Игра "Очарованный странник"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель урока:

  • помочь детям вспомнить и закрепить знания биографии и творчества М.М. Пришвина;
  • в игровой форме закрепить знания произведений;
  • развивать образное мышление, речь, память;
  • прививать интерес к русской живописи и литературе.

Оборудование:

  • портрет М.М.Пришвина;
  • рисунки детей к произведениям М.М.Пришвина,
  • выставка книг М.М. Пришвина.

Краткая информация
Михаил Михайлович Пришвин
(1873 – 1954)

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года недалеко от города Ельца Орловской губернии в купеческой семье. Сначала учился в гимназии, затем реальное училище (училище с техническим уклоном) в Тюмени, затем политехникум в Риге. Дальнейшее образование М.Пришвин получает за границей, в Лейпцигском университете. В двадцатидевятилетнем возрасте он сдал там государственный экзамен по агрономическому отделу философского факультета, и в России вернулся агроном, но с широким общегуманитарным образованием.

Некоторое время молодой агроном служит в земстве в Клину, некоторое время занимается с профессором Прянишниковым в Сельскохозяйственной академии в Москве, некоторое время работает исследователем на опытной станции в г. Луге, сотрудничает в агрономических журналах, написал книгу о картофеле. Пришвин почувствовал особенное тяготение к русскому языку.

Михаил Васильевич Нестеров был отдан учиться в реальное училище, но на втором году обучения он делает запись в дневнике: ”Я начинаю выделяться по рисованию”. Вместо коммерсанта или инженера получился замечательный русский художник Нестеров.

Константин Паустовский однажды сказал: “Жизнь Пришвина – доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, “по велению своего сердца”. В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл, потому что человек, живущий по своему сердцу и в полном согласии со своим внутренним миром, – всегда созидатель, обогатитель и художник”. Так – то оно так, да ведь не всегда, не сразу, не каждый человек находит свою дорогу.

Последняя четверть XIX в. и первое десятилетие XX в. в России было ознаменовано пробуждением острейшего интереса к национальным, народным ценностям. Это сочеталось с одновременным взлетом всех видов искусств, равно как и науки. Достоевский, Толстой, Чехов, Бунин, Куприн – в литературе; Чайковский, Бородин, Рахманинов – в музыке; Верещагин, Суриков, Васнецов, Левитан, Репин, Нестеров – в живописи; открывает Периодическую систему Менделеев; собирает национальную галерею живописи Третьяков. Этот обостренный интерес к народным, национальным ценностям коснулся, разумеется, и таких областей культуры как язык, фольклор, этнография. Поэтому отнюдь не случайно уговаривал академик Шахматов молодого ученого, пишущего пока о картошке, но тяготеющего к глубинам русского языка, к русскому народному слову, отправиться в Олонецкие края за сбором сказаний.

Надо представить себе и север России тех времен. Это был воистину край непуганых птиц, а пласты народности как в языке, в фольклоре, так и в укладе жизни, в быту, в этнографии были первородны, нетронуты. Пришвин жадно начал впитывать душой, умом и сердцем всю эту первородность. Дело не ограничилось собиранием фольклора. Пришвин написал книгу “В краю непуганых птиц”, которая сразу же сделала ему имя. Он уехал на север скромным агрономом, а вернулся замечательным русским писателем.

Основная тема творчества Пришвина, основной объект его художественного исследования – человек. Человек и Природа. Восприятие природы человеком, влияние природы на человека, взаимодействие человеческой души в ответ на те или иные проявления природы.

М.М.Пришвин умер 16 января 1954 года. Проходят десятилетия, но многие, многие поколения людей будут наблюдать еще, как прорастают в душах и сердцах пришвинские семена, облагораживая их, уча пониманию природы, делая чище и лучше.

На доске табло:

I. БИОГРАФИЯ М.М.ПРИШВИНА. 10 20 30 40 50
II. ЛИСИЧКИН ХЛЕБ. 10 20 30 40 50
III.РАЗГОВОР ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ. 10 20 30 40 50
IV. В КРАЮ ДЕДУШКИ МАЗАЯ. 10 20 30 40 50
V. О ЧЕМ ШЕПЧУТСЯ РАКИ. 10 20 30 40 50
VI.КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. 10 20 30 40 кот

Учитель. Сегодня мы поговорим о чудесных литературных произведениях, написанных великим русским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным

Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре, тема которой – "Очарованный странник". Все вопросы будут так или иначе связаны с биографией и творчеством писателя. Позвольте представить членов жюри и участников игры.

