Сюжетно-ролевой урок физкультуры "Масленица" с ИКТ

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • Совершенствовать технику выполнения кувырков вперед, назад в упор, стоя ноги врозь, “моста”, переворота в сторону, стойки на лопатках.
  • Совершенствовать умения четко и быстро выполнять задания эстафет.
  • Совершенствовать навыки работы в группах.

Развивающие:

  • Формировать правильную осанку, упражнения на профилактику плоскостопия.
  • Развивать координацию, гибкость, силу, выносливость, прыгучесть.

Воспитательные:

Воспитывать дисциплинированность, сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, чувство дружбы и взаимовыручки, добросовестности, развивать творческую инициативу.

Ход урока

(Вводная часть урока)

Построение, приветствие, сообщение целей урока.

Вводное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с русским народным праздником “Масленицей”.

Слайд №2. Масленица - старинный славянский праздник проводов зимы, во время которого пекутся блины и устраиваются всевозможные увеселения.

Слайд №3-4. С давних времен люди весело провожали зиму и ласково встречали яркое, весеннее солнце. Масленица - масляная неделя - сырная неделя до Великого поста. По своей сути и озорству и длительности - это, пожалуй, самый продолжительный и веселый праздник.

Слайд №5-12. В честь проводов зимы проводились катания на лыжах, коньках, санках, проводились всевозможные состязания в силе и удали. Лепили снежные бабы, играли в снежки Масленица – самый веселый, разгульный и поистине всеобщий праздник и его повсюду ожидали с нетерпением. Встречали его, как правило, блинами и оладьями. Вот и мы с вами попробуем провести такой праздник у нас на уроке.

Слайд №13. В русском языке есть немало пословиц об этом празднике:

  • “Блин, добро не один”
  • “Блины – брюхо не портят”
  • Блин, не клин, брюха не расколет”
  • “Не все коту Масленица, будет и Великий пост”

“За окном летят снежинки
Нарисуем мы картинки
Все на лыжи, на коньки
Ну, попробуй, догони!”

Класс, направо, влево в обход по залу шагом, марш!

Ходьба:

- на носках, руки на пояс,

- на пятках, руки к плечам,

- перекатами с пятки на носок, руки за голову.

Быстрой ходьбой, марш!

Бегом марш.

Ребята, а кто отгадает загадку?

“Два березовых коня
По снегам несут меня

Кони эти рыжи, а зовут их... лыжи ”

Прыжками в шаге, марш.

“Мчусь, как пуля я вперед
Лишь поскрипывает лед
Лишь мелькают огоньки
Кто несет меня? ... коньки”

- Прыжками в шаге влево и вправо, марш

- то же самое, но руки за спину.

“Мы, как зайцы на лужайке
Детворы большая стайка
Через кочки через пень
Будем прыгать целый день”

- прыжками на двух ногах, марш.

Шагом марш. Восстанавливаем дыхание.

Чтобы долго бегать на лыжах и коньках без устали, нужно тренироваться. Вот и мы с вами проведем тренировку. А чтобы ее начать, нужно как следует размяться.

Налево в колонну по два с интервалом и дистанцией два шага, марш. Выполнение имитационных лыжных шагов – бег в шаге

Масленичная неделя в первые два дня была наполнена подготовкой горок, качелей, балаганчиков для скоморохов. Дети в эти дни “до упаду” катались с гор, ходили по дворам ватагою.

Слайд №14 -18.

“Понедельник – в этот день
Масляну встретить нам не лень,
День так и зовется встреча
Целый день с утра по вечер”

“Вторник называется заигрыш.
Заиграем мы во вторник,
Заиграем пред постом,
Покажись ты нам, маслена,
Шаньгой, булкой, пирогом”

Общеразвивающие упражнения:

1. Масленица всегда солнечная, поэтому первое упражнение “Солнышко”

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на пояс.

1-4 круговые движения головой вправо

1-4 –круговые движения влево.

2. “Солнечные зайчики”

Наклоны головы вперед, назад, влево, вправо.

3. “Ветряные мельницы”

И.п.- ноги на ширине плеч, руки к плечам, круговые движения руками вперед, то же назад (по 4 раза)-

4. Деревья тоже любят солнышко, следующее упражнение

“Березка на ветру”

И.п. - ноги шире плеч, руки вверх

Наклоны туловища влево и вправо.

5. “Самолет”

Расправил крылья самолет, приготовился в полет.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Повороты туловища влево и вправо.

6. “Дровосек”

Чтобы блины испечь, нужно хорошо печку топить, а для этого нужны дрова.

И.п.- ноги шире плеч, руки в замок вверх.

1 - наклон вперед,

2 - и.п.

7. Карлики и великаны.

У некоторых блины получаются маленькие – блины-карлики, а у других – большие - блины-великаны.

И.п.- присед, руки внизу - карлики

Великаны - встать на носки, руки вверх.

8. “ Мельница”- чтобы блины у нас на столе появились, нужна мука. Вот мы сейчас и муку намелим.

И.п. - широкая стойка, руки в стороны,

1- повороты туловища вправо

2 - повороты туловища влево.

9. А сейчас чтобы намолоть муку, нужно зерно. Мы с вами сейчас будем его собирать

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс,

1-2-3- три пружинистых наклона вперед,

4 – и.п.

10. “Все живое радуются приходу весны”

“Зайчики”- прыжки на двух вперед, назад, влево, вправо.

Вот мы и размялись, а тем временем наступила среда, она называется - сладкоежка.

Слайд №19. (Основная часть урока).

“Среда - лакомкой слывет
Наготовит, напечет,
Масленицу ублажает
Всех гостей за стол сажает”

А следом и четверг - он называется – перелом

“Разгуляй – четверг, пришел,
С утречка накрыл на стол.
Масленица - блиноеда
Всех накормит до обеда”

На этот день приходится середина масленичной недели, в этот день славили возрождение солнечных дней.

