Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в разработку внеурочного развивающего занятия для улучшения психологического самочувствия младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Современное общество поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Состояние здоровья ребенка сказывается на развитии его интересов и способностей, поэтому развитие познавательных способностей особенно актуально в современной школе.

В решении данной задачи немаловажную роль играет внеурочная деятельность. Введение в начальную школу развивающих занятий специально направленных на развитие умственной деятельности позволяет включить детей в постоянную поисковую деятельность, создает условия для целенаправленного развития познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, способствует повышению познавательных способностей, развитию умения самоконтроля, снижает тревожность и необоснованное беспокойство.

Проблема развития умственной деятельности достаточно хорошо изучена и представлена в работах Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.Н. Поспелова, В.И. Решетникова, З.И. Слепкань, Н.Ф. Талызиной, М.Н. Шардакова  и др.

Махмутовым М.И. показано, что развитие приемов умственной деятельности обеспечивает переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, в этом случае «деятельность ученика характеризуется рассуждением, размышлением, самостоятельным поиском способа умственного действия, т.е. логическим поиском в условиях проблемной ситуации, определенными этапами познавательного (мыслительного) процесса.» [7, с. 27-28]

Как считает И. С. Якиманская, «овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении учебных задач, могут рационально строить свою деятельность по усвоению знаний». [12, с. 66].

Понятие «приём умственной деятельности» широко используется в философской, психологической, педагогической и методической литературе.

В философской литературе под приемом умственной деятельности понимается «логическая операция или совокупность логических операций, подчиненная разрешению задач определенного класса.» [6, с. 130]

С различных точек зрения рассматривается приемы умственной деятельности в психологии. Так, С.Л. Рубинштейн разработал теорию научного обобщения, в основе которой лежит адекватное познание предмета изучения и разрешение стоящей перед учащимся задачи посредством многообразных операций. [8, с. 324]

Д.Н. Богоявленский определяет прием умственной деятельности как «совокупность системы умственных операций (действий), специально организованных для решения данного типа задач». [3, с. 25-37.]

В советской педагогике проблемами умственной деятельности занимались Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, Н.А. Менчинская Е.Н. Кабанова-Меллер и другие.

Л.С. Выготский подчеркивал, что центральный вопрос умственной деятельности – это формирование осознанности и произвольности.

Е.Н. Кабанова-Меллер различает понятия «прием учебной работы» и «прием умственной деятельности». Приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация) – «это способы, отражающие психологическую структуру познавательной деятельности и определяющие механизм решения конкретных учебных задач». [5, с. 56]

Л.Б. Ительсон под приемами умственной деятельности понимает конкретные способы выполнения процедур анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения. Автор представляет путь формирования приемов умственной деятельности схематически следующим образом: усвоение содержания приема > самостоятельное его применение > перенос на новые ситуации.

Таким образом, прием умственной деятельности – это система умственных действий обучающихся, направленная на организацию своей познавательной деятельности. Специфика этих приемов заключается в том, что они носят «межпредметный» характер, используются на разном предметом материале и не зависит от конкретного содержания.

Цель активизации умственной деятельности состоит в ее качественном изменении. Содержание – накопление опыта применения приемов умственной деятельности. Постепенное овладение системой познавательных умений приводит к накоплению умений, навыков, опыта таких действий, изменению качества самой умственной деятельности. Она становится осознанной, произвольной, а ребенок меньше затрачивает психических и физических сил на ее осуществление. Все это приводит к тому, что развитие познавательных способностей у школьников позволяет снизить психическую нагрузку в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье школьников. Широта усвоения приемов обеспечивается в случае, если создаются условия для обобщения аналогичных приемов на материале различных учебных дисциплин, что возможно сделать в условиях организации факультативных занятий развивающей направленности во внеурочное время.

Организация факультатива позволяет решать следующие задачи:

1. Формировать и развивать приемы умственной деятельности.
2. Тренировать психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей.
3. Воспитывать культуру умственного труда.
4. Воспитывать систему межличностых взаимоотношений.

Содержанием занятий является:

1. Развитие приемов умственной деятельности.
2. Развитие различных сторон психической деятельности.
3. Расширение представлений об окружающем мире;
4. Усвоение приемов поддерживающих умственную активность школьников.

Занятия проходят в форме тенинговых упражнений, направленных на развитие мыслительных операций, памяти, внимания, воображения с использованием материала различных учебных дисциплин, а также в форме интеллектуально-творческой игры, конкурса, соревнования, учебного проектирования.

Развитие приемов умственной деятельности на занятии направлено на формирование таких операций мышления как сопоставительный и пространственный анализ, логические приемы мышления.

