Программа элективного курса для учащихся 10-х классов "Чудеса природы Земли"

Разделы: География


Пояснительная записка.

Программа позволяет учащимся ответить на вопросы: «Хочу ли я это знать?», «Интересно ли мне это?». По степени новизны для учащихся: программа включает новые знания, не содержащиеся в базовых программах, в ней содержится материал познавательного характера, существенно расширяющий кругозор, эрудицию ученика, демонстрирующий возможность его собственного вклада.

Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в XXI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни, поколения, способного успешно самоопределиться в условиях быстро меняющегося мира. Эта проблема особенно актуальна для России. Происходит интеграция России в мировое сообщество. Главное в глобальном образовании – воспитание чувства причастности учащихся к жизни у человеческого сообщества планеты Земля, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина мира:

  • толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способы её решения);
  • коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);
  • кросскультурной грамотности (осознание ценности общемировой);
  • способности к проектированию при выборе решений и способов действий.

Учащиеся на занятиях создают информационный проект – сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов. Презентация и её разработка – её составная часть. Ценностная ориентация – природа как материальная научная и эстетическая ценность, охрана природы – условие нормальной жизнедеятельности.

Программа носит характер межпредметный и актуализирует знания в области географии, литературы, МХК и экологии. Курс рассчитан на 17 часов 10 класса.

Особенности курса.

1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребёнку сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха? Рассказать о необыкновенных уголках частей света, разбудить в душе учащихся чувство преклонения перед бесконечным разнообразием и несравненной красотой природы. Расширить кругозор учащихся.
2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? Оно вообще не представлено в базовых курсах.
3. Каким образом будет выстроена логика подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика? Подача материала построена в форме путешествия по частям света.
4. Каким образом будет сгруппирован материал в программе по разделам и темам? Вводная часть, разделы: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида, презентация, викторина
5. Сколько времени потребуется для изучения материала с учётом контроля, возможных затруднений и необходимости его повторения с учащимися? 17 часов
6. Каким учебным и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, диагностические материалы)? Хрестоматии, интернет, журналы «Гео», «Вокруг света», фонд библиотеки.
7. Какие виды деятельности (профильные и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием Работа в малых группах, работа с источниками информации, презентация.
8. Какие виды работ могут выполняться учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении? Структурализация, систематизация, публичное выступление
9. Какова доля самостоятельной работы ученика в работе по данному курсу, в чём он может проявить инициативу? Подбор материала, определение форм отчётности по своей части, его оформление, создание презентации.
10. Какие критерии помогут учителю и ученику оценить успешность прохождения данного курса? Технология «Мини-сочинение»
11. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю? Технология «Острова»
12. Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности? Презентация

Цели:

  • показать интеграцию географии с предметами гуманитарного цикла и естественнонаучного цикла: МХК, литературы и экологии;
  • привить навыки самостоятельной работы;
  • сформировать навыки научно-исследовательской деятельности (структурализация, систематизация);
  • формировать теоретические и практические умения учебной деятельности;
  • использовать информационные технологии;
  • дать целостное представление о мире;
  • воздействовать на эмоционально-чувственную сферу;
  • способность к самопрезентации через позиционирование и аргументацию;
  • развивать критическое и творческое мышление;
  • способствовать развитию диалого-лингвистических способностей;
  • готовность сотрудничать в разноуровневой группе, находить компромисс;

Учащиеся должны иметь представление:

  • об интересных уголках мира, о выдающихся достижениях природы;
  • природа как материальная, научная и эстетическая ценность

Знать:

  • как создавались эти творения;
  • что они значили, для своих современников, и что от них осталось.

Уметь:

  • восторгаться и восхищаться художественному совершенству природы;
  • работать в малых группах;
  • оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
  • работать в группе по решению познавательных задач

Иметь опыт работы:

  • с разными источниками информации;
  • взаимодействия, основанного на бесконфликтности.

Учебно-тематический план (Приложение)

Ожидаемые результаты.

Результатом самостоятельной работы учащихся с разными источниками информации является проект.

Учащиеся имеют представление:

  • об интересных уголках мира, о выдающихся достижениях природы;
  • природа как материальная, научная и эстетическая ценность

Знают:

  • как создавались эти творения;
  • что они значили, для своих современников, и что от них осталось.

Умеют:

  • работать в малых группах;
  • оперировать новыми терминами и понятиями, полученными на уроках курса
  • работать в группе по решению познавательных задач

Имеют опыт работы:

  • с разными источниками информации;
  • взаимодействия, основанного на бесконфликтности.

Литература для учителя:

  1. Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2003. – 496 с.
  2. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. Минск: Высшая школа, 2002. – 95 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под редакцией Е.С. Полат. М.: АСАДЕМА, 2003. – 272 с.
  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.
  5. Сценарии классных часов (часть 2-я), под редакцией А.А. Рождественской. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002. – 160 с.
  6. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) /Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Е.Б. Спасской. – СПб.: КАРО, 2002. – 152 с.

Интернет-ресурсы:

  1. gallery.dsbw.ru
  2. www.svali.ru
  3. www.australiafoto.com/ Австралия – фотографии
  4. www.australiaholidays.ru/Туроператор по Австралии
  5. www.svali.ru - Канарские острова
  6. www.aseev.net/?attachment_id=1839 Оазисы в Антарктиде

DVD:

  1. «Наследие человечества» №7, №11, №13

Литература для учащихся:

  1. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательна география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608.
  2. Вагнер Б.Б. 100 великих чудес природы. – М.: Вече, 2003. – 496 с.
  3. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и странам: (Южная и Северная Америка, Евразия). Книга для чтения по географии материков. М.: Просвещение, 1981. – 208.
  4. Тарасов К.Г. и Романова Э.П. Хрестоматия по физической географии. Западная Европа. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1972. – 319.

Интернет-ресурсы:

  1. gallery.dsbw.ru
  2. www.svali.ru
  3. www.australiafoto.com/ Австралия – фотографии
  4. www.australiaholidays.ru/Туроператор по Австралии
  5. www.svali.ru - Канарские острова
  6. www.aseev.net/?attachment_id=1839Оазисы в Антарктиде

DVD:

  1. «Наследие человечества» №7, №11, №13