Диагностическая работа в рамках профилактики суицидального поведения студентов колледжа

Разделы: Школьная психологическая служба


Для молодого специалиста впервые столкнувшегося с проблемой суицида, диагностика суицидального поведения становится порой достаточно сложной задачей. Несмотря на разнообразие методов диагностики суицидального поведения, точная регистрация суицидальных намерений пока невозможна, так как психологи не могут охватить вниманием все ситуации, которые могут спровоцировать суицид. И все же необходимость решать эту общественно значимую проблему заставляет искать, прежде всего, диагностические пути, позволяющие, прежде всего, выявить “группу риска возникновения суицидального поведения”. Особенно важна такая работа в отношении подростков и юношей.

Опытные психологи обычно включают в диагностические батареи известные, хорошо зарекомендовавшие себя методики и тесты, позволяющие исследовать глубинные тенденции и потребности личности. Выбирают обычно проективные методики, такие как ТАТ (тематический апперцептивный тест), тест Г. Роршаха (цветные пятна), тест Розенцвейга, позволяющий исследовать уровень социальной дезадаптации и характер реагирования в затруднительных ситуациях. В основном эти методы используются в клинической психологии и могут вызывать сложности в понимании и интерпретации начинающими психологами-психологами. Да и необходимость выявления “группы риска” в минимальные сроки и из большого числа студентов приводит к тому, что методики должны быть компактными, давать возможность быстрой обработки большого количества результатов.

В КГБОУ СПО “Каменский педагогический колледж” уже на этапе поступления студентам предлагается опросник акцентуаций характера Шмишека, который позволяет определить тех студентов, чьи акцентуации могут затруднить адаптацию к условиям колледжа. Данные анализируются педагогом-психологом, и составляется первичный список группы риска.

Со всеми учащимися, попавшими в первичный список, педагогом-психологом проводится психологическая диагностика для определения степени выраженности суицидальных намерений, на основе которой определяется группа суицидального риска.

В колледже диагностическая работа с “группой риска”, в рамках профилактики суицидального поведения ведется по следующим направлениям:

Диагностика личностных черт обеспечивающих психологическую устойчивость. Психологическая устойчивость - целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций. На передний план выходят три аспекта психологической устойчивости: стойкость, стабильность; уравновешенность, соразмерность; сопротивляемость (резистентность) [3].

Для диагностики в данном направлении используются следующие методики:

- опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой): позволяет выявить уровень сформированности суицидальных намерений;

- методика Дембо-Рубинштейна: позволяет изучить самооценку;

- 16-ти факторный опросник Кеттела;

- опросник акцентуаций характера (автор Г. Шмишек);

- опросник агрессивности Баса-Дарки.

Диагностика проявлений расстройств адаптации. Согласно DSM-III-R, расстройство адаптации - это реакция человека на стрессовую ситуацию, но иногда она начинается не сразу после стресса, а спустя некоторое время (до 3 месяцев) [1].  После выхода студента из стрессовой ситуации это состояние может продолжаться еще  длительное время. У него начинаются проблемы, как в учебе, так и межличностных отношениях вне стен учебных аудиторий.   Студенты с расстройством адаптации не понимают, что их мысли и поведение являются неприемлемыми, и поэтому они редко обращаются за помощью самостоятельно. А если обращаются, то чаще по поводу хронической напряженности, создаваемой расстройством личности, симптомов тревоги или депрессии, и, как правило, считают, что проблемы вызваны другими людьми или обстоятельствами вне их контроля.

Для диагностики в рамках данного направления используются:

- шкала социально-психологической адаптированности (авторы К. Роджерс и Р. Даймонд, адаптирован А К. Осницким);

- шкала тревожности (автор А.М. Прихожан, форма Б);

- шкала определения уровня депрессии (автор В. Зунга, адаптирована Т. И. Балашовой);

- проективные методики (неоконченные предложения).

Если рассматривать подростков и юношей, склонных к суицидальному поведению, то можно заметить, что основной причиной суицида таких студентов является отсутствие цели или потеря смысла жизни. Поэтому третьим направлением диагностики является определение жизненных позиций и убеждений студентов, где нами используются следующие тесты:

- тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева;

- тест выявления аутоагрессивных тенденций и факторов (авторы А.А. Кучер, В.П. Костюкевич): дает оценку наличия суицидальных намерений, наличия у учащегося активных антисуицидальных позиций;

- тест осмысленности жизни (адаптированная версия теста “Цель в жизни” авторы Дж. Крамбо, Л. Махолик).

Таким образом, психологи разных специализаций используют в своей работе разнообразные пакеты и батареи диагностических методов, позволяющих на ранних стадиях обнаружить развитие кризиса и оказать необходимую помощь индивидуально или в группе.

К сожалению, суицидальное поведение, не может быть выявлено одной методикой, поэтому диагностика должна быть комплексной. Диагностически значимыми показателями, связанными с повышенной вероятностью возникновения суицидального поведения являются тревожность, фрустрация, агрессия, депрессия и ригидность. Если риск суицидального поведения высок, то показано индивидуальное психологическое консультирование, важнейшим результатом которого для студента является понимание и чувство, что он услышан и не одинок.

Литература.

  1. Каплан Г.И., Б. Дж. Сэдок Клиническая психиатрия. Из синопсиса по психиатрии. Том 1. - М.,1994
  2. Костюкевич В.П., Биркин А.А., Войцеха В.П., Кучер А.А. Теория и практика выявления и предупреждения самоубийств в деятельности практического психолога. - М., 2003.
  3. Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004.