? Какая иллюстрация вызывает у вас наиболее сильные эмоции? Почему?

- Ребята, как вы считаете, кто из наших артистов смог бы сыграть роли П.Гринева и М.Мироновой? Почему?

(Слайд 7)

- Совпадает ли ваше восприятие образов Петра Гринева и Маши Мироновой с изображенными на фотографиях образами. Почему? Узнали актеров?

- Выясним, каково построение самого эпизода. Выделяем вступление, заключение, основную часть, которую делим на части, и составляем план эпизода.

Составление цитатного плана эпизода. (Слайд 8)

1. Вступление. “Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома”.

2. Основная часть. Освобождение Маши Мироновой:

  • “Какую девушку держишь ты у себя под караулом?..”
  • “Я взглянул и обмер.”
  • “Я никогда не буду его женою!”
  • “Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь”.
  • “...но и Гринев вас обманывает”.
  • “Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай.”
  • Попадья “рассказала мне...”
  • “Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно...”
  • “Мы расстались дружески”.

2. Заключение. “Мы... навек оставили Белогорскую крепость”.

(Слайд 9)

- Какие сюжетные линии развиваются в данном эпизоде? (Гринев – Маша; Гринев – Пугачев; Гринев – Швабрин.)

- Какая сюжетная линия является главной в эпизоде? (Гринев – Маша .)

- Какую роль в судьбе Гринева этот эпизод играет? Что изменили события эпизода в жизни героя? ( Именно после показанных в эпизоде событий Гринев приобретает коварного врага, который впоследствии изменяет судьбу героя.)

- Если проследить развитие сюжетной линии Гринев - Маша на протяжении всего произведения, то какова роль данного эпизода в сюжете всего произведения? (Данный эпизод является кульминацией, так как после этого события жизнь Гринева и Маши меняется.)

- От чьего лица ведется повествование? (От лица Петра Гринева, на склоне лет вспоминающего о своей молодости.)

- Кто перед нами: рассказчик или повествователь? (Повествователь, так как Гринев очень близок автору и по социальному положению, и по своим взглядам на жизнь.)

- Таким образом, через восприятие Гриневым персонажей мы можем судить об отношении к ним автора?

Лингво-стилистический анализ. (Слайды 10, 11)

- Каким мы видим Пугачева в данном эпизоде? Какими словами и выражениями характеризуется Пугачев? Каково авторское отношение к Пугачеву? Как вы можете доказать противоречивое отношение автора к предводителю восстания? Как вы думаете, какие мысли пронеслись в голове Гринева, что он почувствовал, когда увидел Пугачева на диване, “на котором, бывало, дремал Иван Кузмич...”? Почему у Гринева “сердце заныло”, когда он вошел в знакомый дом?

(Уже в 1-м абзаце эпизода Пугачев назван самозванцем: “Швабрин встретил самозванца на крыльце”.

“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки...” Разговорное слово “вылезть” подчеркивает низкое происхождение Пугачева. Гринев не признает Пугачева государем, называет его “беглый казак”.

“Сердце мое заныло”, потому что вспомнились прежние обитатели дома, их судьба. Здесь: Пугачев – злодей, убийца.

“Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает?..” Здесь проявляется великодушие Пугачева.

“Казалось, суровая душа Пугачева была тронута”.

Ребята делают вывод, что отношение автора к Пугачеву противоречивое.)

- Почему Пугачев простил Гриневу его обман? Какие аргументы в свое оправдание привел Гринев? (“Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести”.

Ребята делают вывод, что честь и совесть – основные принципы жизни Пугачева и Гринева, поэтому они понимают друг друга.

“Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай”. Принципиальность, верность своему слову, ответ благородства на благородство.)

- Найдите цитату: “ Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня”. Почему у Гринева возникло “сильное сочувствие” к Пугачеву? ( Гринев понимал, что грозит Пугачеву в конечном итоге, и ему было по-человечески жаль этого человека.)

- Какими словами и выражениями характеризуется Швабрин? Каково авторское отношение к этому персонажу? (“Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки. В подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие”. Здесь открыто говорится, что перед нами подлый человек, изменник.

“Увидя меня, он смутился”. Значит, совесть не чиста, чувствует вину за собой.

“Он трусил перед ним”. Преклонение перед вышестоящими.

“Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака. Пугачев смягчился”. Причастие “валяющегося” по стилистической окраске разговорное. Оно подчеркивает, что человек здесь подобен ненужной вещи. Гринев не признает Пугачева государем.

“Швабрин скрылся”. Глагол “скрылся” здесь неслучаен. Не исчез, не ушел, а именно скрылся, чтобы объявиться снова.

“Лицо его изображало мрачную злобу”. Злоба не открытая, а скрытая, предвещающая что-то плохое (мрачная – мрак, тьма).

“Я не хотел торжествовать над униженным врагом...” Враг, униженный перед твоими глазами, всегда для тебя опасен. Это подтверждает дальнейшее развитие сюжета.)

