Способы диссеминации инновационного опыта учителя

Разделы: Администрирование школы


Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя - это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска на базе Ресурсного центра создана лаборатория «Развитие педагогического потенциала», которая поставила следующие

Цели:

  1. Создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя.
  2. Обобщение и распространение опыта по результатам апробации инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.

Задачи:

  1. Создание и апробация внутрилицейской модели методического сопровождения педагогов, обеспечивающей профессиональный рост, развитие активного творчества.
  2. Использование различных способов презентации общественности результатов образовательной деятельности (участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет).
  3. Распространение передового педагогического опыта коллектива через организацию и проведение семинаров, фестивалей, конференций, мастер-классов.
  4. Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности.

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Формы диссеминации (от лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:

  1. Открытые уроки и внеклассные мероприятия
  2. Методические недели
  3. Консультации, практикумы
  4. Педагогические советы
  5. Диспуты и дискуссии
  6. Мастер-классы и педагогические мастерские
  7. Спецкурсы
  8. Обучающие и деловые игры
  9. Педагогические чтения
  10. Школы профессионального мастерства
  11. Общественный смотр знаний
  12. Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков
  13. Стажировки на базе лучших школ
  14. Аукционы педагогических идей
  15. Научно-педагогические семинары
  16. Научно-практические конференции
  17. Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т.д.)
  18. Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т.д.)
  19. Форумы, ярмарки, фестивали
  20. Публикации в печатных изданиях и сете Интернет

Для обобщения и распространения опыта педагогов лицея № 77 мы используем преимущественно следующие формы работы:

Формы диссеминации Количество
1 Взаимопосещения уроков 114 уроков за I триместр 2012-2013 уч.года
2 Выступления на педагогических советах 5-6 выступлений педагогов на каждом педсовете)
3 Проведение мастер-классов и мастерских в 2012 году 6 педагогических мастерских в рамках городского семинара «Учебно-исследовательская и проектная деятельность в условиях сетевого взаимодействия муниципальных инновационных площадок г. Челябинска»
4 Работа Школ профессионального мастерства Школа олимпиадного движения, Школа открытий, Школа наставничества для молодых коллег, Школа инноваций в течение года
5 Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков 1 участник в течение 2011-2012 уч.года
6 Выступления на НПК ЧИППКРО 5 участников в течение 2011-2012 уч. года, 6 участников за 1 триместр 2012-2013 уч.г.
7 Проведение научно-методических семинаров на базе лицея 3 раза в год
8 Проведение общественных смотров знаний 1 раз в год
9 Участие в конкурсах профессионального мастерства С 2003-2004 учебного года
10 Публикации в печатных изданиях муниципальных – 16 работ
федеральных – 6 работ
международных – 3 работы
в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г.
11 Участие во Всероссийских форумах и фестивалях 3 участника в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г.
12 Размещение материалов в сети Интернет 37 публикаций в течение 2011-2012 уч. г. и за 1 триместр 2012-2013 уч.г.
13 Публикация материалов на сайте лицея № 77 Еженедельно
14 Размещение персональных страничек учителей лицея на сайте РЦ и обновление информации на них Еженедельно
15 Пополнение разделов сайта РЦ (Методическая копилка, Фотоотчёты, Конференции, конкурсы, олимпиады, Форум) Еженедельно
16 Активное участие в Общероссийском проекте «Школа цифрового века»  С 2011-2012 учебного года

Подведение итогов работы педагогов происходит по окончании каждого триместра и на научно-практической конференции в конце учебного года, где учителя представляют результаты своей педагогической деятельности, указывается проблемное поле и намечается стратегия работы по обобщению и трансляции опыта педагогов лицея на следующий учебный год.

Лаборатория Ресурсного центра «Развитие педагогического потенциала» находится в постоянном развитии, предлагая коллегам новые варианты диссеминации передового опыта. В 2012-2013 учебном году, например, ведётся разработка нового сайта лицея, проводится реструктуризация сайта РЦ. Деятельность сайтов даст значительно большие возможности каждому педагогу лицея №77 представлять общественности результаты своей работы и будет способствовать созданию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями города, области, страны.