Комплексно-тематическое планирование в подготовительной логопедической группе с элементами здоровьесберегающих мероприятий с учетом ФГТ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия


В соответствии с законом РФ «Об образовании» (т.2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В связи с этим весьма актуальным становиться вопрос о внедрении в практику работы ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедряться в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Дошкольные учреждения так или иначе решают проблемы, связанные с укреплением и сохранением здоровья и физическим развитием детей.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития.

Представленное комплексно-тематическое планирование, составленное на основе практической работы по основной общеобразовательной программе дошкольного образования для подготовительной группы, предполагающее интеграцию образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации (образовательная область «Художественное творчество») в соответствии с ФГТ. Работа построена на знакомых детям лексических темах, насыщена игровыми упражнениями и заданиями, направленных на развитие артикуляционной моторики, координации движений пальцев рук, выработку правильного речевого дыхания и совершенствование пластики движений.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы. В итоге у ребенка формируется привычка к здоровому образу жизни.

Комплексно-тематическое планирование с элементами здоровьесберегающих мероприятий может быть использовано в работе воспитателей логопедических групп, так и массовых групп детского сада.

Декабрь

Образовательная область «Здоровье»: «Как мы дышим»

Неделя,
тема

События в окружающем. Познавательно-исследовательская деятельность

Продуктивная деятельность

Художественные тексты (воображаемые события)

Игры и игровые упражнения

Предметно развивающая среда

Взаимодействие с родителями

Итоговые мероприятия

1 неделя
«Зима»
Рассматривание Зимних пейзажей А.Пластова, П.Кузнецова, И.Шишкин
Беседы «Приметы зимы»

Беседы: «Как мы дышим», «Чей нюх острее»

Рисование «Зима в лесу»
Аппликация «Снегопад» – обрывание

Рисование «Мое любимое зимние увлечение спортом»

Чтение стихов о зиме: А.Пушкина, И.Сурикова, Н.Никитина
Чтение рассказов, загадывание загадок про природные явления.
Заучивание стихов про зиму
Д/и: «Лото», «Времена года».
Пазлы: «Собери снеговиков», «Найди отличия», «Зимний спорт»
Пальчиковая гим , су-джок «Зимние забавы»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «Снежинки»
Упр.на дыхание «Дышит паровоз»
Д/и «Валеология или здоровый малыш» (часть 1)
Плакаты, альбом с иллюстрациями, раскраски по теме.

С.Р.И. «Каток»
Книжный уголок «Планета здоровья»

Оформление папки-передвижки «Зима».
Выучить дома с детьми стихи про зиму.

Практикум «Дыхательная гимнастика»

Конкурс чтецов на зимнюю тематику.

Создание папки передвижки «Зимний спорт»

Семейный калейдоскоп «Сибирское здоровье»

2 неделя
«Край, в котором я живу»
Рассказ воспитателя о ХМАо, о его природных богатствах, о людях, которые здесь работают.

Беседы «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Работа с трафаретами «Животные нашего края», Конструир-ие
«Нефтяная вышка»,
Рисование «Мой край»

Лепка «Поляна здоровья»

Презентация «Мой край».
Чтение рассказов, стихов о природе нашего края, о животных, о людях и их труде.
Чтение книги «Буровичок».
Пазлы «Буровичок», «Карта округа».
Игра с макетом «Мой край». Пальчиковая гим, су-джок «На севере»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ.
«Мы  оленеводы»
Упр.на дыхание «шторм в стакане»
Д/и «Узнай по запаху», «Валеология или здоровый малыш» (часть 2)
Подбор книг и иллюстраций о нашем крае. Посещение музея.

Практикум «Мы пользуемся носовым платком»

Создание макета «Мой край».

