Урок литературного чтения по теме "В чем состоит основа жизни" (по произведению А.Платонова "Разноцветная бабочка"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Организация школьной библиотеки

Класс: 3


Структура урока, время Деятельность учителя, библиотекаря Характеристика деятельности обучающихся
I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой. (1 мин.) Учитель: Ребята, начинаем урок литературного чтения. Давайте покажем, что мы умеем, как мы научились работать, какими знаниями овладели. Садитесь.

Помогать в работе нам будет педагог-библиотекарь нашей школы.

- С каким настроением начинаете урок? Покажите (красный – отличное, жёлтый – хорошее, зеленый – плохое).

- Спасибо. Мне приятно, что у вас хорошее настроение. Я уверена – урок у нас получится.

1. Встают из-за парт.

2. Внутренняя мобилизация.

3. Демонстрируют цветовыми сигналами своё настроение.

II. Мобилизующий этап. (6 мин.) Учитель: На прошедшем уроке мы познакомились с произведением Андрея Платонова “Разноцветная бабочка”. Литературные критики так определили тему этого произведения: “Пропетая сердцем сказка про человека”.

Как вы понимаете это определение?

- Я попросила, чтобы вы дома попробовали выразить цветовой гаммой те эмоции, которые испытали при перечитывании легенды. Посмотрите, какая цветовая гамма у вас получилась! У кого есть желание поделиться своими чувствами?

1. Бабочка – это мечта, которая увлекла мальчика и он забыл о маме. Но какой бы ни была мечта, на Земле нет ничего дороже, чем любовь мамы.

2. Это песня о маме, которая льётся из самого сердца.

3. Человек должен добиваться своей мечты, но не забывать о родном доме.

4. Для рисунка я взяла “холодные” краски, потому что мне не понравился Тимоша.

5. У меня разные краски. Красный цвет – это то, что мне понравилось, жёлтый – было грустно. А вот эти точки – я останавливался, чтобы подумать.

III. Актуализация знаний:

а) представление информационного проекта;

б) работа с выставкой книг.

(12 мин.)

Учитель: Продолжит урок группа ребят, которая со школьным педагогом-библиотекарем выполняли информационный проект по теме “Жизнь и творчество А.Платонова”. Сейчас мы познакомимся с итогами их работы.

Педагог-библиотекарь: Все виды вашей исследовательской деятельности представлены на книжной выставки. По окончанию изучения этой темы на уроке весь материал будет демонстрироваться в школьной библиотеке.

Андрей Платонов в своих произведениях ставит перед своими читателями, т. е. перед нами (очень разные, как вы показали на своих художественных работах) важный вопрос: Что главное для человека, в чём состоит основа жизни?

Проектор. Рисунок 2.

Я предлагаю, ребята, всем вместе найти ответ на этот вопрос на основе произведения “Разноцветная бабочка”.

Первый ученик.

- За помощью в своей работе над этим проектом мы обратились к специалисту школьной библиотеки, что позволило нам организовать свою деятельность в рамках, определяющих эффективный результат.

Второй ученик.

- Тему нашего проекта определил учитель “Жизнь и творчество А. Платонова”. Целью нашей работы была организация книжной выставки “Душа, взыскующая счастье”. В своей работе мы использовали информационные технологии. Поиск и подбор литературы заключался в следующем: осуществляли сначала тематический выбор материала, затем выявлялась необходимость поиска фактографических данных и адресных уточнений.

- В ходе обработки информации, нам потребовалось определить назначения книг и организовать их по 4 разделам.

Третий ученик.

- Это книги самого писателя, т.е. его литературное наследие, где центральное место занимает наше произведение “Разноцветная бабочка”.

Четвёртый ученик.

- Далее мы представляем отдельные источники, в которых содержится материал о жизни и творчестве писателя Андрея Платонова.

Второй ученик.

- И конечно в нашей работе всегда используются справочные издания: словари и энциклопедии.

Первый ученик.

- Для того чтобы материал был услышан или увиден, по информационной технологии, его нужно ярко или звучно озаглавить.

Первому разделу мы подобрали несколько вариантов:

“Здесь всё пропето его сердцем”, “Мир и надежды А. Платонова”, “Душа, взыскующая счастье”, “Мир правды и жизни”.

Проектор. Рисунок1.

