Урок русского языка коррекционной школы VIII вида по теме "Имя прилагательное. Общее значение". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
  • углубить представление о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов.

Коррекционно–развивающие:

  • коррекция мышления на основе упражнений в распознавании имён прилагательных;
  • развивать орфографическую зоркость, память, внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать положительную мотивацию к учению;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Методическое оснащение и оборудование урока:

  • иллюстрации животных;
  • Красная книга РФ;
  • набор карточек с заданиями по теме “Имя прилагательное”, словарные слова;
  • ТСО (магнитофон, диск с релаксационной музыкой, звуки природы, компьютер, мультимедийная презентация);
  • карточки для индивидуальной работы;
  • памятки для учащихся “Имя прилагательное”;
  • рабочие тетради.

План урока.

  1. Организационный момент урока.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Массаж пальчиков рук.
  4. Орфографическая разминка, подготавливающая к восприятию новой темы.
  5. Объяснение нового материала.
  6. Физкультминутка для глаз. 
  7. Закрепление темы урока.
  8. Физкультминутка.
  9. Закрепление темы урока (продолжение).
  10. Контроль и закрепление новых знаний.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог урока, рефлексия.

Ход урока.

Презентация. Слайд 1–3.

1. Организационный момент урока (настрой на работу, подготовка класса к уроку, внешний вид в соответствии со школьными требованиями, рапорт дежурного).

Слайд 4–5.

2. Сообщение темы урока.

Учитель.

–  Сегодня на уроке мы поговорим о природе, которая нас окружает, о её охране и красоте, познакомимся со словами, которые помогают передавать красоту окружающего мира.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо,
Наши гибкие стебли не мни,
Мы для сердца – живая отрада,
Украшенье родимой земли.

–  Ребята, вокруг нас много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и журчащий ручеёк, и пение птиц. Много книг, стихов, песен посвящено лесу. Нет такого рассказа, где бы не описывалась природа. Лес – это наряд нашей Земли. Лес – это грибы и вкусная земляника. Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте и мы шагнём в лес, и встретимся с некоторыми животными, обитающими там.

(Под тихую музыку учитель читает отрывок из стихотворения.)

Тихо и чудно в лесу вековом,
Сосны с прямым красноватым стволом
Высятся точно колонны, рядами,
И в вышине меж густыми ветвями
Синее небо лазурью сквозит,
Луч шаловливый украдкой скользит,
Веет прохладой в лесу тишина...

Слайд 6.

3. Массаж пальчиков рук.

Учитель.

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать, (пальцы сжимаем в кулачок, разжимаем).
А потом они в тетради
Будут буковки писать, (руки вверх, потряхивание кистями рук)
Вот помощники мои,
Их, как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.

–  Откройте тетради, запишите число, слова “Классная работа”, тему урока: “Имена прилагательные”.

Слайд 7–11.

4. Орфографическая разминка.

Учитель.

А сейчас мы вспомним некоторые слова, написание которых надо запомнить. (Учитель задаёт учащимся загадки.)

1. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурную сосал.
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь – лесной … (Медведь.)

2. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт
В деревне кур крадёт. (Лисица.)

3. По полю скачет,
Ушки прячет.
Встанет столбом –
Ушки торчком. (Заяц.)

4. И в лесу, заметьте дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся дрожа.
Очень уж суровы
Филины и………..(Совы.)

– Какое из этих слов не является словарным? Почему?

Слайд 12–13.

5. Объяснение нового материала.

Учитель.

– Давайте послушаем ученика – консультанта. (Ученик заранее подготовил сообщение о сове.)

Сова.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства.

Учитель.

– Рассмотрите сову.

– Сова какая птица? (Крупная.)

– Какие лапы? (Короткие, мощные с кривыми острыми когтями.)

– Какой клюв? (Загнутый.)

– Какие у неё глаза? (Большие.)

– Какое оперение? (Коричневое, мягкое.)

– Организм сов приспособлен к какой охоте? (Ночной.)

– Что обозначают подобранные слова? (Признаки совы.)

– Задайте вопросы к этим словам.

Слайд 14–15

Учитель.

– Слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие? Называются прилагательными.

А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают текст полным.)

Учитель об имени прилагательном:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Слайд 17.

6. Физкультминутка для глаз.

Слайд 18–21.

7. Закрепление темы урока.

Учитель.

– Давайте откроем карточки – памятки, прочитаем правило.

Карточка – памятка.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Задание 1.

–  Прочитайте текст, выпишите из текста имена прилагательные.

Сова.

Сова – это крупная птица с мощными лапами. Клюв загнут крючком. Большие глаза дают возможность видеть даже ночью. Весь организм сов приспособлен к ночной охоте. В зависимости от размера птицы добычей ей служат крупные насекомые, птицы, рыбы, мелкие млекопитающие. Живут они в лесах, пустынях, тундрах, горах. Она уничтожает за одну ночь 8 мышей. Сова находится под охраной государства. Она занесена в Красную книгу.

Слова – вопросы подсказки:

– Сова птица какая?
– Лапы какие?
– Клюв какой?
– Глаза какие?
– Оперение какое?
– Организм сов приспособлен к какой охоте?

