Конспект НОД по образовательной области "Познание". Тема: "Происшествие в лесу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Совершенствовать знания элементарных математических представлений:
    • совершенствовать умение сравнивать предметы по высоте и толщине, пространственную ориентировку, умение работать с картой;
    • закреплять знания цифр и умение определять место числа среди других чисел;
    • совершенствовать умение действовать в определённой последовательности в соответствии с заданным алгоритмом;
    • упражнять в составлении целого из частей и соотношения цифр с количеством предметов;
    • упражнять в умении сравнивать две группы предметов;
    • закреплять знания геометрических фигур;
    • развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Закреплять знания о мире природы:
    • о приспособлении птиц к осенним изменениям;
    • о съедобных и ядовитых грибах;
    • о развитии растения и применении его в жизни человека;
    • о бережном отношении к природе.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание оказывать помощь, при выполнении заданий.

Оборудование, наглядный материал:

  • декорации леса (цветы, листья, пеньки, деревья; грибы);
  • ширма с изображением двери, 3 замка, 3 ключа;
  • карта-схема, блоки Дьенеша, перфокарты, карточки с цифрами, предметные карточки, карта-алгоритм;
  • телевизор, видео кассета, музыкальный центр, аудиозапись.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Групповая комната оформлена декорациями леса (деревья, пеньки, цветы, муляжи грибов, фигурки птиц).

– Ребята, сегодня я приглашаю вас прогуляться по сказочному лесу. Здесь уже похозяйничала волшебница Осень. Давайте полюбуемся, как она постаралась, раскрасила все деревья и кустарники, в багрец и золото одела весь лес.

На экране телевизора начинается показ видеоролика «Золотая осень», неожиданно на экране появляется Баба-Яга, которая обращается к детям:

Осень я у всех украла,
И ее околдовала.
Время вмиг остановила,
Чтоб зима не наступила!
Коль вернуть ее хотите.
Три ключа вы отыщите.
Подберите их к замкам –
Дом откроет двери вам.
Осень в доме вы найдете
И от чар моих спасете.
Время вновь начнет свой ход.
Осень зиму приведет.

– Ой, ребята, какая беда случилась! Надо нам осень выручать, а не то и вправду зима никогда к нам не придет, но куда нам идти? Как вы думаете, кто нам поможет? (Ответы детей: волшебник, фея, волшебная палочка...)

– Правильно, ребята, но сегодня к нам на помощь придёт постоянный спутник Осени – Ветер. Давай все вместе трижды повторим такие слова: «Ветер, Ветер, дуй сильней, дай подсказку нам скорей!»

Дети встают в круг поднимают руки над головой и, раскачиваясь из стороны в сторону, вместе с воспитателем повторяют слова. В аудиозаписи звучит шум ветра и в группу залетает свернутый листок бумаги.

– Ребята, смотрите, смотрите, что это!? (Ответы детей: план, карта, схема)

– Правильно, это добрый Ветер нам помог! Забрал у злой и коварной Бабы-Яги карту, по которой мы сможем найти Осень и спасти её!

Дети рассматривают карту.

– Ребята куда нам надо идти? (Ответы детей: по дорожке до пеньков, ключ спрятан под самым высоким пеньком)

– А вот и дорожка! Смотрите, ребята, как странно легли листочки на дорожке! Они словно показывают нам путь!

Дорожка выложена из листьев березы, клена, дуба, каштана желтого, оранжевого и зеленого цветов.

– Ребята, а какие листья изображены на карте? (Ответы детей: жёлтые, кленовые)
– Значит, нам нужно с вами идти только по желтым кленовым листочкам! Будьте внимательны.

Все вместе отправляются по указанному маршруту, доходят до пеньков.

– Посмотрите, ребята, это те самые пеньки, которые отмечены на карте. Какие они по размеру?

Упражнение по сравнению предметов по размеру (толщине, высоте) и месту расположения (справа, слева, посередине)

– А сколько пеньков всего? (3)
– Что же растет возле них? (Грибы)
– А вы знаете название этих грибов? (Опята, лисички, мухоморы, грузди)
– Давайте посчитаем, сколько опят (2 опенка), лисичек (1 лисичка), груздей (3 груздя), мухоморов (1 мухомор)
– А сколько грибов всего? (7 грибов)
– Ребята, какой здесь гриб лишний? (Мухомор, потому что он ядовитый. Это гриб, который нельзя есть.)
– А что значит съедобные грибы? (Опята, лисички, грузди – это грибы которые можно употреблять в пищу).
– Я предлагаю собрать все съедобные грибы в корзинку.