В эти дни проходили соревнования силачей. Займемся же и мы силовой подготовкой, покажем, на что мы способны.

Слайд №20. В одну шеренгу становись, на первый, второй, третий – рассчитайсь.

Работа по группам.

1 группа - “Стройные ноги”

Комплекс прыжков на скакалке, вращение скакалки вперед, без остановки

8 раз – шагание с правой,

8 раз - шагание с левой,

8 раз - на левой,

8 раз – на правой

8 раз – с левой на правую

8 раз - на двух

2 раза – на двух, руки скрестно перед собой

Выполнить 2 раза

2 группа - “Сильные руки”

Сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу :

  • Мальчики – 6 - 5 - 6 раз,
  • Девочки – 5 - 4 - 5 раз.

Сгибание рук в упоре сзади на скамейке:

  • Мальчики – 15 раз,
  • Девочки – 12 раз.

Приседание руки к плечам с грузом:

  • Мальчики – 16 раз,
  • Девочки – 15 раз.

3группа- станция “Крепкая спина”

Поднимание туловища, руки за голову –

  • мальчики - 20 раз
  • девочки – 15 раз

Поднимание прямых ног:

  • мальчики -15 раз
  • девочки – 12 раз.

“Складник” -

  • мальчики -12 раз
  • девочки – 10 раз.

Вот и наступила пятница - под названием – тещины вечерки.

Слайд №21. “ Хотя тещины блинки вкусны да сладки,

Но тещ угощают на масленицу зятьки”

В этот день принимают в дом гостей, и чем больше народу придет, тем больше почет и уважение хозяевам.

Слайд №22-28. Девушки с утра блинки стряпали, затем наряжались и шли к так называемой “катливой” горе, на которой все катались, где всех угощали блинами. Молодые люди показывали свою удаль богатырскую. Вот и мы покажем с вами, что умеем.

Подготовка места занятий для гимнастики.

Вы все, когда гуляете на улице, кувыркаетесь в снегу. Вот это мы сейчас это и повторим.

Перекаты правым и левым боком.

Кувырок вперед в группировке

“Глубоко присели, руки на опору, приподняли “хвостик” и без лишних споров, голову в коленки спрятали и вот – будет вам отличный кувырок вперед”

Кувырок назад.

“Все присели. У плеча две ладошки ( как лепешки) положили не спеша. Перекатом дружно в ряд, кувыркнулись все назад. Группировку сохранили, на носки встать не забыли”

“Мостик”

“Мостик – значит лечь на спинку, не рубите вы осинку, очень гибка она спинка наша, вот она. А суставы красота”

5. Стойка на лопатках

6. Стойка на голове

7. Переворот боком

Вот какие мы ловкие.

Слайд № 29. (заключительная часть урока) А на следующий день наступила суббота – называется она родительской.

Почитание родителей, их уважение – было и всегда будет во всех семьях на первом месте.

Здесь проводились состязания, каждый старался показать свои способности своим родителям.

“Широкая масленица
Всем помогает,
Друзей собирает,
Былиночками угощает,
Подарками одаривает”

“Кончил дело – гуляй смело”

А сейчас мы с вами проведем состязания между командами, покажем свои способности. Кто быстрее?

Эстафеты.

“Взял дубовых два бруска,
два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы... санки”

(один ученик держит за мешок, второй садится на вторую половину мешка и крепко держится за край мешка)

2. “Катание на тройках”

“Конь запряжен и вперед - ветер не догонит,
Осторожней, гололед, начали погоню”

(бег втроем, взявшись за руки)

3.

“Ну-ка, все ребята в круг
Выходите смело,
Смело выходите
И в команде всех друзей,
мячик прокатите”

(Мяч катить змейкой вокруг кеглей, до ориентира вперед и назад, прибежав встать последним в колонне, передать мяч вперед над головой)

“Мячик, ты теперь для нас ценный груз, тебя весь класс, по цепочке передаст до самой точки.

(и. п. - стойка ноги врозь, мяч у капитана в руках, по сигналу передать мяч из рук в руки снизу назад, последний получив мяч, бежит и становится впереди.Передавать до тех пор, пока капитан не станет опять первым)

“Тара- тара - тараканчик, ну, конечно, ты не зайчик.
Брюшко выше (мяч играет роль брюшка),
Не робей, догоняй своих друзей.
Прибежал, стал последним.

По команде “Ноги врозь” наклонись, не на авось.
Плавно мячик покати.
Кто там сзади? Возврати”

(тараканий бег с мячом на животе до ориентира и назад, прибежав, стать последним и прокатить мяч между ног всей команды вперед)

“Снежная баба”

Вся команда бежит вперед, скатывает гимнастический мат в рулон, обвязывает 2-мя скакалками в двух местах и ставит стоя. Затем все возвращаются назад.

Подводим итог эстафет.

Вот и наступило воскресенье – его называют прощеное.

Слайд № 30 -32.

“Воскресенье – проводины,
А еще прощенье всех!
Мы прощения попросим,
Поцелуем напослед”

В этот день все просят друг у друга прощение, просят забыть все нанесенные ранее обиды, не держать зла. А все это заканчивалось сжиганием чучела “масленицы”.

И все говорили:

“Прощай, масленица,
прощай голубушка”

Давайте, ребята, подведем итог урока.

Слайд № 33. Рефлексия.

- Ребята, что вам больше всего запомнилось?

- Что понравилось?

- Что вы узнали нового?

А теперь блины! Раз у нас Масленица!

Всем приятного аппетита!

Выставление оценок.

Спасибо за урок.