Коррекция нарушений письменной речи учащихся коррекционной школы VIII вида средствами мультипликации

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Работая логопедом в коррекционной школе VIII вида, я не понаслышке знаю, что проблемы коррекции письменной речи, повышения мотивации к учебе, очень актуальны.

Дети коррекционной школы VIII вида п.Сарс имеют при письме многочисленные дисграфические ошибки, у них низкая мотивация к учебе, все это в свою очередь отражается на общей успеваемости.

С развитием компьютерных технологий у учителя появилась возможность проводить уроки качественнее, интереснее. Компьютерные презентации, безусловно, позволяют повысить мотивацию к учебе умственно отсталых детей.

Мне же захотелось чего-то нового в работе. Однажды в Интернете меня заинтересовала работа “Мультипликация в школьной практике – средствами мобильного класса” (Авторы: Е.Г. Кабаков, Н.В. Дмитриева, И.Н. Ненашев)

Использование мультипликации при работе с детьми – метод не новый и широко применяется в педагогической практике. Учителя и ученики могут делать мультфильмы- развлечения, мультфильмы - учебные пособия. А создание мультфильмов для исправления нарушений письменной речи - это один из инновационных приемов в коррекционной практике. Этот прием показался мне интересным. Изучив дополнительную литературу, я составила проект “Буквы чтоб не забывать, мультик будем создавать”, главной целью которого было доказать, что создание мультфильмов про буквы способствует повышению грамотности детей с нарушением интеллекта. Данный проект, длившийся 7 месяцев, предусматривал работу с учащимися 4 класса коррекционной школы VIII вида.

Из всего разнообразия мультфильмов я выбрала пластилиновые, потому что пластилин самый простой материал, не требует особых финансовых затрат и хорошо развивает мелкую моторику.

В начале учебного года, при логопедическом обследовании, провела диктант у учащихся 4 класса, выявила ошибки, которые дети допускают при письме.

Получились следующие группы ошибок:

  • Пропуски гласных букв;
  • Пропуски согласных букв при стечении согласных;
  • Замены букв: к —> г; т —> д; б —> д;  з —> с; ч —> ш
  • Забывание согласных букв.

Характер данных ошибок подсказал сценарии коррекционных мультфильмов. Далее вместе с детьми мы приступили к их созданию.

Я наметила следующие этапы работы над мультфильмом:

  • Замысел мультфильма
  • Лепка героев (букв) мультфильма из пластилина
  • Работа с фотоаппаратом (съемка)
  • Монтаж мультфильма на компьютере
  • Просмотр готового мультфильма

Все этапы работы выполняли совместно с детьми. В зависимости от того, у кого какая была проблема, задумывали мультфильмы. Придумали сравнение буквы с тем, на что она похожа. Так буква Г у нас стала похожа на хозяйку, которая подметает пол, а буква Х на клоуна. Также использовали готовые стихи о буквах, например Ш: буква Ш наверняка вилка, но без черенка. Лепили героев мультфильмов (буквы) в соответствии с замыслом.

Дальше мы брали в руки фотоаппарат. Делали снимки букв, передвигали их и снова фотографировали. Монтаж мультфильма производили на компьютере.

Для этого использовали программу Movie Maker.

Просматривали готовые мультфильмы все вместе, показывали одноклассникам на открытых уроках. Ребята с гордостью рассказывали своим одноклассникам, какой мультфильм они создавали сами, как лепили героев, как работали с фотоаппаратом.

Была проведена серия открытых уроков логопедии с использованием мультфильмов, созданных детьми. Разработка одного из уроков прилагается.

Далее был проведен мониторинг ошибок, который представлен в виде диаграмм.

Миша М.

 Артур И.

Денис А.

Паша К.

Из диаграмм видно, что у каждого ученика есть положительные результаты.

Значит, способ использования мультипликации при коррекции нарушений письменной речи учащихся коррекционной школы VIII вида эффективен.

У детей повысился интерес к урокам логопедии, количество дисграфических ошибок сократилось. Ошибок на буквы, с которыми мы создавали мультфильмы, не стало. У детей повысилась мотивация к учению, что в свою очередь положительно отразилось на общей успеваемости детей, доказательство этому – положительные оценки за контрольные диктанты в конце третьей четверти.