"День рождения" в группе коррекционной направленности

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Современные подходы к организации образовательно-воспитательной работы с дошкольниками требуют перехода от занятийной формы к непосредственному партнерскому общению с детьми.

В группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи любое общение, взаимодействие с ребенком носит развивающий характер. Созданию положительного эмоционального микроклимата в нашей группе способствуют многочисленные традиции группы. Это дни открытых дверей для родителей, игротека «Мама, папа поиграй со мной», «Театральная пятница», походы «Хорошо в краю родном… », семейные развлечения и спортивные соревнования.

Особо важным событием для каждого ребенка является его день рождения. Этот день в нашей группе становится не только приятным, запоминающимся праздником, но важным воспитательным и коррекционным моментом. Для решения задач коммуникативного развития, коррекции речевой, психологической и моторной сферы воспитанников педагогами нашей группы была разработана технология «Традиция празднования дня рождения». Предусмотрен единый алгоритм, определены задачи и этапы деятельности для детей и взрослых.

I. Организационный этап.

На первой встрече с родителями мы рассказываем о традициях группы, договариваемся об алгоритме празднования дня рождения, определяем необходимую помощь семей в подготовке подарков, сюрпризов, угощения. Как правило, все родители хотят сделать день рождения ребенка незабываемым и охотно включаются в его организацию. Определяем примерные финансовые затраты, получаем согласие на то, что каждому ребенку дарить подарок будут все воспитанники группы. Мамы-рукодельницы изготавливают корону именинника, нарядный плащ, скатерть и чехол для именинного стульчика .

Логопед совместно с воспитателями группы и воспитателем ИЗО-деятельности определяет цели, задачи, содержание, средства и формы коррекционно-развивающего взаимодействия с детьми в рамках празднования дней рождения. Знакомим малышей с понятием «комплименты», учим их делать и принимать, тренируем этикетные нормы, шаблоны устойчивых вежливых словосочетаний и оборотов. В родительском уголке обязательно располагаем календарь дней рождений на текущий учебный год.

II. Подготовительный этап (предварительная работа).

Коррекционно-развивающие задачи Содержание
1 2
Нравственное воспитание, создание ситуации успеха.

Развитие мелкой моторики
Зрительно-моторные координации.


Развитие связной речи.
Примерно за неделю до дня рождения помещаем объявление, напоминающее взрослым о необходимости приготовить подарок будущему имениннику: «Уважаемые мамы и папы! 11 декабря день рождения у Вики. Не забудьте принести подарок и приготовить добрые пожелания». Дети в течение недели держат в секрете все приготовления:
– рисуют свои портреты;
– оформляют листок в календаре событий группы;
– подписывают их или срисовывают буквы своего имени, если еще не умеют читать;
– штрихуют и раскрашивают большую коллективную открытку;
– наклеивают в нее автопортреты;
– украшают ее аппликацией, оригами, бантиками и т.д.
– придумывают и диктуют пожелания для друга, которые воспитатель записывает на открытку.
Мотивация Накануне дня рождения на шкафчик именинника или именинницы прикрепляем большой нарядный бант. Стену украшаем крупным транспарантом «С днем рождения!».
Договариваемся с педагогами группы, о том, какие роли будет каждый выполнять.

III. Основной этап (чествование именинника).

1 2




Образец интонированной литературной речи.






Координация речи с движением, развитие силы голоса,
слуховой памяти.
Ситуация выбора.
Формирование антонимов.

Отработка просодических компонентов речи

Коммуникативные навыки.




Закрепление прямого счета.
Развитие моторики.
Проводим его после прогулки, перед обедом. В это время оба воспитателя и логопед могут присутствовать на празднике. Вместе с детьми все встают в круг.
Педагог начинает сказочную историю:
– Жила-была одна дружная семья: папа Владимир Иванович и мама Наталья Андреевна. И родилась у них 11 декабря девочка. Была она совсем маленькая, вот такая. Не умела разговаривать и ходить. Папа с мамой ее очень полюбили и назвали Викой. Росла дочка красивая, умная, послушная и пришла в нашу группу. Сегодня ей уже 5лет. Догадались кто это? Она приглашает нас на свой день рождения…
Дети хлопают в ладоши и трижды «играют» туш. В это время взрослые приглашают именинницу в центр круга, помогают надеть корону и плащ.
Заводим и поем первый хоровод:
Чей, чей, чей, чей,
Чей сегодня день рожденья?
Кто, кто, кто, кто
Принимает поздравленья?
У кого глаза горят?
На щеках румянец яркий?
Кто получит от ребят
И конфеты и подарки?
Это наша Вика
День рождения справляет,
Это наша Вика
Все подарки получает!!!
– Какой каравай будем печь для тебя, Вика? Тихий или громкий? Быстрый или медленный? Грустный или веселый?
Именинник выбирает, какой каравай ему спеть.
– Итак, первый «Каравай» печем тихий и веселый…
Дети трижды поют «Каравай», каждый раз контролируя силу, настроение, эмоции, характер и темп хоровода в соответствии с желанием именинника. Каждый раз именинница выбирает «дружочка», с которым танцует под аплодисменты ребят.
– Мы испекли Вике каравай. Чтобы ты запомнила, что сегодня тебе исполнилось пять лет, мы выполним любые твои три желания по пять раз ( в средней группе поднимаем малыша на стульчике столько раз, сколько ему лет). Что для тебя сделать? Именинник формулирует свое желание. Например, я хочу, чтобы вы помяукали 5 раз, покружились, похлопали, сказали звук «Р» и т.д.
Дети и взрослые выполняют просьбу и вслух, хором отсчитывают количество раз.
Развитие эмпатии, связной речи, закрепление этикетных норм.





