Учебная программа дополнительного образования "Привет, Россия!"

Разделы: Общепедагогические технологии


Привет, Россия
Привет, Россия — родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое.

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле — по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия — родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

За все хоромы я не отдаю
Свой низкий дом с крапивой под оконцем.
Как миротворно в горницу мою
По вечерам закатывалось солнце!

Как весь простор, небесный и земной,
Дышал в оконце счастьем и покоем,
И достославной веял стариной,
И ликовал под ливнями и зноем!..
Николай Рубцов

Возраст учеников: 4-6 класс (10 – 12 лет)

Цель:

  • знакомство с историей и культурой народов России,
  • формирование основ российской гражданской идентичности,
  • развитие личности ребёнка

Задачи:

  • Дать школьникам представления о понятиях страна, Родина, народ,
  • Выделить ведущие признаки народа (название, язык, этническая территория, традиционная культура),
  • Познакомить с традиционной культурой русского народа и народов разных частей России,
  • Создать визуальное представление о жизни разных народов (материалы мультипликационных фильмов «Студии Пилот» «Гора самоцветов»),
  • Познакомить с самобытными традициями народов нашей страны,
  • Обеспечить восприятие школьниками этнокультур России,
  • Развивать творческие способности школьников в разнообразных видах деятельности (развитие речи, рисование, инсценировка, сюжетная игра).

Понятийный аппарат:

  • страна, Родина, народ, многонациональное государство, историческая память народа, добрососедство (название, язык, этническая территория, традиционная культура). Устное народное творчество: пословицы, поговорки. Символы современного Российского государства: гимн, герб, флаг. Многообразие национальных проявлений: имя, фамилия, обычаи, праздники.
  • мораль, обычай, традиция, народная мудрость.
  • названия народов, проживающих на территории России. Добро и зло. Основные моральные категории. Народные сказки, как выражение мудрости и исторического опыты народа.

Используемые материалы:

  • Мультфильмы из проекта «Гора самоцветов»,
  • Тексты сказок народов России,
  • Разработанные автором данной программы «Рабочие листы»

Разработанная мною программа рассчитана на учащихся 4-6 классов. Занятия ведутся раз в неделю, проводить их может классный руководитель, учитель истории или литературы.

В содержание воспитания важным является включение элементов культур разных народов. Изучение иных культур, их особенностей, позволяет овладеть необходимыми навыками для коммуникации с её представителями и может существенно изменить отношение к своим культурным ценностям.

Образование в современной школе располагает широким выбором различных способов и методов обучения межкультурной коммуникации. Это: уроки истории, обществознания, мировой художественной культуры. Но эффективными будут те занятия, на которых не преподносят готовые факты из реальной жизни, а те, которые требуют анализа фактов и конкретных ситуаций межкультурного общения и обобщения имеющихся знаний и навыков для преодоления непонимания.

С этой целью в практике школьного учителя и классного руководителя должны быть активные методы, в процессе общения школьники будут учиться коммуникации между собой, а выполняя задания, предложенные педагогом, познакомятся с историей России, культурой народов, её населяющих.

Работу лучше всего вести в малой группе, численностью 10–15 человек. Каждый школьник имеет возможность проявить свои способности, знания и навыки, а также получить их от других. В помещении, где будут проводиться занятия, необходимо иметь аудио – и видеотехнику. Рабочие столы лучше расставить так, чтобы члены группы сидели лицом к друг к другу. Эти простые условия работы позволяют создать положительные эмоциональные связи участников, складывается атмосфера открытости и доверительности.

На каком же содержательном материале, на мой взгляд, целесообразно проводить такую работу – воспитание любви к Родине, знакомство с народами, её населяющими?

Студия «Пилот» несколько лет назад выпустила мультсериал «Гора самоцветов».