Семейный калейдоскоп «Дары нашего края»

Создание стенгазеты «Гигиена и хорошее здоровье»

3 неделя
«Мебель»
Беседа «Мебель в нашем доме», «Путь от дерева до стола»

Беседа: «Прогулки на свежем воздухе»

Работа с трафаретами «Мебель» Чтение загадок про мебель
Чтение отрывка из стихотворения «Кем быть?»
В.Маяковский (о столярах и плотниках)
Д/и «Скажи ласково», «Что лишнее», «Отгадай», «Один – много».
Пальчиковая гимнастика, су-джок  «Стол», «Стул»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «Кровать»
Упр.на дыхание «шторм в стакане»
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мамины помощники». Альбомы «Мебель». Оформление папок-передвижек «Как обустроить комнату ребенка»
Оформление папки-передвижки «Учимся дышать по методике Стрельниково»
Сюжетно-ролевая игра «семья». Семейный калейдоскоп «Выбор удобной мебели»

 

4 неделя
«Зимние забавы. Новый год»
Рассматривание иллюстраций, картин.
Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Беседы, ситуативные разговоры.
Аппликация «Новогодняя цепочка», Рисование «Ёлочка с шарами».
Конструирование: «Новогодняя игрушка»
Чтение: «12 месяцев»
С.Маршак,
«Дедушка Мороз» С.Дрожжин, Рус.нар.сказка «В гостях у дедушки Мороза», «На горке»
Н. Носова.
Заучивание стихотворения «Горит огнями ёлочка»
С.Р.И. «Магазин елочны игрушек» Д/и «Придумай картинку сам», «Бывает, не бывает». Спортивная эстафета на улице.
Пальчиковая гимнастика
«На елке», су-джок
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «Веселый хоровод»
Упр.на дыхание «Футбол»
Д/и «Мой нос»
Иллюстрации, картина «Зимние забавы».

Книжный уголок «Я дышу»

Экскурсия по новогодним ёлкам города.
Оформление фотовыставки «Очень любим мы гулять, свежим воздухом дышать»
Новогодний утренник. Конкурс стихов о Новом годе.
Семейный калейдоскоп «Вред сладостей для здоровья ребенка»
Создание стенгазеты «Будем Н.г. встречать, больше воздухом дышать, организм свой закалять».

Январь

Образовательная область «Здоровье»:  «Спорт»

2 неделя
«Моя семья»
Беседа « Моя семья». Рассматривание картины «Аленушка» В.М.Васнецов Ситуативные разговоры.

Беседа о пользе прогулок на свежем воздухе.
Беседа  «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Рисование
«Моя семья»
Лепка «Лыжник»
Разучивание стих-я «Мама» В.Шуграева.
Чтение: «Просто старушка» В.Осеев, «Вовака добрая душа» А.Барто, рус.нар.сказка «Сестричка Аленушка и братец Иванушка»,  «Самый лучший подарок»
Н. Павловой
Д/и «Чей, чья, чье», «Назови ласково», «Какая. Какой, какие?»
С.Р.И «Семья» Пальчиковая игра «Семья», массажные кольца су-джок
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ.
«Дружная семья»
Упр.на дыхание «Насос»
Д/и «Назови действия», «Подбери действия», «Скажи какой», «Спорт»
Атрибуты для С.Р.И. «Семья»
Иллюстрации, фотографии.
Подбор спортивного инвентаря для уголка «Здоровья».
Подборка книг в книжный уголок на спортивную тематику
Создание альбома «Моя любимая семья»
Практикум «Спорт в семье»
Конкурс «Спортивный атрибут своими руками»
Выставка рисунков «Папа, мама, я»
Семейный калейдоскоп «Активный отдых семьи, прогулки по зимнему лесу»
Физ.досуг «Папа, мама, я – спортивная семья»

3 неделя
«Посуда»

Экскурсия в магазин «Посуда»
Рассматривание посуды, определение назначение, классификация.
Беседа «Знакомство с материалом из которого изготовлена посуда»
Беседа с детьми о пользе занятия спортом для здоровья человека.
Работа с трафаретами: «Посуда».
Лепка «Чайной сервиз»
Рисование «Составление узора на тарелке»
Коллаж «Зимние виды спорта»
Чтение:  К.И.Чуковского «Федорино горе»,
«Голубая чашка» А.Гайдар
«Горшочек каши» Братья Гримм
Рус.нар.сказка «Лиса и журавль»
Д/и «Что  без чего?»,
«День рождение куклы Маши».
Пальчиковая гимнастика, су-ждок
«Всю посуду перемыли»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «Посуда»
Упр.на дыхание «Дятел»
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Повара». Альбомы «Посуда».

