Формирование навыка чтения нот с листа в классе специального фортепиано

Разделы: Музыка


Одним из важнейших разделов предмета «Специальное фортепиано» является чтение с листа, как необходимый компонент практической работы учащегося пианиста.

Теория и практика подготовки учащегося класса специального фортепиано свидетельствует о том, что способность к беглому чтению нотного текста является одним из важнейших факторов развития комплекса музыкальных способностей. Чтение нот с листа - это основной способ работы учащегося на этапе ознакомления с новым произведением. В силу эмоционально-образной природы, а также некоторых других особенностей, чтение нот с листа является общей, базовой деятельностью для всех музыкально-исполнительских специальностей ДШИ. Оно считается наиболее сложной разновидностью игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности.

Как известно, процесс восприятия произведений музыкального искусства протекает гораздо активнее, если слушатель хорошо представляет себе, как рождается музыкальный образ. При обучению игре на фортепиано, привитию навыка чтения нотного текста нужно уделять много внимания, так как «.. основное значение умения прочитывать музыку в дальнейшем развитии музыканта- исполнителя сказывается в том, что оно направлено на систематическое обогащение запаса слуховых впечатлений исполнителя. Наряду с необходимым в развитии музыканта обогащением этого запаса путем слушания музыки, особенно действенным в процессе формирования исполнителя является сочетание в едином непосредственном акте эмоциональной восприимчивости с эмоциональной отзывчивостью, сочетание характерно именно для прочитывания музыки « с листа» **(Прокофьев Г.П. Формирование музыканта- исполнителя. М. 1956. С.294.)

Умение ученика самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте значительно активизирует процесс работы, который ведется по двум тесно связанным, но несколько различным направлениям: развитие навыков тщательного разбора (анализа) и навыков беглого чтения нот с листа. В результате создаются необходимые условия для расширения музыкального кругозора учащегося.

Предпосылками грамотного и осмысленного разбора являются осознание ладотональности, метроритма, умения охватить мелодические фразы, заметить и правильно истолковать все имеющиеся в тексте знаки и авторские ремарки, внимательное отношение к аппликатуре, понимание ее значения не только для удобства игры, но и для передачи верной фразировки, голосоведения. Систематическая работа в этом направлении позволит со временем потребовать от ученика самостоятельного осмысленного и тщательного разбора текста.

Параллельно с навыками разбора и на базе этих навыков необходимо развивать беглое чтение нот с листа, основанное на умении схватывать главное в музыкальной ткани, умение непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-либо поправок и остановок.

Уверенная и быстрая реакция на нотные знаки, охват все более протяженных музыкальных фраз, свободная ориентация на клавиатуре, аппликатурная находчивость являются непременным условием успешного овладения навыков чтения нот с листа.

Чтение с листа у ученика должно быть настолько беглым, чтобы была возможность исполнять без предварительной подготовки доступные ансамбли (симфонические и оперные переложения русской, зарубежной, современной музыки для фортепиано)

Подбор учащимся материала следует вести постепенно, учитывая один из основных педагогических принципов от простого к сложному: от легких тональностей переходить к более сложным, осваивая расположение нот на дополнительных линейках нотного стана, усложняя ритмические соотношения, разнообразные формы изложения и т.д. Обычно репертуар для чтения нот с листа дается на один-два класса ниже, а в старших классах – и на три. Минимальное количество « прочитанных» произведений, необходимых для успешного усвоения этого навыка, составляет 3-5 пьес в неделю.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать музыкальное произведение? В первую очередь следует научиться быстро, прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Для скорочтения мало знать название каждого звука - нужно мгновенно определять рисунок последовательностей (гаммаобразных, арпеджированных и др.), расстояние между звуками по вертикали (в интервалах, аккордах), осознавать их интонационно-смысловые связи (структуру, мотивов, фраз и т.п.), узнавать начальные и кадансовые обороты однородных построений, направлений мелодического движения. Ученику необходимо привыкнуть быстро и не глядя на клавиатуру находить на инструменте все увиденное в нотах. Выполнение этой задачи значительно упростит знание различных формул фортепианной фактуры, аппликатурных моделей. Педагог должен помнить, что, работая с учеником над материалом, он формирует не только навыки беглости пальцев, но и чтение с листа.

Проигрывание незнакомого нотного текста предполагает четкое разграничение структурных элементов музыкальной ткани как по горизонтали, так и по вертикали. Другими словами для учеников необходим определенный уровень теоретического образования. Понятно, что в младших классах не может идти речи о полном комплексе знаний. Ведь, собственно, чтение пьес и является целью обучения. Сам характер применяемых методов ознакомления с нотным текстом уже на начальном этапе может либо заложить фундамент для скорочтения, либо впоследствии стать тормозом для него. В основе перспективной методики занятий должен лежать принцип « вижу- слышу- исполняю». Он, прежде всего, диктует необходимость постоянного обогащения слухового опыта учащегося как на уроке, так и дома (аналогично внеклассному чтению в период изучения литературы и языка). Слушание музыки должно быть целенаправленным, т. е, служить задаче последовательного ознакомления ребенка с определенными музыкальными явлениями. В результате в осознании ученика закрепляются звуковые комплексы, которые несут в себе тот или иной смысл. Они запоминаются юным слушателям в качестве элементов музыкального содержания и впоследствии воспринимаются им как готовые « блоки», что ускоряет процесс чтения музыкального текста. При таком подходе к воспитанию навыков чтения нот с листа нужно заботиться о том, чтобы учащийся видел ноты впереди элемента, исполняемого в настоящий момент. Развитию этого качества способствует тренировка, которую можно назвать « фотографированием». Проводить ее следует так: ученику на короткое время показывают какой-либо фрагмент сочинения и, затем предлагают сыграть его без нот. Постепенно у ребенка вырабатывается привычка опережающего чтения текста, необходимая для того, чтобы успеть представить себе записанное в виде музыкальной интонации, настроиться на правильные движения рук и воспроизвести звучание на инструменте «слепым способом».

