Образовательная программа для работы с родителями "Воспитание на основе здравого смысла"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная запискаАктуальность:

Воспитательная функция семьи имеет огромное значение в формировании личности детей. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в ходе социализации ребенка. Главнейшая функция семьи заключается в создании условий для развития личности всех своих членов. Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют об огромном значении полноценного общения взрослого и ребенка, стиля такого общения для развития детей. Поэтому одним из существенных аспектов психологического просвещения родителей является ознакомление их со способами правильного общения с детьми и применение полученных знаний на практике через тренинговые занятия, которые и позволяют косвенно влиять на сферу детско-родительских отношений.

Разъяснительная теоретическая работа, проводимая педагогом–психологом, не всегда эффективно влияет на сферу детско-родительских отношений, т. к. общение людей друг с другом весьма сложный и тонкий процесс. Тренинги же предоставляют возможность научиться общению другим способом. В большинстве своем игры тренинга общения являются моделями жизненных ситуаций. Задача каждого участника тренинга: провести общение наиболее эффективным и адекватным образом.

Хотя техники проведения тренинга в группах варьируются, можно выделить ряд общих принципов организации их работы: принцип активности участников; принцип исследовательской позиции; принцип объективации поведения; принцип партнерского общения.

Предлагаемая программа представляет собой сценарий тренинга, который будет полезен для родителей детей разного школьного возраста.

Цель: обучение взрослых навыкам эффективного общения с ребенком на основе установления и развития партнерских отношений с детьми.

Задачи:

  1. Ознакомить с правилами тренинга.
  2. Определить влияние жизненных ролей родителя на взаимоотношения с ребенком.
  3. Обозначить факторы, влияющие на негативное поведение ребенка.
  4. Проработать методы переориентации негативного поведения ребенка.

Оценка эффективности:

После прохождения тренинга каждый участник будет уметь: устанавливать дружеские отношения с ребенком, основанные на взаимном доверии и ответственности; объективно оценивать мотивы “негативного” поведения ребенка; осознавать психологические ловушки в общении с ребенком; эффективно решать конфликтные ситуации с ребенком.

Программа рассчитана на 6 часов, каждое из которых проходит 1 раз в неделю в течение 3 часов.

Количественный состав группы: 8–10 человек.

Качественный состав: родители, имеющие детей близкого возраста – дошкольников, младших школьников, подростков.

Методологической основой программы являются труды Томаса Гордона, Ю.Б.Гиппенрейтер, Рахматшановой.

Тематическое планирование.

Тема Количество часов
1. Введение в тренинг 1
2 Знакомство 2
3 Основы эффективного общения с ребенком 3
4 Рефлексия 1
  Итого: 15

Содержание программы.

1. Тема: Введение в тренинг.

Цель: принятие групповых правил, выяснение ожиданий и опасений родителей, конкретизация и прояснение личных и групповых целей.

Принятие правил работы в группе: участникам предлагается обсудить и принять правила работы в группе.

Правила поведения: доверительный стиль общения; общение по принципу "Здесь и теперь"; искренность в общении; конфиденциальность всего происходящего в группе; активное участие в происходящем; оцениваем не участника, а его действия и поступки; уважение говорящего.

2. Тема: Знакомство.

Цель: Создание условий для знакомства участников друг с другом.

Упражнение “Знакомство” Особое внимание следует уделить созданию доброжелательной атмосферы в группе, так как родители, пришедшие на занятия, обычно чувствуют себя крайне неуверенно. Подойдет любая техника знакомства. Каждого представляющегося просят повторить имена всех, кто выступал до него. При этом не обязательно идти по кругу, предоставив членам группы возможность самим решать, когда вступать в разговор. Для установления доверительных отношений ведущий может первым сообщить что-либо о себе, о своих ожиданиях и надеждах, связанных с группой, о переживаниях данного момента, создавая тем самым модель поведения для участников.

Вот несколько примерных вопросов, которые помогут начать знакомство: какую цель вы ставите перед собой, чему хотите научиться? Что вы хотите изменить в своих взаимоотношениях с ребенком? Что может этому помешать?

Распространенной ошибкой родителей бывает то, что они стремятся изменить ребенка, не пытаясь изменить себя. Завершая круг знакомств, тренер может подчеркнуть, что члены группы способны изменить только себя. С этой целью ведущий предлагает обсудить высказывание Л.Н. Толстого: ““Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Упражнение “Идеальный родитель”.

Участникам предлагается высказать, как они представляют “идеального родителя” Важно записать те качества, которые приписывают “идеальному родителю”. Затем предлагается рисунок на большом листе бумаги, где изображены расходящиеся круги от центра. Центр символизирует “идеального родителя” со всеми перечисленными ранее качествами. Каждому участнику надо определить, где он находиться и насколько он удален от центра, пометить фломастером.

Ватман с рисунком расходящихся кругов.