Книжный уголок «Фырка и Здравик»

Изготовление Посуды и  продуктов питания» из солёного теста. Подбор иллюстрационного материала.
Практикум «Знакомство с современными видами спорта»
Выставка рисунков   «Расписные тарелочки».
Вечер загадок
Семейный калейдоскоп «Важность содержания посуды в чистоте»

4 неделя
«Продукты питания»

Экскурсия  в магазин «Продуктовый».  Рассматривание  фото.
Беседа «Путь от зерна до каравая»
Беседа «Готовим здоровую и полезную еду»
Беседа «Легенды и мифы Древней Греции (зарождение Олимпийского движения)»
Работа с трафаретами: «Продукты питания».
Лепка «Угощения для гостей»
Аппликация «Гимнаст на кольцах»
Разучивание загадок о посуде и продуктах питания. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» Д/и: «Что из  чего?», «Какое это блюдо», «Один – много», «Какой продукт может быть..»
Штриховка  предметов по теме
Пальчиковая гимнастика «Капуста»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «В магазине»
Упр.на дыхание «Надуваем шарик»
Д/и «Спортивная мозаика», «Скажи иначе»
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин» Альбомы «Продукты питания». Изготовление Посуды и  продуктов питания» из солёного теста. Подбор иллюстрационного материала. Выставка рисунков   «Расписные тарелочки».
Вечер загадок
Семейный калейдоскоп «Здоровое питание»

5 неделя
«Бытовые электроприборы»

Экскурсия в магазин электроприборов

Практикумы  по теме «История развития спорта»: «Знакомство с современными видами спорта»

Раскраска «Электроприборы»
Рисование по теме
Конструирование из бумаги «Мой спортивный уголок»
Загадки про электрические приборы,
«Доскажи словечко»
Чтение: Б. Брехт «Зимний разговор через форточку»,
К. Нефедовой «Бытовые электроприборы. Какие они?»
Д/и «Найди и назови», «Что пропало», «Четвертый лишний», «Один – много»
Пальчиковая гимнастика, су-ждок, «Никогда в одну розетку…»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «Ток»
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Мамины помощники». Альбомы «Электроприборы». Оформление папок-передвижек «Безопасность ребенка в быту»
Практикум «Релаксация»
Сюжетно-ролевая игра «Семья». Семейный калейдоскоп «Безопасность в доме»

Февраль

Образовательная область «Здоровье»: «Как движутся части тела»

1 неделя
«Транспорт. Правила дорожного движения»
Беседа о транспорте, о значении правил дорожного движения. Виды транспорта. Рассматривание иллюстраций, альбома. Отгадывание загадок.
Беседа «Зачем нужен светофор?». Ситуативные разговоры по  теме.

Беседа «Как движутся части тела»

Рисование «Транспорт»
Аппликация «Транспорт на нашей улице»
Лепка «Грузовик» Аппликация «Поезд» Работа с трафаретами
Чтение:
Б. Заходер «Шофер», Р. Фархади «Светофор», «Едит, спешит мальчик» М.Коршунов, «Железная дорога» Б.Житков, «Машины на нашей улице», «Как ребята переходили улицу» И.Калинина
Д/и:
«Найди и назови», «О чем говорит светофор?», «Кто на какой машине работает»
С.Р.И. «Пешеходы переходят через дорогу»
Под. игра «Самолеты»
Пальчиковая гимнастика, су-джок «На шоссе»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «На улице нашей…»
Плакаты, иллюстрации, раскраски по теме, атрибуты для сюжетно-ролевой игры.
Книжный уголок «Школа ритмики»
Подготовка макетов дорожных знаков
Папка-передвижка «Дети и правила дорожного движения»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествия по городу»
Семейный калейдоскоп «Безопасность на дороге»
Консультация «Половое воспитание в семье»
Развлечение с элементами логоритмики «Заводные человечки»

2 неделя
«Транспор»
(водный, воздушный)

Беседа о транспорте.