Нам кажется самое точное и лаконичное название, которое раскрывает творчество Андрея Платонова и подходит к нашему уроку это “Душа, взыскующая счастье”.

Четвёртый ученик.

- Второй раздел расшифрует нам такое название “Литературный портрет”.

Второй ученик.

- А справочная литература отвечает на вопросы ЧТО? ГДЕ? КОГДА? И по ним мы всегда можем её узнать.

Пятый ученик.

- Мы считаем, что в нашей выставке необходимо сопровождение материала цитатами, которые делают его интереснее, глубже по содержанию и раскрывают разные грани личности писателя.

Четвёртый ученик.

-  Важный акцент в демонстрации исследовательской работы является материал “Персоналия + история Курского края”.

И в данном случае, это прозвучит, так:

“ Андрей Платонов и Курский край”.

Первый ученик.

- Работа с книгой позволяет не только самостоятельно выявлять информацию, но самое главное и ценное, использовать её в целях практического значения.

Итогом нашей работы стало оформление четвёртого раздела выставки – как экспозиции наших творческих работ - это доклады, информационные листки о творчестве А.Платонова, тематические закладки. Всё сделано нашими одноклассниками.

Третий ученик.

Оценить нашу работу мы предлагаем в тетради отзывов.

IV. Определение цели урока и постановка задач. (1 мин.) Учитель: Цель перед нами поставлена.

- Сформулируем учебные задачи сегодняшнего урока:

- учиться рассуждать, логически мыслить,

- развивать умение грамотно выражать свои мысли,

- формировать умение строить умозаключение,

- учиться отстаивать своё мнение,

- учиться уважать мнение товарища.

V. Физминутка. (2 мин.) Учитель: Давайте немного отдохнём. Послушаем музыку.

Проектор. Рисунок 3.

Дети слушают музыку.
VI. Установка на работу. (5 мин.) Учитель: Работая с произведением, мы выяснили, сколько главных частей. Сколько? (5)

- Сейчас предлагаю вам групповую работу.

Каждая группа работает по своему индивидуальному заданию.

В результате работы – вы попробуете вывести формулу основы жизни.

Проектор. Рисунок 4.

- Вопросы есть?

- Приступаем к работе. Время пошло.

Педагог-библиотекарь:

В карточках у вас выделены слова. Их толкование найдите в информационном уголке с помощью специалиста и словарей.

- Их пять.

1. Работа с информационными листами

2. Несколько обучающихся работают со справочной литературой.

3. Обсуждение в группах.

4. Поиск материала в информационном уголке (значение выделенных слов)

VII. Стадия практического осмысления.

(12 мин.)

Учитель: Продолжаем нашу работу.

1-я группа. Характеристика героя.

- Для чего Тимоша убегал из дому?

- Как вёл он себя после прогулок?

- Что говорила и советовала ему мама?

- Слушал ли Тимоша советы мамы?

Какие черты характера вы выделили у Тимоши?: жестокость, упорство, упрямство,

Педагог-библиотекарь: Работа со словарём (“Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля”).

любознательность - жадность до знаний, любопытство - поверхностное отношение к знаниям.

Проектор. Рисунок 5.

Учитель:

- Как вы думаете, нужны ли эти качества человеку? (обсуждение со всем классом)

- Что выберем?

- Спасибо. Садитесь.

2-я группа. Характеристика поступков героя

- О чём напоминали Тимоше разноцветные бабочки?

- Для чего Тимоша ловил бабочек?

- Как случилось, что Тимоша убил бабочку?

- Какой вопрос мучает Тимошу?

Как вы оцениваете эти поступки Тимоши? Каким он был?

Безразличие, любовь, эгоизм, жестокость, жалость, доброта.

Педагог-библиотекарь: Работа со словарём (Ожегов С.И. “Словарь русского языка”).

Учитель:

- Ребята, согласны вы с таким выбором? (если жалость, то можно задуматься: ведь жалость часто обижает человека). В словаре обратиться к словарю синонимов можно найти другое толкование этому качеству – это слово сострадание.

- Это качество должно сопровождать человека по жизни?

- Мы его берём?

Проектор. Рисунок 6.

- Спасибо. Садитесь.

3-я группа. Проследить взаимосвязь между словами БАБОЧКА, ЗВЕЗДА, ПРОПАСТЬ.

- Куда увлекла Тимошу бабочка?

- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться к маме?