Прием сопоставительного анализа понимается как общенаучная операция мышления, основанная на сравнении друг с другом, на установлении общих черт различных объектов, явлений путём их сличения. [9; 4]. Обучение приему сопоставительного анализа предполагает деятельность по выделению признаков предмета, изменению, совмещению признаков, расположению объектов в ряд по определенному признаку. Приемы сопоставительного анализа формируются при выполнении следующих видов заданий [11]: сделай из двух разных два одинаковых; сделай все разные одинаковыми; найди отличия; к каждому предложению напиши подобное; прочитай слова и определи, к кому они относятся; подчеркни в каждом столбике одинаковые слова и др.

Пространственное  мышление, по определению И.С. Якиманской «является специфическим видом мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных" [13, с.15]. Пространственное  мышление формируется при решении задач следующих видов[11]: графическое воспроизведение направлений, расположение фигур (предметов) по заданной инструкции, использование предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, «Какая фигура лишняя», «Найди две одинаковые фигуры», трансформация объекта по заданным параметрам (изменение размера, цвета, формы) и другие.

 Чтобы развить мышление учащихся, нужно показать им как оно функционирует на практике. Развитие происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать ученикам условия соответствующей деятельности, демонстрировать пути поиска решения. В этом случае ученики становятся активными участниками процесса поиска решения, начинают понимать источники возникновения решения. Для формирования логических приемов мышления используются следующие виды заданий: аналогия, исключение лишнего, классификация, логические задачи, перебор, задачи с геометрическим содержанием, задачи «на переливание», ребусы.

Занятия создают условия для расширения и углубления имеющихся у детей знаний. На занятиях школьники узнают, что такое изографы, друдлы, фразеологизмы, синонимы, палиндромы, расширят словарный запас, узнают правила составления ребусов, шарад и других головоломок.

Игры и упражнения тренировочного характера, воздействующие непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции помогают младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил.

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения являются важной частью занятия. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряются психомоторные процессы. Упражнения для снятия глазного напряжения укрепляют мышцы век, способствуют улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз, улучшают циркуляцию внутриглазной жидкости, предупреждают развитие глазных болезней. Для отдыха и веселых переменок используются упражнения «мозговой гимнастики» Н.П. Локаловой [1] и коррегирующая гимнастика для глаз. [2]

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Таблица

Содержание и задачи этапов развивающего занятия

Название этапа

Задачи этапа

Содержание этапа

Мозговая гимнастика

Улучшение мозговой деятельности, профилактика нарушения зрения.

Корригирующая гимнастика для глаз, «мозговая гимнастика»

Разминка

Создание положительного эмоционального фона, подготовка к активной познавательной деятельности.

Задания на сообразительность и быстроту реакции, задачи-шутки.

Тренировка психических механизмов творческих способностей

Углубление знаний, развитие методов и приемов познавательной деятельности.

Задания на тренировку воображения, памяти, внимания, мышления.

Отдых

Снятие глазного напряжения.

Гимнастика для глаз.

Решение логико-поисковых и нестандартных задач

Развитие поисковой активности и сообразительности, гибкости мышления, логических приемов мышления.

Задания из разных областей знаний, объединенных общей тематикой, ребусы, кроссворды, нестандартные, комбинаторные задачи.

Рефлексия деятельности

Формирование оценочной самостоятельности, положительной психологической атмосферы.

Оценка результатов по разработанным критериям (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль); метод цветописи.

Психолого-педагогическая диагностика показала, что у воспитанников произошли следующие изменения в личностном развитии: уровень учебной мотивации повысился на 12%, способности анализировать – на 32%, способности планировать – на 20%. Изменилось эмоциональное отношение к интеллектуальным занятиям: познавательный интерес отмечается у 56% школьников. Данные результаты говорят о положительной динамике развития познавательных способностей. Значительно снизилась эмоциональная напряженность, уровень агрессии снизился на 8%, свое эмоциональное отношение к общению как «комфортное» высказали 72% школьников. Таким образом, в результате занятий школьники достигают значительные успехи в своем развитии, полученные умения применяют в учебной работе. У многих детей улучшается эмоциональное самочувствие, повышается умственная работоспособность, что говорит о положительном влиянии занятий на психологическое здоровье младших школьников.

Список литературы:

1. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. Часть 1. Книга для учителя. – Издательство: Ось – 89, 2008.
2. Базарный В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития. – Новосибирск: Наука, 1991.
3. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников //Вопросы психологии. – 1969. – № 2.
4. Большой толковый словарь русского языка. – 1-е изд-е: СПб.: Норинт. С. А. Кузнецов, 1998.
5. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся: М.: Просвещение, 1968.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник, М.: Наука, 1975.
7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М.: «Просвещение», 1977.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
9. Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. – Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило, 2010.
10. Холодова О.В. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет) / Методическое пособие. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
11. Холодова О.А. Юным умника и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради. – М.: Издательство РОСТ, 2012.
12. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М.: Педагогика, 2000.
13. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М. 1980.

Приложение 1, Приложение 2 – конспекты занятий.
Приложение 3, Приложение 4 – презентации к занятиям.