Беседа «Как укрепить свои кости и мышцы»

Аппликация «Пароход»
Лепка «Самолет»
Загадки про  транспорт. Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет построим сами», «Кораблик»,
«Самый лучший пароход» С.Сахарнов, Б.Житков «Пожар в море» (из книги «Что бывало»), «Как пароход подняли со дна»
Д/и: «Выставка самолетов», «Что изменилось?», «Запомни, положи», «1-2-5-9», «Кто на чем едет», «Один – много»
С.Р.И. «Морской бой»
Пальч. гимнастика, су-ждок «Лодочка», «Пароход»
Массаж лица «Пришла зима»
Коорд. речи с движ. «Мы на ладочке плывем»
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры. Плакаты, иллюстрации о транспорте. Экскурсия, наблюдения за движением транспорта и пешеходов на переход. Сюжетно-ролевая игра «Капитаны»
Семейный калейдоскоп «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игровой тренинг с детьми «Выразим наши чувства и эмоции с помощью движений и мимики»

3 неделя
«Россия. Москва»
«Защитники Отечества»

Рассматривание альбома «С чего начинается Родина»
Беседа о нашей армии.
Знакомство с военными профессиями.

Беседа «Как укрепить свои мышцы»

Рисование
«Кремль» (Комарова с.146)
«Наша Армия Родная»
(Комарова с.164)
Аппликация «Корабли на рейде»
(Комарова с.161)
Лепка «Пограничник с собакой» (Комаровас.162)
Работа с трафаретами
Чтение: А. Жаров «Пограничник»,
Л. Кассиль
«Твои защитники». Чтение стихов, разучивание песен.
З. Александрова «Дозор»
Под.игры: «Попади в цель», «На граница», «Вертолеты»,
« Веселая эстафета», «Военный пакет».
С.Р.И. «Пограничник»
Пальчикова гимнастика «Пограничник»
Массаж лица «Зима»
Коорд. речи с движ. «На горах высоких
Плакаты, иллюстрации, фотографии. Атрибуты для  С.Р.И. Раскраски по теме.
Плакат с описанием внешнего облика
Создание фотовыставки «Российская армия»,

Рассматривание фотографий с описанием внешнего облика.

Фотовыставка «Наши папы бравые солдаты».
Праздничная газета «Из чего же, из чего же,  сделаны наши мальчишки»
Ширма «Отец – пример в воспитании у детей, привычки к здоровому образу жизни»

4 неделя
«Мой город»

Беседа «Мой город»

Беседа «Красивая осанка»

Практикум «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки»

Рисование «Вечерний город»
Аппликация «Новые дома на нашей улице»
Лепка «Транспорт нашего города»
Конструир-ние
«Детский сад будущего»
Чтение стихов о родном городе
Чтение: Л.Ермолаева, И.Лебедева «Чудесный город»
И.Калинина «Как ребята переходили улицу»
Д/и: «Подбери признак», «Скажи наоброт»
Пальчиковая гимнастика «Небо синее в России»
Массаж лица «Зима», су-джок
Коорд. речи с движ. «Поезжай за моря, океаны…»
Макет города.
Подборка фотографий «Мой город»,
Выставка худ.лит.
Фотовернисаж  «На улицах нашего города»
Создание альбома «Дети о своем городе»
Практикум «Профилактика нарушений осанки у детей»
Посещение музея
Семейный калейдоскоп «Я и мой город»