Проект урока-исследования "Мое здоровье". 5-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 5


В 5-ом классе перед изучением раздела «Здоровый образ жизни» проводился диагностический опрос учащихся, направленный на выявление отношения учащихся к своему здоровью, (Приложение 1). При обработке результатов опроса удалось сделать следующие выводы: 95% учащихся 5-х классов понимают под здоровьем «состояние, когда ты не болеешь; когда ничего не болит».

На вопрос: «что влияет на здоровье человека» учащиеся отвечали 30% привычки; 50% спорт; 20% режим дня.

Спорт
Привычки
Режим дня

60% учащихся считают, что крепкое здоровье обеспечивает занятие спортом; 20% – отсутствие вредных привычек; 10% – закаливание; 5% – полноценный сон; 5% – правильное питание.

Учащихся также попросили оценить состояние своего здоровья и представить в графическом виде:

  • зеленый  – хорошее состояние – «радуюсь»
  • желтый  – состояние настораживает –  «прислушиваюсь»
  • красный – имеются проблемы – «огорчаюсь»

Обрабатывая графические результаты задания, удалось составить «паспорт здоровья» данного класса.

Из диаграммы следует, что 60% учащихся данного класса оценивают состояние своего здоровья как хорошее, 35% настороженно относятся к своему состоянию; 5% имеют проблемы со здоровьем.

На завершающем уроке изучения данного раздела, проводилсяурок-исследование «Мое здоровье»с элементами исследовательской деятельности и применением активных методов обучения.

Цели данного урока:

  • оценить собственное представление о здоровье своего организма 
  • осмыслить собственные взгляды на проблему сохранения здоровья, обсудить и сравнить их с мнением значимого другого.                                    

1 ЭТАП. Что открывается нашему взгляду? 

«Начни с себя» – используется группа активных методов обучения, направленных на вовлечения опыта и знаний участников (Вопросы-ответы и Выводы-советы самому себе + групповая работа по методике «Валеологический светофор»)    

 Методика «Валеологический светофор» направлена:

во-первых – на осознание  учащимися собственных взглядов на состояние  здоровья своего организма;
во-вторых – на  овладение исследовательскими умениями для объективного «высвечивания» проблем  здоровья.

«Валеологическое сканирование» – 1 фаза  методики «Валеологический светофор» (эмоционально-мотивационная)

«Валеологическое сканирование» поможет вам «заглянуть » внутрь своего организма и ответить на вопросы «хорошо ли вы умеете заботиться о своем здоровье?» 

Задачи:

  • актуализация имеющихся знаний и представлений  о состоянии  здоровья собственного организма;
  • анализ причин и  возможностей улучшения данного состояния
  • выводы и советы для себя.

Примеры  вопросов  (для обсуждения в группе): 

– Что такое здоровье? ______________  
– Кого можно считать здоровым человеком?__________________
– Что обеспечивает «крепкое» здоровье человека?_____________
– Какое у вас здоровье?_______________________                     

2  фаза. Микроисследование

Проанализируйте работу своего организма по предложенной ниже методике – «карта-светофор».

Составьте «карту-светофор»самоанализ уровня здоровья (физиологического) различных органов и систем своего организма

Возможный вариант  

1. Составьте полный (или частичный) список внутренних органов и систем организма здорового человека.______________________________________________________________

Например (раздаточная карточка и/или на экране):

1 – Глаза (Зрение) 
2 – Уши (Слух)
3. Горло – Нос
4. Дыхательная система
5.Нервная система.
6.Иммунная система и т.д.

2. Индивидуальное задание

Оцените сегодняшнее состояние (уровень) здоровья каждого компонента вашего организма (по имеющимся у вас данным и собственным ощущениям) и пометьте одним из трех цветов (на экране)

зеленый  – хорошее состояние – «радуюсь»
желтый  – состояние настораживает – «прислушиваюсь»
красный – имеются проблемы – «огорчаюсь»

3. Какой цвет (з, ж, к) превалирует в вашей «карте-светофоре»?_____________ (показать свой «Светофор») О чем это вам говорит (сигнализирует)?____________________

4. Дайте общую оценку состояния здоровья вашего организма________

5. Сравните с ответом на вопрос «Какое у вас здоровье?», который вы дали выше._____________________________________________

3 фаза – Индивидуальный проект «Я и мое здоровье»

Подумайте о причинах такого состояния здоровья вашего организма. Перечислите их и запишите _________________________________

– Что нужно сделать, чтобы улучшить состояние своего здоровья?______
– Сделайте для себя выводы.___________________________________ 

Дайте совет самому себе

– Как заботиться о своем здоровье?
– Что я могу сделать для улучшения своего здоровья?
– На что мне следует обратить внимание?

Варианты:

– Чаще бывать на свежем воздухе
– Разработать для себя программу укрепления нервной системы
– Скорректировать режим питания или режим дня
– Изменить цветовой фон своего домашнего рабочего места
– Что еще? ________________________________

2 ЭТАП

Задание, направленное на изменение убеждений и ценностей (Ответы по кругу; ценные советы самим себе)

6.  Создайте обобщенную карту «Валеологический светофор», т. е. анализ состояния здоровья организма всех участников группы, используя ту же символику (зеленый, желтый, красный).

– Какой цвет здоровья (з? ж? к?) превалирует в вашей группе?

Сделайте выводы:

– О чем «сигнализирует» вам «светофор»?
– Как  изменились ваши взгляды на проблему сохранения  Здоровья?

Задание, направленное на отработку умений  для последующей практики (Проект)

Обсудите и запишите  мнение  и советы вашей группы –  Как заботиться о своем здоровье?

Обработка результатов  и рефлексия:

  • Графический светофор (Презентация) – выполняется в каждой группе.
  • Анализ ценных советов «Как заботиться о своем здоровье?» – обобщается совместно с учителем.

Проанализировав результаты групповой работу по составлению обобщенной карты «Валеологический светофор», был составлен контрольный паспорт здоровья данного класса.

Сравнение диагностической и контрольной  диаграмм свидетельствует о том, что у учащихся изменилось отношение к своему здоровью, хорошее состояние здоровья отмечают у себя только 20% учащихся. Можно сделать вывод, что данная методика проведения урока заставила учащихся задуматься над проблемой здоровья организма и в некоторой степени изменить свои ценностные ориентации.

Обрабатывая отзывы учащихся о проведенном уроке, мы получили следующие данные.

70% учеников данного класса отметили изменение отношения к своему здоровью в лучшую сторону: 40% – мое здоровье – главное для меня
15% – важно следить за своим здоровьем
10% – здоровье можно потерять
5% – профилактика болезней – залог здоровья
85% учащихся отметили необходимость закаливания организма – 30% из них изъявили желание начать закаливание.
20% учащихся отмечают положительное влияние своих спортивных занятий на собственное здоровье.
35% решили регулярно заниматься зарядкой.

В целом по классу, можно отметить возрастание мотивации к ведению здорового образа жизни.
Из всего вышесказанного следует, что использование данных групп активных методов обучения позволяет провести самодиагностику учащихся, изменить их ценностные ориентации, активизировать межличностное общение, совершенствовать навыки принятия коллективных решений.