Важно! Обсудить, какие качества необходимы для достижения поставленной цели, что мешает проявить эти качества? Обсуждение с участниками.

Упражнение “Социальные роли”. Ведущий предлагает членам группы исследовать распределение своих жизненных ролей с учетом того, какое место по значимости занимает каждая из них. Рисуется реальное, а затем идеальное распределение. При анализе упражнения важно обратить внимание на то, похожими или различными оказались рисунки, нравится или не нравится родителям нарисованное ими самими распределение ролей, за счет чего можно достичь каких-либо изменений.

Затем следует обсуждение: включили ли вы в этот список себя? Которым по счету? Как изменились сегменты в сферах? Что хотелось бы изменить? Что возможно изменить?

Реакции членов группы бывают разными – от искреннего удивления и огорчения до недоумения и возмущения, и потому полезно завершить упражнение обсуждением тезиса “быть полезным другим – это, в первую очередь, заботиться о себе”.

Рефлексия. Завершая встречу, важно попросить участников высказаться по поводу наиболее существенных для них моментов. Можно предложить каждому коротко ответить на два вопроса: насколько полезной для вас оказалась эта встреча? Скажите, удалось ли вам узнать ваши собственные заботы в выступлениях других участников?

3. Тема: Основы эффективного общения с ребенком.

Цель: знакомство участников с факторами, оказывающими основное влияние на поведение ребенка. Развитие сплоченности группы и привлечение внимания участников к чувствам, которые они испытывают во время выполнения тех или иных упражнений.

Упражнение “Карусель”. Инструкция тренера: “Сейчас в течение 1 минуты вы будете говорить партнеру о том, что вы цените в себе, как в родителе. Задача партнера – молча слушать вас. Затем партнер в течение минуты расскажет вам о своих ценных родительских качествах. После этого те, кто стоит во внешнем кругу, сделают шаг вправо, окажутся перед новым партнером, и упражнение начнется сначала”. Можно сделать 3–4 перемены партнеров, а затем, посадив участников в общий круг, попросить их поделиться чувствами, которые они испытывали во время выполнения упражнения. Многие говорят о смущении и неловкости, поэтому далее в групповой дискуссии полезно обсудить вопросы о самоценности и самоуважении родителей, а также о приемах и методах формирования высокой самооценки у детей.

Упражнение. “Приемлемое и неприемлемое поведение ребенка”: экспресс-диагностика “Мой стиль общения с ребенком”.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче – как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания.

Участникам предлагается представить поведение своего ребенка схематически в виде прямоугольника. Каждый поступок ребенка можно представить в виде маленькой точки. Разделим прямоугольник на две части: территорию приемлемого поведения и территорию неприемлемого поведения. Все поведение ребенка колеблется между границами приемлемого и неприемлемого поведения. Обсудить размеры долей.

Упражнение: Работа с таблицей: Участникам предлагается заполнить таблицу из трех граф.

Сначала заполняется первая графа: Проблемы.

Родители письменно определяют круг проблем общения со своим ребенком.

Затем ведущий знакомит участников с правилами и помехами активного слушания.

Правила для родителей:

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не попросит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: “С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!”.
  2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  3. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом;
  4. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении (“Меня очень утомляет громкая музыка”, “Мне не нравится, когда меня обманывают”, “Я очень расстроена”).

Приемы активного слушания: Повернитесь лицом к ребенку; Желательно, чтобы ваши ответы звучали утвердительно; Важно в беседе “держать паузу”; В вашем ответе полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувства.

Помехи активного слушания:

  1. Приказы, команды (“Сейчас же перестань!”, “Чтобы я больше этого не слышал!”);
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы (Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!”, “Не придешь вовремя, пеняй на себя!”);
  3. Мораль, нравоучения, проповеди (“Ты обязан вести себя как подобает”, “Ты должен уважать взрослых”);
  4. Советы, готовые решения (“А ты возьми и скажи …”, “Я бы на твоем месте сдал сдачи”);
  5. Доказательства, логические доводы, нотации (“Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки”, “Сколько раз говорила. Не послушалась – пеняй на себя”);
  6. Приказы, команды (“Сейчас же перестань!”, “Чтобы я больше этого не слышал!”);
  7. Предупреждения, предостережения, угрозы (Еще раз это повторится, и я возьмусь за ремень!”, “Не придешь вовремя, пеняй на себя!”);
  8. Мораль, нравоучения, проповеди (“Ты обязан вести себя как подобает”, “Ты должен уважать взрослых”);
  9. Советы, готовые решения (“А ты возьми и скажи …”, “Я бы на твоем месте сдал сдачи”);
  10. Доказательства, логические доводы, нотации (“Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки”, “Сколько раз говорила. Не послушалась – пеняй на себя”).

После проработки и обсуждения представленной информации заполняется вторая графа: Мои помехи активного слушания.

