Методическая разработка занятия для учащихся подросткового возраста "Правила общения в классном коллективе"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Представленное в приложениях к данной статье занятие “Правила общения в классном коллективе” было разработано для воспитанников подросткового возраста санаторной школы-интерната.

Основная цель деятельности работников оздоровительного образовательного учреждения – обеспечение оптимального сочетания специфического противотуберкулёзного лечения и широкого комплекса оздоровительных мероприятий с обучением по программе массовой общеобразовательной школы, а также создание комфортной среды для вновь поступающих детей.

Одной из особенностей школы-интерната санаторного типа является ежегодная сменяемость состава воспитанников примерно на 60-80%. Дети, поступая в школу-интернат, сталкиваются с новыми условиями существования, с новыми требованиями, нормами, правилами поведения, которые предъявляются им в интернате. Зачастую эти требования и условия резко отличаются от привычных для детей, поэтому им приходится адаптироваться, привыкать к новым условиям.

Поступая в санаторную школу-интернат, воспитанники оказываются в ситуации круглосуточного пребывания в коллективе сверстников, что предполагает постоянное, длительное общение с большим количеством разных детей и предъявляет высокие требования к уровню развития коммуникативной сферы учащихся.

Однако, зачастую в школу-интернат поступают дети из семей “группы социального риска”, которые ранее были полностью предоставлены сами себе, воспитывались без достаточного контроля и внимания со стороны родителей. Подобные воспитанники характеризуются наличием искаженных представлений о социально приемлемых формах взаимодействия, а также нормах в процессе установления межличностных отношений.

В связи с чем помимо работы по адаптации воспитанников к условиям проживания и обучения в условиях школы-интерната, педагогу необходимо организовывать целенаправленную работу по формированию классного коллектива, а также развитию основных коммуникативных навыков, привитию потребности следовать общепринятым нормам человеческих взаимоотношений.

Актуальность проводимой работы в данном направлении возрастает и в силу возрастных особенностей подростков: главная потребность этого возраста – потребность в общении со сверстниками. Посредством общения подростки познают себя, свой внутренний мир. Во взаимодействии со сверстниками школьники подросткового возраста отрабатывают способы налаживания взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. Если же воспитанники в подростковом возрасте не овладеют умениями устанавливать социальные контакты, поддерживать длительные дружеские взаимоотношения, можно с уверенностью прогнозировать в их дальнейшей жизни возникновение затруднений в налаживании межличностных отношений.

Работа по адаптации учащихся к условиям ОУ, по формированию классного коллектива, а также по развитию необходимых коммуникативных навыков должна проводиться в системе разными специалистами ОУ – школьным психологом, классным руководителем и воспитателем группы, а также включать разнообразные мероприятия: тематические классные часы, часы общения, этические беседы, психологические тренинги по развитию коммуникативных навыков, необходимых подросткам в повседневном общении, а также для решения возникающих конфликтных ситуаций.

Представленное занятие является одним из цикла коррекционно-развивающих, воспитательных занятий, направленных на решение выявленных в воспитании и обучении подростков проблем.

Организация же подобной работы в рамках системно-деятельностного подхода помимо воспитательных и коррекционно-развивающих задач позволяет также решать задачу формирования универсальных учебных действий (в том числе коммуникативных и познавательных УУД).

Данное занятие разработано с учетом методических рекомендаций по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода и оформлено в виде технологической карты, включающей в себя следующие разделы (конспект занятия представлен в Приложении 1.):

Технологическая карта занятия

Этап занятия, его цель

Действия педагога

Дидактический материал

Действия учащихся

Формируемые на данном этапе УУД

 

       

Цель занятия: Формирование у воспитанников санаторной школы-интерната подросткового возраста потребности в выработке и последующего соблюдения норм оптимального взаимодействия с членами референтной группы путем включения в проектирование правил.

Задачи занятия:

Обучающие:

  • Актуализация знаний и расширение представлений о понятии “коллектив” как о высокоорганизованной группе людей, стадиях становления коллектива.

Развивающие:

  • Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.
  • Формирование умений строить продуктивное взаимодействие, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
  • Развитие умения представлять результат групповой работы, защищать, аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Формирование умения определять нормы общения (взаимодействия) в группе сверстников.
  • Стимулирование внутренней мотивации на соблюдение правил оптимального взаимодействия с членами референтной группы.
  • Воспитание умения распознавать, понимать и оценивать свои чувства, чувства окружающих людей.
  • Создание условий для установления детьми взаимосвязи между нарушением основных правил человеческого общения одним человеком и возникновением негативных чувств у другого человека.

Адресат: воспитанники подросткового возраста (учащиеся 7–8-х классов).

Необходимое оборудование для проведения занятия: компьютерная презентация (с включением в нее видеофрагмента репортажа из телепередачи “Человек и закон” от 13 октября 2012г., аудиофрагмента песни “Гимн дружбе” детской эстрадной группы “Барбарики” – Приложение 2.), компьютерная техника (ПК, мультимедиапроектор), заготовка для упражнения “Термометр комфорта” – (Приложение 3.), форма для заполнения “Правила общения (взаимодействия) в нашем классе” (Приложение 4.), ручки.

Система измерителей: самооценка учащимися собственного состояния комфорта в классном коллективе (по форме “Термометр комфорта”).