На первых порах нужно предварительно продумывать всю сумму действий, что предполагает определение:

  1. тональности произведения
  2. размера
  3. особенности фактуры
  4. ритмического рисунка
  5. специфики звуковысотной организации материала
  6. характера музыки
  7. исполнительских приемов (динамики, артикуляции, темпа, педализации)
  8. действие рук (аппликатуры, степени опоры, активности пальцев).

В процессе исполнения пьесы нужно соблюдать указанный темпоритм. Только в этом случае у ребенка развиваются быстрота реакции, цепкость внимания, пианистические навыки, способность осознавать смысловые связи музыкальных звуков.

Начинать обучение целесообразно с облегченной задачи- с прочтения ритма мелодии (воспроизведение хлопками, голосом). Для этого хорошо использовать знакомые ребенку песни с текстом. Затем можно перейти к исполнению мелодий на инструменте. Следует помнить, что звуковысотные соотношения усваиваются учащимися лучше, если их изучение связано с активными действиями (пением, игрой на инструменте, движением под музыку, записью нот, сочинением).

Увеличивать количество звуков в прочитываемых последовательностях нужно постепенно. Необходимо обращать внимание ребенка на графические контуры различных фактурных формул в нотах. Наиболее легкой из них будет гаммаобразная, но и знакомство с арпеджированными пассажами не следует откладывать на долгий срок. Сопоставление типов последовательностей только ускорит закрепление знаний ученика. Встретив в нотном тексте знакомый мелодический рисунок, пианист должен отметить в сознании лишь первые звуки и начинающий аппликатурную формулу палец (определение названия каждой исполняемой ноты задерживает чтение музыки так же, как и привычка беззвучного проговаривания слов при чтении книг).

Нужно приучать ребенка соотносить свои действия во время чтения с листа со звуковым образом, т. е, направлять усилия, прежде всего на выразительное воспроизведение музыки. Не следует долго избегать чтение нот со знаками альтерации, в обоих ключах и с расположением звуков на двух нотных станах. Продолжать обучение можно на пьесах однородной фактуры, для которых характерны:

  • монодический склад, антифонное изложение либо параллельное движение голосов в октаву;
  • гомофонно-гармонический склад, постоянство ритмических фигураций, сходство синтаксических структур. Далее задачи усложняются по нескольким направлениям:
  • чтение пьес с изложением музыкальной мысли параллельными секстами, децимами, произведений гомофонного склада с выдержанным звуком (интервалом, аккордом) в левой руке, со вкраплениями полифонической фактуры (подголосочной, имитационной), увлечением количества голосов.
  • Переход от проигрывания поступенных мелодий к скачкообразным, с усложненной ладогармонической структурой, альтерированными звуками;
  • Комплексное прочтение аккордов и гармонических фигураций с постепенным увеличением количества позиционных перемещений, включением негармонических звуковых сочетаний;
  • Изучение различных аппликатурных принципов;
  • Чтение пьес со все более сложной артикуляцией, динамикой, усложнением интонационного содержания (от простой смены образных характеристик до совмещения контрастных пластов фактуры);
  • Усвоение различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений.

На первых порах преподавателю следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с учеником, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменения фактуры и т.д.

Впоследствии анализ проигрываемого материала можно поручать самому ребенку.

Для развития необходимых навыков чтения с листа есть ряд упражнений:

  1. Игра в «слепую»- постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их «нащупывания» на инструменте.
  2. «Фотографирование»- стимулирование ускоренного восприятия нотного текста.
  3. Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов и др.
  4. Тренировка быстрого определения пространственных расстояний в музыкальном тексте (для концентрации внимания ученика на отдельных элементах фактуры хорошо использовать ограничивающий «экран»
  5. Мысленное представление будущего действия.
  6. отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.
  7. Составление таблицы интервалов в пределах квинты вместе с учеником (аппликатура).
  8. Составление таблицы трех -, а затем и четырехзвучных аккордов (аппликатура)
  9. Исполнение аккордов фигурациями снизу вверх (разложение)
  10. Исполнение фигураций аккордами (сжатие).

Большую помощь в развитии музыкального мышления учащегося оказывает транспонирование. В практике начинающего музыканта раньше других видов появляется транспонирование по слуху. Этот навык облегчает усвоение ладотональных закономерностей музыки, способствует воспитанию свободы ориентирования на клавиатуре. Для его формирования можно использовать помещенные в сборнике пьесы, предложив ученику предварительно выучить их наизусть.

Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра учащегося в ансамбле с педагогом, а по достижении определенного пианистического уровня и с товарищем. Необходимость считаться с партнером тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

Перечень учебно-методической литературы

  1. Грач Б.С Фортепианная музыка для детей. 1-2 классы ДМШ 1980. С.98
  2. Брянская Ф.Д. Навык игры с листа и принципы его формирования./ Ребенок за роялем. Педагоги-пианисты социалистических стран о фортепианной методике.- М.: 1981
  3. Баренбойм Л.А Путь к музицированию.-Л.: 1973
  4. Кончевский Н.С. Натансон, В.Г. Современный пианист/ М., 1976. –С.132.