Участникам предлагается в списке обозначенных проблем с ребенком, написать какие, из перечисленных, помех активного слушания они зачастую используют. Затем может последовать обсуждение. Ведущий знакомит с техниками эффективного общения и отрабатывают навыки активного слушания и “Я – высказывания”. Поскольку на этих встречах высказываются наболевшие проблемы и обсуждаются особенности взаимоотношений в семьях, тренеру необходимо быть особенно внимательным к умению участников давать и принимать обратную связь.

Во время групповых дискуссий обсуждаются такие вопросы, как умение отличать детские проблемы от родительских; “безусловное” и “условное” принятие ребенка, передача ответственности за себя ребенку. В результате значительно расширяются представления родителей о детских возможностях и потребностях, о возрастных особенностях психического развития детей.

Затем родители заполняют третью графу: “Я высказывания”.

Ведущий предлагает построить взамен привычным родительским репликам – “Я – высказывание”.

Рефлексия: Было ли сложно строить Я высказывание? Что вызвало сложности?

Ведущий знакомит родителей с причинами серьезных нарушений поведения детей и родительскими реакциями на это поведение.

Причины серьезных нарушений поведения детей: борьба за внимание; борьба за самоутверждение (против гиперопеки); желание отомстить (“Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет тоже плохо!”; потеря веры в собственный успех (“Мне все равно”, И пусть плохой”); Поэтому задача родителя перестать реагировать на непослушание прежними способами. Необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Следует уменьшить свой контроль за делами ребенка. Если вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы его обидели? Перестать требовать от ребенка “полагающегося поведения”. Найти доступный для него уровень задач. Не допускать критики.

Работа со схемой негативного поведения: “Кувшин”.

Ведущий отмечает, что в основе негативного поведения ребенка лежат – гнев, злоба, агрессия. А их основу составляют – боль, обида, страх. Которые, в свою очередь, порождены фрустрированными потребностями человека. Способы поддержания самоценности ребенка: безусловно принимать его, активно слушать его переживания и потребности, совместное времяпрепровождение, не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется, помогать когда просит, поддерживать успехи, делиться своими чувствами (значит доверять), конструктивно разрешать конфликты, использовать в повседневном общении приветливые фразы.

Притча: Миф об орле (обсуждение, выводы).

Высоко в горах жил орел. Он был сильный, красивый, гордый. Орел жил в большом гнезде с прекрасной орлицею и было у него три сына, три прекрасных птенца. Он защищал их от снега и ветра, от дождя и солнца. Всегда приносил им свежее мясо и чистую воду. И вот в один прекрасный день орел понял, что его дети выросли. Тогда он взял в когти старшего сына – любимца своей матери, взлетел с ним над пропастью и сказал: “О, мой старший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?”. “Не отпускай меня, я буду приносить тебе еду” – сказал старший сын. И орел разжал когти. Тогда он вернулся в гнездо, взял второго сына, своего любимца, и взлетел с ним над пропастью. И спросил: “О, мой средний сын, самый любимый, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?”. “Я буду приносить тебе воду и мясо и сделаю, что ты захочешь” – ответил средний сын. И орел разжал когти. Затем он вернулся в гнездо и взял последнего третьего сына и взлетел с ним над пропастью. И тоже задал вопрос: “О, мой младший сын, что ты будешь делать, когда я буду старым и немощным, а ты молодым и сильным?”. “У меня будет самое большое гнездо, прекрасная орлица, маленькие орлята и что бы ты ни сделал сейчас, в этом гнезде всегда будет место для тебя, мой отец”.

Обсуждение, выводы.

4. Тема: Рефлексия.

В конце тренинга участникам предлагается заполнить анкеты обратной связи.

Бланк анкеты “Обратная связь”

Тренинговое имя участника__________________

Дата занятия__________________

1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Что или кто мешал Вам быть включенным в занятие?

2. Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.

3. Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие?

4. Чему самому главному Вы научились в ходе тренинга?

5. Что из того, чему научились, Вы уже применили в своей жизни?

6. Ваши замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.).

Результаты тренинга: Анализ анкет позволяет получить представление о тех изменениях, которые произошли с отдельными участниками и с группой в целом. Отмечены изменения, которые происходят с родителем, проявляющиеся в развитии способности к самонаблюдению, осознании своего поведения, стабилизации эмоционального состояния.

Список литературы.

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
  2. Кволс К. Переориентация поведения детей. – СПб.: ЛИСС, 1997. – 222 с.
  3. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
  4. Кори Дж., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж.М. Техники групповой психотерапии. – СПб: Питер, 2001. – 320 с.
  5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство “Речь”, 2000. – 150 с.
  6. Сартан Н.Г. Тренинг самостоятельности у детей. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998. – 128 с.
  7. Сацердова, С.В. Тренинг родительской эффективности в системе работы школьного психолога [Электронный ресурс] /С.В. Сацердова // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” ”, 2004. – AURL: www.1sept.ru
  8. Фопель К.: Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/Пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2000. – 256 с.