Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Описание педагогической идеи

В основе структуры урока литературы или урока развития речи работа творческой мысли, связанная с поиском образных параллелей в художественном мире писателя и мире читателя, с определением метафор мира и человека в нравственном пространстве произведения, с организацией ситуаций ожидания и неожиданности.

На уроках обучающиеся знакомятся с правилами литературно-художественной игры, привыкают к её художественным условностям, развивают образное и аналитическое мышление.

Интерпретация произведения на уроке литературы или интерпретация размышления, сформулированной точки зрения на уроке русского языка требуют раскрытия образной природы слова, определения роли художественной детали текста, понимания модели мира, модели общества, диалогизации отношений в классе.

Предметное обучение предполагает эмоциональное восприятие художественного текста; раскрытие его читательского потенциала; знание об эмоционально-образной, интеллектуальной энергии воздействия художественного слова на читателя; сотворчество читателя и писателя; развитие критического мышления, конструирующего знания.

Внимание обучающихся и преподавателей может привлечь эйдос-конспект как методический приём, развивающий абстрактное мышление обучающихся, их творческие способности.

Эйдос-конспект – изображение и краткое образное рассуждение (уже данное ученику или требуемое от ученика), интерпретирующие темы, образы увиденного и услышанного, прочитанного.

Эйдос-конспект демонстрирует, как ассоциативное восприятие литературного героя, художественной мысли, художественного мира произведения организует творческую мысль читателя, формулируя её изобразительно и словесно. С помощью эйдос-конспекта на уроке для читателя и писателя создаётся одна из возможностей вступить в творческий диалог.

Эйдос-конспект предлагает обучающимся визуальные образные параллели характера героя, мира произведения, высказанного мнения; рассматривает текст как способ и как форму освоения мира.

Таким образом, эйдос-конспект организует на уроке учебные ситуации проблемно развивающего мышления, разрабатывает правила сопоставительного анализа идей произведений на уроке литературы или высказанных дискуссионных точек зрения на уроке русского языка.

Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках русского языка и литературы при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение; обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, решает учебную задачу – позвать в текст, позвать в слово.

Эйдос-конспект, подготовленный учителем к уроку, может быть провокационным, спорным. Встреча с образом-отзывом может вызывать у обучающихся несогласие. Цель намеренного искажения восприятия произведения – вызов сердцу и уму, рождение эмоции, подсказка, помощь в построении высказывания. Обучающимся проще начинать размышление с аргументации отрицания, с формулирования противоречия. Выражение собственного мнения в итоге оказывается более убедительным.

Подготовка эйдос-конспекта может быть формой выполнения домашнего задания, цель которого – творческая, художественная интерпретация прочитанного.

Таким образом, эйдос-конспект представляет собой творческий проект прочитанного произведения или предлагаемой системы знаний о мире и о человеке.