Слайд 22–23.

8. Физкультминутка.

У медведя дом большой (руки вверх, потянуться)
А у зайца – маленький (руки вверх, присесть)
Наш медведь пошёл домой (ходьба на месте)
А за ним и заинька (прыжки)
Мы зверяток провожаем (марш)
И урок наш продолжаем.

Слайд 24–25.

9. Закрепление темы урока (продолжение).

Учитель.

– Дети! В лесу живёт много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из – за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании животного мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В неё записано 52 вида зверей и 65 видов птиц.

Красный цвет – это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде! Помогите им!”

Надо беречь не только редких животных, но и всех остальных. Всё в природе взаимосвязано.

Мы познакомились сегодня с совой, которая занесена в Красную книгу.

А животное, о котором я вам сейчас загадаю загадку, тоже из Красной книги.

Слайд 26.

Учитель.

На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок –
Нет ни головы, ни ног. (Ёж.)

– Послушаем ученика – консультанта. (Ученик – консультант подготовил сообщение о животном “Ёжик”.)

Ёжик.

Ёжик несёт очень важную службу. Он уничтожает многих насекомых и мышевидных грызунов. Ёжики – одни из древних животных. Они появились много лет назад, когда хозяевами планеты были чудовищные ящеры.

Учитель.

– Ёжик приглашает вас в лес. Он предлагает поиграть в игру.

Задание 27.

Игра “Запомни словечко”.

Ёжик – колючий,
Медведь – косолапый,
Лисичка – хитрая,
Белка – пушиста,
Волк – серый,
Лось – большой (через 1–2 минуты вторые слова стираются.)

– Ориентируясь на первое слово, запишите сочетания полностью.

Устно задайте вопросы к прилагательным.

Как мы называем слова, которые вы дописывали сами?

Что они обозначают? (Признак предмета.)

– А сейчас я проверю, умеете ли вы правильно применять прилагательные в речи.

Задание 3.

Учитель.

– Прочитайте предложение, найдите ошибки.

На красивой лесной полянке растут красивые незабудки и красивые колокольчики.

Слова для справок: живописной, милые, миловидные.

Задание: замените повторяющиеся слова (имена прилагательные) подходящими по смыслу прилагательными.

Правильная запись предложения:

На живописной лесной полянке растут красивые незабудки и милые колокольчики.

Учитель.

– Почему не использовали слово “миловидный”? (Это качество человека.)

– Молодцы, ребята! Вы хорошо подумали и справились с заданием. Теперь вы знаете, что нельзя допускать повторов одних и тех же слов в предложении.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

10. Контроль и закрепление новых знаний.

Учитель.

– А сейчас я проверю на сколько – внимательны вы были весь урок.

Задание 4.

Тренировочное упражнение.

I уровень.

Вставить подходящее по смыслу прилагательное.

Сова охотится на (каких?)…мышей (полевых, серых, больших).

По лесу бродит (какой?)…волк (серый, голодный, добрый).

У лося (какие?)…рога (ветвистые, круглые, большие).

II уровень.

Подобрать подходящее по смыслу прилагательные.

Сорока (какая?) …

Лиса (какая?)…

Сова– (какая?)…

Мышка – (какая?)… Животные – (какие?)…

III уровень.

Составить предложение со словом “прекрасный”.

Слайд 28.

11. Домашнее задание в рабочей тетради.

Слайд 29.

12. Итог урока, рефлексация.

Учитель

– Давайте ещё раз вспомним, с какой частью речи вы сегодня познакомились на уроке?
– Что вы знаете о прилагательном?
Сделаем вывод.

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает….. предмета (признак предмета) и отвечающие на вопросы:…. (какой? какая? какое? какие?

Приведите свои примеры имён прилагательных.

– Молодцы! Сегодня вы хорошо поработали. Особенно меня порадовали следующие учащиеся …..(учитель называет фамилии учеников и комментирует результаты работы учащихся).

– Какое задание на уроке вам понравилось выполнять больше других?

– Какое задание вызвало затруднение? Почему?

– Ребята, любая травинка, любой лист, любое даже самое непримечательное существо по-своему красиво и интересно и заслуживает доброго отношения. Помните, вы в лесу лишь гости. А гости должны не обижать хозяев в их доме. Напомните мне правила друзей природы.

Слайд 30.

– Не срывать цветы.
– Не ломать деревья.
– Не ловить бабочек.
– Не убивать животных.

Учитель.

– Наш урок я хочу закончить строчками из стихотворения В. Гнездилова

Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

Приложение 1. Приложение 2.

Литература:

  1. “Дидактические игры на уроках русского языка вспомогательной школе” (А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская) Москва “Просвещение”, 1991г.
  2. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы. Под редакцией И. М. Бгажноковой, Москва “Просвещение” 2010 г. Русский язык (А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова, С. Ю. Ильина, Э. В. Якубовская).
  3. Русский язык: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) М.: Просвещение, 2010 г.
  4. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку: "Имя прилагательное" для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская) Москва “Просвещение”, 2005 г.
  5. “Я познаю мир: Дет. Энциклопедия. Русский язык”. (В.В. Волина) М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997 г.