Итак, мы с вами играем в "Свою игру". Прежде чем назвать ответ, вы должны обсудить его в команде. Для того чтобы игра прошла организованно, выберите капитана команды. Он будет называть тему, в которую играет команда, а затем озвучивать ответ. Заработанные очки складываются по командам, а в конце подсчитываются. Выявляется команда – победитель.

I. БИОГРАФИЯ М.М.ПРИШВИНА

1. Где учился маленький Миша? В гимназии. 10 б.
2. Какая была у него профессия? Агроном 20 б.
3.О чем написал в первой книге? О картофеле 30 б.
4. Кто уговорил Пришвина уехать на Онежское озеро? Академик Шахматов 40 б.
5.Какая книга сделала ему имя? “В краю непуганых птиц” 50 б.

II. ЛИСИЧКИН ХЛЕБ.

1. Эти интересные цветочки ложились вместе с нами, с детьми, и вместе с нами вставали. Назовите цветочка и произведение. Одуванчик “Золотой луг” 10 б.
2. Зачем ежику газета понадобилась? Как в лесу сухая листва, он тащил ее себе для гнезда 20 б.
3. Чем деревья лечатся? Смолой. Она затягивает ранки. “Лисичкин хлеб” 30 б.
4. За что черную наседку назвали Пиковой Дамой? За необычную родительскую заботу, за ее клюв-пику на голове. 40 б.
5. Какой способ придумал утенок, чтобы выбраться из корзины высотой сантиметров в тридцать? По перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. По спине пробегает до края – и кувырк вниз! 50 б.

III. РАЗГОВОР ПТИЦ И ЗВЕРЕЙ.

1. Назови мир кота Васьки. Днем – птицы, ночью – мыши. 10 б.
2. Как прячется куропатка от ястреба? Только голову спрячет в снег, а хвост весь на виду. Ястреб берет за хвост и тащит, как повар на сковороде. 20 б.
3. Какие птицы после соловья и кукушки начинают свою песню в середине лета? Дергач и перепелка. 30 б.
4. Какая птица лишилась своего хвоста, когда отняла кость у Вьюшки (собачки)? Сорока “Выскочка” 40 б.
5. Назови три спасения у рябчика в снегу. Первое – тепло ночевать, второе – пища, третье – прячется от хищник птиц. 50 б.

IV. В КРАЮ ДЕДУШКИ МАЗАЯ.

1. У какой зверюшки отменная память? У белки. 10 б.
2. Как растет сосулька весной? Утром в толщину, а вечером в длину. 20 б.
3. Как можно узнать, что у березки началось движение сока? Прыгают лягушки. 30 б.
5. Вестница весны. Она очень любопытная. Пришвин называет ее “птичка-писатель”. Трясгузка. 40б
6. Кого Пришвин называет первым цветком? Первую бабочку. 50 б.

V. О ЧЕМ ШЕПЧУТСЯ РАКИ.

1. Самое сильное оружие у человека. Ум “Таинственный ящик” 10 б.
2. Болотная птичка, серая, величиной в два воробья. Бекас “Знакомый бекас” 20 б.
3. Про кого так говорит следопыт Родионыч “синий лапоть”? зайца 30 б.
4. У какой маленькой певчей птицы Петр Петрович Майорников хвост оторвал? Турлукану 40 б.
5. Спасителю собаки Жульки Васю Веселкину Пришвин подарил книгу. Назовите книгу. . “Всадник без головы” 50 б

VI. КЛАДОВАЯ СОЛНЦА.

1. Большая рыжая собака с черным ремешком по всей спине. Травка 10 б.
2. Куда повела Митрашу стрелка компаса? Слепую елань 20 б.
3.Как называют в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. Палестинка 30 б.
4. Что является кладовой солнца? Торф 40 б.
5. Кот в мешке   50б.

Дети вынимают из мешка по очереди предметы (рисунки), называют, в каком рассказе они встречаются.

– валенки    – “Дедушкин валенок”
– хлебушек – “Лисичкин хлеб”
– ящик – “Таинственный ящик”
– мольберт  – “Наш сад”
– ладило (бондарный инструмент) – “Кладовая солнца”

Учитель. Сегодня мы еще раз погрузились в мир пришвинской природы. Этот мир загадочный, интересный и одновременно поучительный. На уроках литературного чтения мы вновь и вновь будем возвращаться к произведениям Пришвина. Наше путешествие еще не закончено.

Подведем итоги игры.

Понравился ли вам урок? Какие задания вам показались самыми сложными? Самыми интересными? Спасибо вам большое. Все хорошо поработали