Урок повторение по теме "Площади плоских фигур". 9-й класс

Разделы: Математика


Цели мероприятия:

  • обобщить и закрепить знания о площадях плоских фигур. Совершенствовать навыки решения задач на применение формул вычисления площадей многоугольников;
  • показать практическую направленность данной темы в заданиях в модуле «Геометрия»;
  • активизировать работу учащихся за счёт вовлечения в игру, вырабатывать умение мыслить системно, продуктивно, пробуждая стремление к поиску новых идей, значит, к творчеств;
  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.

Подготовительный этап

В классе дети выбирают 4 менеджера, которые набирают команду из учеников класса. Четыре  команды по 6 учеников.

ХОД ИГРЫ

Вступительное слово учителя

Ребята, данный урок мы проводим в форме деловой игры. Что такое деловая игра?
Деловая игра это процесс, в котором на основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, где выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. Понятие деловой игры можно определить иным способом. Это модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторых целей – экономических, производственных, политических.
В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение, чтобы найти правильную линию решения проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.
Ребята, сегодня вы являетесь представителями строительных фирм. Ваши фирмы, кроме строительства, оказывают услуги населению по ремонту жилья. Один из коммерческих банков нашего города имеет возможность дать беспроцентный кредит для развития фирмы, в которой работают самые талантливые, работоспособные молодые люди. Чтобы получить кредит, надо успешно пройти 4 этапа.

1 этап – Экспресс-опрос (вопросы записаны на листочках)

Дать определение площади плоских фигур. Сформулировать основные свойства площадей плоских фигур. Записать на доске формулы вычисления площадей плоских фигур.

2 этап – Знание теории

Представители фирм формулируют и доказывают теоремы о вычислении площадей плоских фигур.

3 этап – Выполнение заказа банка, то есть применение знаний в практической деятельности

Каждой фирме выдаётся пакет документов:

1) Заказ на выполнение услуг по ремонту квартиры.
2) Прайс-лист цен строительных материалов.
3) Прейскурант цен на стоимость услуг.

Победителем будет фирма, которая быстро и качественно определит стоимость необходимых материалов и стоимость услуг своей фирмы. Организатором работы является менеджер. Во время работы внутри фирмы разрешаются взаимоконсультации. При необходимости вы можете обратиться к учителю. Во время работы постарайтесь применить свои знаний на практике, на первый план должно выступить математическое содержание работы, не забывайте об экономии материалов.

4 этап. Защита своих работ

Пакет документов

1) Заказ на выполнение услуг по ремонту квартир

Необходимо выяснить количество материала для выполнения заказа (выполнить расчёты, проверить, используя формулы площадей); стоимость материалов; стоимость выполненных работ.

№1. Комната имеет пол прямоугольной формы со сторонами 5м и 3,5м. Высота 2,5м.
Необходимо выполнить следующее:

  • Сделать навесные потолки. Для выполнения работы используют плитки квадратной формы со стороной 50см, по периметру – бордюр.
  • Наклеить на стены обои. Используются обои шириной 50см, длина рулона 10м. Обрезки составляют 12%.
  • Пол выстлать паркетом. Предлагается произвести настил паркетного пола, используя плитки, имеющие форму прямоугольных треугольников, параллелограммов, трапеций. Размеры в см указаны на рисунке 1.

№2. Рисунок 2 представляет собой план столовой. Размеры даны в метрах. Требуется покрасить пол в два слоя. Расход краски – 80г/ м2.

№3. Необходимо облицевать кафельной плиткой стены ванной комнаты. Комната имеет форму прямоугольника. Длина 2,1м, ширина 1,5. Высота 2м. Ширина дверного проёма – 0,9м. Кафель имеет форму прямоугольной формы со сторонами 20см и 30см. Отходы составляют 18%.

№4. Предлагается постелить линолеум в прихожей. Выбрать линолеум максимально удобной ширины. План на рисунке 3. Размеры в метрах.

2) Прайс-лист цен строительных материалов

Наименование материла

Цена (в рублях)

Количество

Потолочная плитка 130 1 штука
Потолочный бордюр 6 1 штука – 1,2 метра.
Краска половая 130 1 банка – 1 кг
Обои 85 1 рулон
Паркетные плитки:
треугольник,
параллелограмм,
трапеция.

30
35
40
1 штука
1 штука
1 штука
Линолеум 320 1 м2, ширина - 1м2, 1,5 м2, 2м2,
Кафель 500 1 м2

3) Прейскурант цен на стоимость услуг (за 1 м2)

  • Настил линолеума – 140 рублей.
  • Настил паркета – 170 рублей.
  • Покраска пола – 60 рублей.
  • Укладка кафеля – 300 рублей.
  • Наклеивание обоев – 150 рублей.
  • Ремонт потолка – 250  рублей.

4 этап. Защита своих работ

Подведение итогов работы

Деловая игра даёт возможность осуществить деятельностный подход в обучении математики, выделив следующие этапы:

  • построение имитационной модели производственного объекта;
  • постановка главной цели менеджерам и выяснение их роли в работе фирмы;
  • создание игровой проблемной ситуации;
  • овладение необходимым теоретическим материалом;
  • решение производственной задачи на основании математических знаний;
  • проверка результатов;
  • коррекция;
  • реализация принятого решения;
  • анализ итогов работы;
  • оценка результатов работы.

В ходе игры учащиеся смогли оценить значение математических знаний на практике.
А образовательные результаты во ФГОС второго поколения – это «приращение» личностных ресурсов обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем в реальной жизни.

Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора фиксируется в портрете выпускника:

– гражданина России:

– патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины;
– мотивированного к труду, познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни;
– уважающего других людей, готового сотрудничать с ними для достижения совместного результата;
– осознающего себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность перед самим собой и другими людьми.

Приложение 1

20.10.2013