Дети выполняют задание.

– Ребята, это и вправду волшебный лес, вы только посмотрите, возле высокого пенька выросли цифры, но мне, кажется, что здесь не все цифры, давайте проверим! Что для этого надо сделать? (Нужно расставить цифры по порядку)

Составление порядкового ряда

– Ребята все цифры на месте? (Нет)
– Каких не хватает? (1, 2, 3 ... 5, 6... 8 ... 10  заблудились 4, 7, 9)
– Молодцы дети, вы выполнили все задания, и мы можем взять первый ключ. На карте его место отмечено особым знаком. Где он находится? (За высоким пеньком)

Воспитатель с детьми определяют по карте дальнейший путь и подходят к реке.

– Как же нам перебраться через реку? Баба Яга специально разрушила мост, чтобы мы не смогли пройти. Давайте построим мост! Внимание, нам нужно построить мост из больших, толстых и красных геометрических фигур!

Игра: «Собери мост» (блоки Дьенеша)

– Посмотрите ребята, какой получился ровный и красивый мост. Молодцы, хорошо справились с заданием! Теперь можно перебраться на другой берег. Как вы думаете, где здесь спрятан второй ключ? (На ёлке)
– Но чтобы его взять надо выполнить новое задание., посмотрите сколько карточек с заданиями развешено на ёлочке. Это нас коварная Баба Яга хочет напугать трудностями! Но ведь мы не боимся трудностей. Ребята вам нужно посчитать предметы и составить по ним неравенства!

Составление неравенств по картинкам.

Образец карточек:

– Ребята, вы быстро справились и с этими заданиями, и мы добрались до второго ключа. Я думаю, нам надо отдохнуть и набраться сил перед следующим испытанием. Давайте присядем на этой полянке, послушаем музыку леса и побеседуем о нём: откуда появляется лес, для чего его выращивают?

Составление алгоритма «От семени до мебели»

– Ребята, а чем мы, люди, можем помочь лесу? Давайте вспомним правила поведения в лесу.

Дидактическая игра «Этого не следует делать в лесу»

Дети выбирают 7 картинок с изображением различных ситуаций: не засорять, не ломать веток, не разорять гнёзда, не разорять муравейники, не разжигать костёр, не рвать цветы, не шуметь и поясняют свой выбор.

– Молодцы, ребята, как в лесу хорошо, когда лес здоров! Сколько же правил о бережном отношении к лесу, мы с вами вспомнили? (7)
– Как получить число семь, из каких двух чисел его можно составить?

Составление числа из двух наименьших

(6 + 1, 4 + 3, 2 + 5, 1 + 6, 3 + 4, 5 + 2)

– Ну что ж, ребята, мы отдохнули, давайте вновь посмотрим на карту и определим, где находится третий ключ, куда нам двигаться дальше! (К дереву, где находится дупло дятла).

Дети отправляются в путь и подходят к берёзке.

– А вот и дупло! Ребята, какая птица может жить в нём? (Дятел)
– Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края)
– Какие птицы улетают? (Перелетные: ласточки, скворцы, соловьи...)
– А как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие: снегири, совы, глухари, дятлы)
– Но почему в этом дупле нет дятла, а лежат какие-то карточки? Это опять проделки Яги! Пока дятел занимается лечением деревьев, Баба Яга спрятала для нас в его дупле новое задание.

Упражнение на внимание и закрепление знаний геометрических фигур

Работа с перфокартами: из множества различных фигур дети зачёркивают в первом ряду треугольники, во втором – круги, в третьем квадраты, в четвёртом – прямоугольники. После выполнения задания на дне дупла дети находят третий ключ.

Наконец мы все ключи нашли! Теперь давайте подойдём к двери и подберём эти ключи к трём замкам.

Дидактическая игра «Открой замок»

– Из-за ширмы, на которой висели замки появляется музыкальный руководитель в костюме Осени! Она благодарит детей за спасение и говорит о том, что настал черёд ей уступить место Зиме. А на прощанье предлагает поиграть в игру.

Хороводная игра: «Осень спросим» муз. Т.Ломовой, сл. Е.Благтининой

После ухода Осени воспитатель предлагает детям вспомнить, с помощью каких заданий детям удалось выручить Осень из плена Бабы Яги. Уточняет, в выполнении каких заданий ребята испытывали трудности, что давалось легко. Хвалит детей за сообразительность, смекалку, активность и напоминает, что дружба, взаимопомощь, сплочённость помогает справиться с любой проблемой.