- Что увидел Тимоша в конце тропинки?

- Как был наказан мальчик за своё непослушание?

- Какую роль сыграла в судьбе Тимоши эта бабочка?

- А как Тимоша себя повёл?

- Как эти поступки раскрывают для нас героя?

- Эти качества ведут к падению в пропасть

Учитель:

- Ребята, а какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться своей мечты и не упасть в пропасть?

- Какие из этих качеств заложим в формулу основы жизни?

Проектор. Рисунок 7.

4-я группа. Что для Тимоши стало главным?

- Почему Тимоша больше не ловил бабочек?

- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к маме?

- Почему плакал?

- Какие сны видел?

Учитель:

- Сумел ли понять Тимоша, что жил неправильно? Докажите.

- Какие черты характера открылись в Тимоше?

- Ребята, согласны вы с таким выбором?

Проектор. Рисунок 8.

Учитель:

- Можно теперь подвести итог нашей работы?

Учитель:

- Я предлагаю перечитать заключительную часть рассказа. Читать будем по ролям. Сколько действующих лиц?

- Какие черты характера раскрылись в Тимоше?

Учитель:

- Как охарактеризовать поступок, когда жертвуют своей жизнью во имя дорогого человека?

Учитель:

- В русском языке есть такое слово – самопожертвование (В словаре Ожегова – жертвование своими личными интересами ради других)

Проектор. Рисунок 9.

- Мать умерла счастливой, подарив сыну возможность правильно прожить жизнь.

Проектор. Рисунок 10.

1. Мы выбираем следующие качества: любознательность, упорство.

2. Наш выбор: эгоизм, жестокость, безразличие, жалость.

3. Нет.

4. Мы выбираем следующие качества: любовь ко всему живому, сострадание.

5. Мы считаем, что Тимоша был: непослушный, непостоянный, забыл родных.

6. Человек должен быть добрым, целеустремлённым, настойчивым, трудолюбивым.

7. Мы выбираем для нашей формулы жизни следующие качества: целеустремлённость, настойчивость.

8. - Да. Он начал скучать без мамы, даже плакал.

- Его уже не увлекали бабочки. Он трудился, чтобы пробиться сквозь горы домой.

9. - Любовь, раскаяние. трудолюбие.

10. Мы одобряем данный выбор.

11. - Нет, т.к. не дочитали до конца.

12. - Автор, мама, Тимоша.

13. - Мы выбираем следующие качества: раскаяние, любовь к матери, трудолюбие.

14. - Смелый поступок, добрый.

- Если человек жертвует жизнью ради другого, то такой поступок можно назвать подвигом.

VIII. Стадия понимания. (3 мин) Можем мы теперь ответить на вопрос, поставленный перед нами в начале урока?

Проектор. Рисунок 11.

Что главное для человека, в чём состоит основа жизни?

- Загляните каждый себе в душу. Какие качества вы хотите воспитать в себе, чтобы быть самому счастливым, чтобы ближние получали бы удовольствие от общения с вами?

Педагог-библиотекарь: Кто нам помог определить, понять какой поступок хороший, какой – плохой?

1.Ответы детей

2. Ответы детей.

3. - Герои произведения “Разноцветная бабочка”: бабочка, Тимоша и самый яркий образ старушки-матери Анисьи.

- Жизнь и творчество Андрея Платонова пример для нас. Он ярко показал, что должно быть главное в основе жизни человека. Он был целеустремлённым, настойчивым, трудолюбивым, упорным. В своём сердце он держал сострадание и любовь ко всему живому.

IX. Итог урока. Рефлексия.(4 мин.) - Сохранилось ли у вас настроение или изменилось?

- Покажите. Спасибо.

- Что было интересным на уроке?

- Когда возникали затруднения?

- Что помогало в работе?

- Оцените работу своих товарищей.

- Ребята, мне с вами было приятно работать. Спасибо за урок.

1. Обратная связь сигналами настроений.

2. Индивидуальные ответы обучающихся.

X. Домашнее задание. (1 мин.) - Выберите то задание, которое вам по силам:

1. Чтение отрывка.

2. Составить рассказ от лица бабочки.

3. Сочинение “О чём задумался Тимоша?”

1. Запись задания в дневники.

2. Организованное окончание урока.

Структура урока (в редакции автора) Приложение 1

Приложение 2