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/1d/Gora_samotsvetov.jpg/200px-Gora_samotsvetov.jpg
Логотип сериала
«Гора самоцветов» — мультипликационный сериал по мотивам сказок разных народов. Он состоит из 54 серий продолжительностью по 13 минут каждая (продолжительность сериала составляет более 11 часов). Серии выполнены в разных жанрах анимации.
Википедия

Примерная продолжительность занятия – 45 минут. Продолжительность каждого мультфильма – примерно 14 минут. Каждый фильм начинается одинаково. Заставка, диктор говорит: «Мы живём в России. Наш герб - могучий двуглавый орёл, а на его груди – Георгий Победоносец побеждает злого дракона. Наша столица – Москва, большой и современный город. Россия – самая большая страна в мире…» На экране идёт видеоряд, который иллюстрирует слова диктора (государственные символы России, карта страны). Затем диктор называет народ России или субъект Федерации, описывает край, людей и традиции народа. Затем называется народная сказка. «Сказка – как драгоценный самоцвет».

В последние годы мы отвыкли гордиться тем, что «земля наша велика и обильна», а многие дети и вовсе не знакомы с этим чувством. Слова об этом, произнесенные с тактом и к месту, как сетка параллелей и меридианов, задают человеку координаты в пространстве и времени, позволяют ему прочувствовать свою общность с Родиной, у которой великое прошлое и большое будущее.
Официальный сайт проекта «Гора самоцветов»
www.multiskazka.ru/captions

Действительно, каждая серия – произведение искусства. Это: видеоряд, режиссура, голоса актеров. Мультфильмы выполнены в разных техниках, но это – отечественные мультфильмы.

Планируя работу, проведя анализ класса, в котором будет идти работа, учитель, конечно же, посоветуется с ребятами, какие мультфильмы они будут смотреть, какие вопросы из истории народов страны, взаимоотношений между людьми им интересны.

Варианты выбора мультфильмов

1. Русские сказки

Название мультфильма Тема, понятия
1 Егорий Храбрый (По мотивам русских народных духовных стихов) Христианские святые, Герб Москвы Приложение 1.
2 Про Василия Блаженного (Рассказ о жизни Василия Блаженного) Православные святые, собор в Москве Приложение 2.
Приложение 9
3 Никита Кожемяка (Русская сказка, Нижегородская область, село Хохлома) Древняя Русь, богатыри Приложение 3.
4 Пётр и Петруша (Русская, г. Санкт-Петербург) Основание города Петербурга, русский солдат, история создания памятника Петру I. Приложение 4.
5 Солдатская песня (Русская сказка) Ангел – хранитель, совесть, солдатская жизнь Приложение 5.

2. Сказки народов России.

Выбирая эти сказки, я руководствовалась некоторыми подходами:

  • интересный сюжет сказки,
  • бытовые сказки,
  • мастерство авторов мультфильма при изображении быта народа
Название мультфильма Тема, понятия
1 Шейдулла-лентяй Даргинская сказка Лень, выбор, ум. Приложение 6.
2 Соловей Татарская сказка Свобода, неволя, выбор Приложение 7.
3 Про ворона Эскимосская сказка Дружба, вражда, отношение к делу Приложение 8.

В процессе просмотра мультфильмов, учащиеся знакомятся с различными сюжетами сказок (духовных, народных, авторских).

Конечно, в просмотре мультфильмов, мы, и взрослые и дети, видим вариант досуга. Но отдых может быть познавательным, Должен быть познавательным.

Организация работы по просмотру предложенных мною мультфильмов, требует от педагога большой подготовительной работы (просмотреть все 54 серии, исходя из специфика ученического коллектива, отобрать фильмы, вторичный просмотр, с целью создания рабочих листов для занятий).

Обсуждение мультфильма сразу же после его просмотра – важный момент в воспитании ребёнка.

Разрабатывая задания в Рабочих листах, я исходила из нескольких установок. Задания должны

Помочь вспомнить рассказ о народе Помочь вспомнить содержание сказки Развивать у учащихся навыки анализа, сравнения  Давать материал для дальнейшего поиска информации в библиотеках или в Интернете Стать отправной точкой для совершения путешествия по городу (по Москве)

Части материалом данной программы были использованы в работе классного руководителя, на уроках обществознания, на общешкольных мероприятиях в рамках Всемирного дня толерантности.