Методическая разработка тренинговых занятий для родителей и детей из замещающих семей по оптимизации межличностного взаимодействия в диадах "родитель–ребенок" и "ребенок–ребенок". "Друг – это важно!"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Актуальность: общение со сверстниками играет очень важную роль в социальном и интеллектуальном развитии приемного ребенка. С друзьями ребенок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных. Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в учреждениях господдержки, крайне редко задумываются над тем, что такое семья, что такое дружба. Это объясняется тем, что в большинстве ситуаций ребенок вынужден приспосабливаться к группе в целом, так как его успех зависит от того примет его группа или нет. Он объективно лишен возможности выстраивать взаимоотношения с другими детьми согласно своим предпочтением.
Ребенок, воспитываясь в замещающей семье, в процессе адаптации к своей новой социальной роли  пересматривает взгляды на мир, ценностные ориентиры и цели, а так же отношения с окружающими. Он получает бесценный опыт семейного общения и приобретает право самостоятельно выбирать себе друзей вне семьи. Однако он по-прежнему испытывает трудности в выстраивании межличностных отношений, так как не имеет должного навыка.

К тому же  родители не готовы принимать выбор детей, им сложно согласиться с тем, что дети, делая свой выбор, руководствуются исключительно своими представлениями о дружбе и друзьях. Идеал дружбы родителя может существенно отличаться от того, что является важным для ребенка. Зачастую родители навязывают детям свои жизненные принципы и готовые решения, это почти всегда приводит к отстраненности в семейных отношениях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие в семье, так как при нарушенных межличностных отношениях процесс осуществление воспитательной функции родителями весьма проблематичен.

Конечно же, это не означает, что взрослые вообще не должны быть причастны  тому, как ребенок общается и взаимодействует с окружающими. Более того, поддержка и помощь родителей бывает просто необходима. При этом взрослые должны помнить о разделении степени ответственности между ними и ребенком за результат его инициативности и активности ребенка. Родительская роль – направляющая. Взрослые всегда должны оставлять за ребенком право на собственный выбор, на собственную позицию, поощрять проявления инициативности, активности и самостоятельности.
Данный игровой тренинг призван помочь замещающим родителям расширить представления об особенностях восприятия приемными детьми социального окружения, а у детей из замещающих семей представления о дружбе и о его активной роли в формировании дружеских отношений с другими детьми.

Цель тренинга для родителей: формирование у замещающих родителей воспитательных компетенций, направленных на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности приемного ребенка в межличностных отношениях.

Цель тренинга с детьми:  формирование у приемного ребенка инициативности, активности и самостоятельности в процессе построения межличностных отношений.

Задачи тренинга для родителей:

  • исследовать у взрослых родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • проанализировать родительские установки в отношении вопросов, связанных с проявлением инициативности, активности и самостоятельности ребенка;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке инициативности и активности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на воспитание в ребенке самостоятельности;
  • сформировать родительскую компетенцию, направленную на умение взрослого разделять степень ответственности между ним и ребенком за результат проявления ребенком инициативности, активности и самостоятельности;
  • развить родительские компетенции, направленные на стимулирование инициативности, активности и самостоятельности ребенка.

Задачи тренинга с детьми:

  • создать положительное эмоциональное настроение у детей;
  • сформировать доброжелательное и доверительное отношение детей друг к другу;
  • создать условия для межличностного общения и обретения новых знакомств; 
  • создать ситуации для размышления о роли дружбы в жизни ребенка;
  • повысить сплоченность детей;
  • развить умение эмоционального сопереживания;
  • повысить самооценку детей;
  • развить творческий потенциал детей.

Адресат: родители и дети из замещающих семей.

Форма проведения: по отдельности с группой родителей и группой детей того или иного возраста.

Время: 8 академических часов.

Структура тренинга: тренинг состоит из двух встреч психолога с членами замещающей семьи. Первое занятие проводится с родителями, второе – с детьми. Содержание встречи с детьми зависит от их возраста, поэтому нами разработаны занятия для трех возрастных групп: от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет, от 15 до 18 лет.

Для родителей:

«Родитель – не учитель – друг» (Приложение 1).

Для детей:

«Мой друг – хороший!» (от 7 до 10 лет) (Приложение 2).
«Дружба есть равенство» (от 11 до 14 лет).
«Мы так близки, что слов не нужно» (от 15 до 18 лет).

Разделение детей на три возрастные группы – это не наша прихоть, а закономерная необходимость. Есть такое понятие – «эволюция дружбы»    (С. Иевлева). Оказывается, что в том или ином возрасте дети дружат по-разному.
Первые проявления дружеских чувств можно заметить у детей даже младшего дошкольного возраста, но настоящей дружбой это назвать нельзя – стойкой привязанности в этом возрасте нет. Маленькие дети могут увлеченно играть вместе каждый день, но с легкостью перенесут расставание и даже не вспомнят друг о друге, пока не встретятся вновь.
С возрастом все меняется. Первоклассник скучает по отсутствующему в школе товарищу и стремится к общению с ним вне школьных стен. Его дружба носит предметный характер, она основана на совместной деятельности. Часто ребенок даже не может назвать отдельные качества своего друга, характеризуя его просто: «Он хороший».
В подростковом возрасте ребята могут дружить и без постоянной совместной деятельности. Их объединяют общие интересы и взгляды на жизнь. Есть еще один важный момент. Несмотря на то, что подросток все еще находится в поиске и его дружеские привязанности могут меняться относительно легко, свое право на дружбу с тем или иным человеком он будет отстаивать, что называется, до победного конца. Даже если родители будут против этих отношений.
В юношеском возрасте практически завершается формирование характера, личностных особенностей, и среди большого количества дружеских связей начинают развиваться те, которые дают молодым людям ощущение абсолютной гармонии, понимания и чего-то такого, чему даже трудно подобрать название. У юноши или девушки появляется потребность делиться своими впечатлениями и мыслями с другими людьми. И лучшим другом становится тот, кто может выслушать и понять.

Список литературы:

  1. Материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь. М.: Сфера. 2008. 125 с.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: АСТ: Астрель. 2010. 238 с.
  3. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. СПб.: Питер. 2011. 416 с.
  4. Иевлева С. Эволюция дружбы // Здоровье школьника. № 11. 2007. [Электронный ресурс] URL: http://www.za-partoi.ru/friends.html (дата обращения: 20.08.2013).
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития». 1997. 240 с.
  6. Павлов И.В. Общение с ребенком: тренинг взаимодействия. СПб.: Речь; М.: Сфера. 2008. 87 с.
  7. Психологический тренинг в группе: Игры и упражнения: Учебное пособие / Авт.-сост. Т.Л. Бука, М.Л. Митрофанова. 2-е изд. М.: Психотерапия. 2008. 144 с.
  8. Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. СПб.: Издательство «Речь». 2010. 224 с.
  9. Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение. 1991. 223 с.
  10. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб.: Речь. 2008. 192 с.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? М.: Генезис. 2006.     541 с.
  12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 4-е изд. М.: Генезис. 2011. 344 с.
  13. Хухлаева О.В. Практические сказки. 3-е изд. М.: Генезис. 2011. 176 с.: ил.

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5