- Почему Пугачев так жестоко наказывает за обман Швабрина и не наказывает за обман же Гринева? (Важны мотивы поступков. Гринев обманул из благородных побуждений, а Швабрин – из-за трусости, желая скрыть подлый поступок.)

Аналитическая беседа с опорой на текст. (Слайд 12)

- Какие качества характера Гринева проявляются в эпизоде:

  • во взаимоотношениях с Машей;
  • во взаимоотношениях с Пугачевым;
  • во взаимоотношениях со Швабриным?

(Преданность, беззаветная любовь, уважение; правдивость и твердость в убеждениях, честь и совесть превыше всего. Желание Гринева “вырвать Пугачева из среды злодеев” характеризует его как человека, который ценит в других умение отвечать за свои дела, слова, который живет по высокоморальным жизненным принципам. Презрение к Швабрину характеризует Гринева как человека, презирающего лицемерие, предательство, насилие, низкопоклонство.)

- Почему глава названа А.С.Пушкиным “ Сирота”. Что выражает, отражает заголовок?

(Маша Миронова оказалась абсолютно беззащитной, ее судьба зависела полностью от других людей. События данного эпизода для этой героини являлись судьбоносными. Глава названа по имени героини, причем в имени отражен социальный статус: девушка-сирота – беззащитность.)

- Какова тема эпизода? Придумайте заголовок, отражающий тему.

(“Освобождение Маши Мироновой”.)

- Какова основная проблема эпизода? (Проблема благородства и подлости, чести и бесчестия.)

- Какова идея эпизода? Обратите внимание на эпиграф, в котором как раз отражается идея главы. (Подлые люди приносят много горя, но настоящие чувства, порядочность, желание уберечь близкого человека от страданий помогут перенести все трудности. Важно, чтобы порядочных людей на твоем пути встречалось как можно больше.)

Синтез. Рефлексия

Задачи: формировать умение аргументировать высказывание, составлять тезисы; развивать умение осознания результатов урока для себя лично.

- Итак, вернемся к началу урока, вспомним ту жизненную ситуацию, которую я вам обрисовала, ответим на волнующий нас вопрос. Как текст художественного произведения нам помог в решении этой проблемы? (Слайд 13)

(Ребята вспоминают, что ситуация обмана возникала и в эпизоде: Гринев и Швабрин обманули Пугачева. Приходим к выводу, что многое зависит от мотивации поступка. С этой позиции рассматривается заданная в начале урока ситуация. Ребята придумывают мотивы, делают выводы.)

- А сейчас мы посмотрим, какие тезисы к нашему уроку вам удалось составить.

(Ребята зачитывают свои тезисы, затем на слайде появляются готовые. Ребята сравнивают, дополняют свои записи.)

Тезисы урока. (Слайд 14)

  • Преамбула. Анализ эпизода – путь к постижению замысла автора.
  • Эпизод “Сирота” входит в основную часть произведения, это 12 глава.
  • Завязка эпизода: Пугачев приказывает Швабрину отвести его и Гринева к Марье Ивановне.
  • Кульминация эпизода: освобождение Маши, раскрытие обмана.
  • Концовка эпизода: Петр Гринев и Маша Миронова вместе покидают Белогорскую крепость.
  • В данном эпизоде развиваются три сюжетные линии: Гринев - Маша; Гринев - Пугачев; Гринев – Швабрин.
  • Главная сюжетная линия эпизода, как и всего произведения, – Гринев-Маша.
  • Данный эпизод является кульминацией всего произведения, так как события меняют судьбу героев.
  • Гринев – повествователь, выразитель авторского отношения к персонажам.
  • Честь, совесть – основные принципы жизни Гринева и Пугачева.
  • Гринев и Швабрин – герои-антиподы.
  • Авторское отношение к героям через лингвистический анализ.
  • Обман Гринева и обман Швабрина: почему Пугачев прощает одного и наказывает другого.
  • Заключительный тезис. Анализ данного эпизода помог нам разобраться в таких понятиях, как честь, порядочность, благородство, помог понять авторское отношение к событиям и героям.

- Эти тезисы помогут вам написать сочинение – анализ эпизода. А в жизни зачем нам необходимо это умение?

(Ребята должны прийти к выводу, что умение составлять тезисы – это умение отбирать главную информацию и грамотно ее записывать. Это умение необходимо в жизни.)

- А чем тезисы отличаются от плана?

(Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.)

- Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие умения развивали? Какие отрабатывали навыки?

Домашнее задание

(Слайд 15)

Задача: актуализировать знания, полученные на уроке; развивать умение составлять вопросы к тексту, письменную речь.

Написать сочинение “Анализ эпизода “ Сирота”. (По повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”)”. Используй тезисы с урока!

Написать сочинение-рассуждение “Что такое честь, порядочность, благородство?” на материале повести “Капитанская дочка”, то есть аргументы приводим из указанной повести. Готовимся к ЕГЭ (проблема – аргументы)!

Дочитать повесть до конца, составить ряд “толстых” вопросов, касающихся идеи и проблематики 13 и 14 глав.

(Слайд 16)

- Урок окончен. Желаю всем удачного дня. До следующего урока!