Метапредметный урок – литературное чтение – окружающий мир – русский язык "Символы России"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • личностные: развивать умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом;
  • коммуникативные: развивать умение слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст, оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Оборудование: раздаточный материал (тексты, тесты) (Приложение 1, Приложение 2); мультимедийное оборудование; презентация урока (Приложение 3)

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационно-психологический этап, мотивация к учебной деятельности - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят: “Улыбка – это поцелуй души”. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. Приветствие учащихся. Личностные, коммуникативные УУД: умение высказывать своё отношение к друзьям, выражать свои эмоции; мотивация к обучению и познавательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха.
2. Актуализация знаний - Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в какое, вы догадаетесь сами, прочитав стихотворение.

(СЛАЙД 1)

- Да, сегодня мы будем путешествовать по нашей Родине. Это слово с детства знает каждый. Что вы понимаете под словом Родина? (СЛАЙД 2)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой растём,
Солнце в небе голубом,

И березки у дороги, по которой мы идем.
И душистый, золотистый хлеб
За праздничным столом.

(Предположения учащихся)

Родина – это место, где мы родились, где мы живём со своими родителями, со своими друзьями.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом.
3. Вопросы, побуждающие к формулированию учебной проблемы - Ребята, как называется наша Родина? (СЛАЙД 3)

Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.

(СЛАЙД 4) - Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? Каждое государство имеет свои символы. (СЛАЙД 5-6) Что такое символы? Какие символы у нашего государства?

(СЛАЙД 7-9)

Россия или Российская Федерация.

 

 

 

О нашей Родине, о нашем государстве, о России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

Флаг, герб, гимн.

Познавательные, регулятивные УУД: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование.
Физкультминутка
(пауза релаксации)
- Представьте, что вы оказались в березовой роще, где звучит красивая музыка. Присядьте на полянку, закройте глаза и представьте себе свое любимое место. (СЛАЙД 10) Отдых, расслабление.

Высказывания учеников.

Коммуникативные УУД: умение слушать и строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4. Подготовка к восприятию. - Продолжим наше путешествие по родным лесам. Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Как вы думаете почему? Много прекрасных слов сказано о березе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были. символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки.

- Недавно мы читали стихотворение “С добрым утром” С.Есенина. Какие поэт использует средства художественной выразительности?

Прочитайте свои стихи о березе.

 

 

Россия всегда ассоциировалась с берёзой. Берёзу считают русским деревом. Береза – символ России.

 

 

Чтение и анализ стихотворения. Олицетворение (березка загляделась, улыбнулись березки); эпитеты (сонные березки, шелковые косы). Эти средства помогают более ярко показать образ березы. Чтение стихов.

Коммуникативные, познавательные, регулятивныеУУД:

эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, нахождение средств выразительности, которое использовал автор.

  - Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Береза и в песнях, и в стихах, и в загадках, и в сказках, и на полотнах художников. (СЛАЙДЫ 11- 14)

Мила она русскому сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (СЛАЙД 15)

Подбор прилагательных к слову береза и запись на доске.

 

 

 

 
5. Первичное восприятие текста - Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом о березе из энциклопедии “Тайны окружающего мира”. (Чтение текста про себя, а потом вслух). (Приложение 1) Читают, слушают рассказ,

определяют настроение произведения,

анализируют текст.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
6. Первичное закрепление знаний. Анализ произведения Беседа по содержанию с сопровождением выборочного чтения текста, проверка по эталону. (СЛАЙД 16)

Подбор однокоренных слов.

(СЛАЙД 17)

Ответы на вопросы на листочках (тест).

(Приложение 2)

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы, на основе анализа делать выводы.
7. Закрепление изученного материала - Чем мы занимались на уроке?

Какие выводы можно сделать после нашего путешествия по Родине?

Любит березу русский народ. В этом мы убедились, прочитав текст о березе. Большинство писателей отмечает, что “береза красивая, изящная, стройная, символизирует нашу страну. Нельзя представить Россию без берез”. Говорят, человек должен в своей жизни вырастить сына, построить дом, посадить дерево. Пусть в вашей жизни это состоится. И пусть деревом, которое вы посадите, будет береза.

Слушали песню, читали стихи, рассматривали картины известных художников. Везде нам встретилась милая сердцу березка. Она является “символом” России, вдохновляет поэтов, писателей, композиторов.

1. Береза – это дерево, символ Родины; девушка-невеста; символ богатого урожая.

(СЛАЙД 18)

2.Поэтический образ березки складывается из традиционных эпитетов, метафор, олицетворений. У Сергея Есенина береза яркая, красочная, величавая; живет чудной жизнью.

Коммуникативные, познавательные, регулятивныеУУД: развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.

 

8. Итог урока (СЛАЙД 19) Высказывания учащихся  
9.Рефлексия - Закончите предложения: Сегодня на уроке я представлял себя ... Я хочу узнать, насколько муд-рыми вы стали. Об этом мне ска-жут лучики, которые появятся у нашего солнышка: желтый длинный лучик – “Я уверен в своих знаниях. Я счастлив!”; розовый средний лучик – “У меня многое получилось, но я немного сомневаюсь в своих знаниях”; короткий красный лучик – “Мне трудно. Стоит подучить”. художником, поэтом, ...

 

Учащиеся обозначают свой уровень усвоения материала на доске.

Регулятивные УУД: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  - Я разделяю с вами вашу радость! Надеюсь, что интерес к учёбе, к знаниям не иссякнет! Спасибо за урок! (СЛАЙД 20)