Работа с одаренными детьми

Разделы: Начальная школа


Выявление одаренных детей и развитие их способностей является одной из задач цивилизованного общества. Эта задача довольно сложна в ее практической реализации, так как найти одаренного человека, а тем более воспитать в соответствии с его индивидуальными особенностями достаточно трудно.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:

– на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
– на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
– на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
– на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в  первом классе  на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными   детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

В связи с этим  деятельность педагогов предусматривает:

  • реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
  • создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
  • изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
  • внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.

Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи – содержание – обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ – определение индивидуальных образовательных траекторий – технологии – методика развивающего обучения и практика – образовательная деятельность – помощь семьи в образовании и воспитании детей.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.     

Формы работы с одаренными учащимися

А) Групповые занятия  с сильными учащимися.

Из всех ребят класса была выделена группа учащихся с интеллектуальными способностями. С этими ребятами с первого класса проводились занятия, на которых разбирались интеллектуальные марафоны, олимпиадные задания и задания повышенной трудности. Эти ребята успешно участвовали в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.

Б) Кружки по интересам.

В классе образовалась группа ребят с вокальными данными. Эти ребята посещали школьный вокальный кружок «Звоночки» и участвовали в лицейских концертах и вокальных конкурсах. 

В) Занятия исследовательской деятельностью.

В исследовательской деятельности принимали участие ребята всего класса. Они были поделены на звёздочки –  в звёздочке были и слабые ребята, нуждающиеся в помощи, и сильные ребята, которые эту помощь могут оказать (к учителю ребята тоже могут обращаться за помощью). Этой работой ребята занимались в рамках предмета «Окружающий мир». На первом уроке был дан план исследования и темы. Постепенно, на уроках окружающего мира ребята отчитывались по своей теме.  Темы были следующие:

1. Открытие Америки. Её природа, население.
2. Петербург – один из прекраснейших городов мира.
3. Астраханский заповедник.
4. Астрахань – моя малая Родина.
5. Какие праздники, кроме государственных, отмечают в нашем городе.

Г) Конкурсы

Почти все ребята наших классов участвовали в разных конкурсах.  В интеллектуальных конкурсах – играх «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Человек и природа», «Инфознайка», ЭМУ, «Кит», конкурсы творческих работ: «Моя семья», «Дорога глазами детей», «Космос глазами детей», «Космическая целина», «65 лет Победы. Память поколений», «Детство без границ», «Мы вместе! Семейный альбом», «Пасхальная радость», «Поэзия военных лет», «Зимние узоры» (вокал, чтецы), краеведческая игра «Астраханские благотворители», творческие работы по пенсионной тематике.