Закрепление прямого счета.

Развитие внимания, зрительной памяти, умения вести диалог, строить вопрос.

Развитие связной речи





Развитие памяти.


Тренировка терпения, умения дождаться своей очереди, быть внимательным к товарищу.



Связная речь, этикет, эмпатия.
– Вика, сегодня твой звездный час. Мы приготовили тебе комплименты.
Девочка проходит по кругу, кладет свои ладошки поочередно каждому ребенку, слушает комплимент и благодарит за него. Дети, глядя в глаза имениннице, хвалят ее:
– Вика, ты такая нарядная, как принцесса.
– Спасибо, Лизочка.
– Вика у тебя такие чудесные глаза, как звездочки.
– Мне очень приятно, Владик.
– Вика, с тобой так весело играть и т.д.
(В подготовительной к школе группе, отмечая 6 и 7 лет детям, мы вместе поднимаем героя дня на стульчике столько раз, сколько лет ему сегодня и хором считаем. Дополнительно играем в «Разведчиков». В центр к имениннику поочередно выходят дети, которые танцевали с ним во время трех «Караваев». Они по одному становятся напротив именинника и минуту рассматривают друг друга. Затем дети разворачиваются спинами и отвечают на вопросы гостей. Каждый гость в круге задает свой вопрос, например:
– Кто из вас выше ростом?
– У Димы белая футболка или красная?
– Есть ли у него шнурки?
– Сколько пуговиц на жилетке?
– Какого цвета носки и т.д. Игра повторяется три раза).
Вносится «трон» и стол для подарков.
– Вика, ребята приготовили тебе подарки, присаживайся. Дети приносят подарки, прячут их за спиной, располагаются полукругом на ковре.
– Кто был первый дружочек, вручайте подарки.
Первый, кого выбрала Вика в «Каравае», поздравляет ее, дарит подарок, комментирует:
– Вика, я поздравляю тебя с днем рождения. Желаю, чтобы у тебя было много друзей, ты слушалась папу и маму и дарю тебе эти фломастеры.
– Вспоминайте, кто был второй дружочек? Кто третий.
После «дружочков» остальные дети по кругу поздравляют именинницу, вручают подарки, обнимают. Заканчивают поздравления взрослые и напоминают девочке:
– А теперь Вика хочет всех поблагодарить и что-то нам сказать.
– Спасибо. Я хочу вас угостить конфетами.
По кругу проходит именинница с подносом, на котором разложены сладости. Угощает сначала взрослых, затем детей. По необходимости педагоги напоминают этикетные нормы, дают образцы пожеланий. (Угощайтесь, пожалуйста, Ирина Юрьевна. Спасибо, Викуля.) Предлагаем выбрать: самому съесть обе конфеты или кого-то угостить, отнести в шкафчик, сейчас съесть или после полдника. Дети очень любят такие вариативные моменты. Обычно дети еще раз повторяют пожелания или добавляют новые, целуют, обнимают именинника.

IV. Итоговый этап.

1 2
Развитие коммуникаций.

Мышление,
память, нравственные качества.
После сна делимся впечатлениями, спрашиваем, понравился ли имениннику его праздник, что он расскажет дома, рассматриваем подарки, читаем пожелания с открытки. Собираем подарки в пакет. Придумываем, как поздравить маму или папу, которые придут за ребенком. Подводим к выводу, что день рождения ребенка, это праздник для всей семьи. Готовим добрые слова, отрабатываем нужную интонацию. По календарю определяем следующего именинника, рассуждаем, чем можно порадовать этого ребенка. Делаем заключение, как хорошо нам вместе и приятно делать добро.

V. Аналитический этап.

На этом этапе педагоги группы снимают рефлексию, анализируют навыки детей, эмоциональные проявления, длительность и эффективность взаимодействия. Вносят необходимые коррективы.

Традиция празднования дня рождения воспитанников и педагогов группы обновляется и дополняется в зависимости от состава детей и родителей в каждом конкретном наборе. Однако эффективность данной технологии в коррекционном процессе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями бесспорна.