Урок на тему "Правописание приставок раз-рас, из-ис, без-бес"

Разделы: Начальная школа


Цели: учить правописанию приставок на з//с, умение пользоваться алгоритмом проверки, формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способа решения новой языковой задачи, развивать навыки самоконтроля, развивать наблюдательность, мышление, память, речь.

Оборудование: учебник “Русский язык” С.В.Иванов, оформление доски, схемы, карточки со словами.

ХОД УРОКА

I. Орг.момент.

Приветствие.

II. Чистописание.

На доске:

Не важно сколько раз упал, важно сколько раз поднялся.

- Прочитайте высказывание

- Объясните смысл высказывания.

- Вы с этим высказыванием согласны?

- Запишите в тетрадь.

III. Введение нового материала.

- Назовите блок урока, в котором мы сегодня будем работать. (“Правописание”. В этом блоке мы учимся правильно, грамотно, без ошибок писать).

- Начнём с традиционной рубрики “Давай подумаем”.

- Вызываются два ученика-помощника, которые работают за доской, остальные работают в тетради.

Учитель диктует слова:

Раскрытая

Раздул

Безвкусный

Исходный

Открывается доска.

- Прочитайте слова. Что объединяет эти слова? (Во всех словах есть приставки)

- Сравниваем, как записали дети.

- Задание было одно, а выполнили по-разному. Почему так получилось?

- Какое правило мы не знаем?

(В каких случаях в приставках пишем букву с, а в каких случаях з? о?)

- Так какая тема нашего урока сегодня?( Правописание приставок на з//с) Открывается тема на доске.

Какие цели вы себе ставите?

Отметьте себя на лесенке знаний.

- На доске записаны слова: безопасный, бесполезный, развеять, избежать, исправить, искусать.

- Распределите слова в 2 столбика:

- Работаем с 1 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что вы заметили?

Выделение приставок словах на доске и в тетрадях.

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

приставки корень
рас, бес, ис глухой согласный

- Работаем со 2 столбиком. Прочитайте слова. Запишите в тетрадь.

- Понаблюдайте за словами. Что заметили?

Выделение приставок словах на доске и в тетрадях.

Построение схемы, основываясь на ответах детей.

приставки корень
рас, бес, ис глухой согласный

- Попробуйте сформулировать правило, опираясь на схемы.

( В приставках раз/рас, из/ис, без/бес пишется буква с, если корень начинается на глухой согласный, и з – если корень начинается на звонкий согласный).

- Где можно подтвердить или опровергнуть наши предположения?

- Обратимся к рубрике “Тайны языка” (учебник стр.56)

- Прочитайте правило про себя, вслух.

- Вернёмся к словам, которые писали в начале урока.

Заготовленные схемы переносятся на доску.

- Проверьте. Есть ли ошибки?

Ребята объясняют, доказывают.

- Ещё раз сформулируйте правило. В каких случаях в приставках пишем с?з?

- Так как определить, какую согласную необходимо написать?

Прочитаем алгоритм в учебнике.

IV. Первичное закрепление.

Работа в группах.

- А сейчас предлагаю поработать в группах, пользуясь алгоритмом выполнить задание.

Задание:

Прочитайте слова. Обсудите в группах, какие согласные нужно дописать, допишите. Графически докажите правильность написания.

1 группа 2 группа
И..править Ра..пилить
Ра..бить Ра..сыпать
И..резать Ра..таять
3 группа 4 группа
Бе..полезный Ра..сказ
И..тратить Ра..жать
Бе..ветренный и..бежать

- После выполнения работы 1 ученик из группы доказывает правильность выполнения задания.

Проверка.

Выборочное объяснение, если ребята справились без ошибок.

V. Самостоятельная работа.

  • Работа в парах.
  • Выполните задание в тетради. Допишите согласную с//или з в приставках.
  • Проверка (запись на доске)
  • Оцените свою работу.

VI. Итоги урока.

- Назовите тему урока.

- Сегодня на уроке какое “открытие” вы сделали? Какие цели ставили? Отметьте себя на лесенке.

- Что для вас было интересным?

Домашнее задание:

  • работа в учебнике. с.56 № 2
  • для любознательных - попробуйте сочинить стихотворение о правописании приставок на з // с.