Программа по социализации и ранней адаптации детей от 1,5 до 2 лет к условиям детского сада "Здравствуйте, я пришел!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Актуальность

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени - дошкольному образованию.

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных, менее затратных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить проблему воспитания детей в семье, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, повысить уровень педагогических знаний среди родителей.

Инновационная деятельность в этих группах позволяет создать благоприятные условия для социализации детей, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.

  • Как максимально адаптировать ДОУ к потребностям и интересам конкретного ребенка?
  • Как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым условиям?
  • Как включать детей, не посещающих ДОУ, в общий контекст возрастного развития?

Проблема

  • низкий уровень педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей раннего возраста;
  • проблема общения детей со взрослыми и сверстниками при поступлении в ДОУ;
  • нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Для решения данных проблем нами разработана программа по социализации и ранней адаптации детей раннего возраста, не посещающих ДОУ.

Цель:

  • Содействовать всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.
  • Взаимодействовать с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.

Задачи группы кратковременного пребывания:

Для детей:

  • развивать социальную компетентность ребёнка: помощь в овладении навыкам общения с другими детьми и со взрослыми в игре и повседневном общении ;
  • развивать познавательную сферу ребёнка в соответствии с возрастом, расширять кругозор;
  • обеспечить эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.

Для родителей:

  • формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  • способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.

Ведущими направлениями деятельности являются:

  • индивидуальные и групповые занятия педагога с ребёнком в присутствии родителя;
  • совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов детской деятельности: двигательной, речевой, игровой, художественно-эстетической;
  • психолого-педагогическая работа.

Новизна

Детский сад – это дом радости и событийность поможет ребенку смягчить разрыв привычных личностных отношений с мамой и преодолеть детский страх перед новым социумом. Основным педагогическим условием группы кратковременного пребывания выступает совместная деятельность ребенка со взрослым.

Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения – отличительная особенность данной группы.

Родитель не сторонний наблюдатель, а активный участник.

Программа построена с учётом возрастных возможностей детей. Занятия включают в себя динамические паузы и физминутки совместные с родителями, что позволяет переключать активность детей.

Основная идея адаптационной группы в том, что ребенок занимается привлекательными для него видами деятельности поначалу вместе с мамой, а затем самостоятельно в группе сверстников.

Формы работы

  • Индивидуальные игровые занятия.
  • Фронтальные игровые занятия.
  • Наблюдение.
  • Диагностическое обследование.
  • Консультации для родителей.

Организация воспитательно-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и интересов каждого ребенка, в ходе которой развиваются основные виды деятельности: предметная, двигательная, игровая, продуктивная (изодеятельность, конструирование).

Принципы работы групп кратковременного пребывания

  1. Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
  2. Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности и активизируя своим партнерским участием.
  3. В образовательном процессе реализуется дифференцированный и индивидуальный подход по нескольким направлениям:
    — организация функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития);
    — гибкие формы организации детей (пары, подгруппы, малые группы), обогащение содержания деятельности детей соответствующими их интересам и возможностям формами общения;
    — дифференцированный временной режим для разных видов совместной и самостоятельной деятельности.

Участники

Участниками реализации программы являются: педагоги, родители и дети раннего возраста.

Цель первого направления - повышение уровня профессиональной компетенции работников ДОУ.   

Цель второго направления - ознакомление родителей с возрастными особенностями ребенка, выработка единого стиля воспитания в ДОУ и семье.  

Цель третьего направления – развитие навыков общения детей раннего возраста в различных жизненных ситуациях.

Сроки и этапы выполнения программы: 5 лет.

1 этап. Подготовительный (октябрь 2010г. - январь 2011г.)

Цель: Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона города.

Сбор информации:

  • анкетирование родителей с целью изучения запроса;
  • разработка нормативной базы, регламентирующей и регулирующей функционирование группы кратковременного пребывания;
  • диагностическое обследование нервно-психического развития детей;
  • создание организационно-управленческих и организационно-педагогических условий для эффективной работы ГКП для детей раннего возраста.

2 этап. Внедренческий (февраль 2011г.- май 2015г.)

Цель: внедрение содержания основных направлений программы.

Участники: воспитатели, родители, педагог-психолог, социальный педагог.

Направления деятельности:

  • разработка содержания и форм работы адаптационной группы;
  • осуществление координации взаимодействий взрослых на основе сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей;
  • определение разнообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников.
  • промежуточная диагностика нервно-психического развития детей;
  • опрос родителей с целью выявления удовлетворенности работой группы кратковременного пребывания детей.

3 этап. Обобщающий (июнь-октябрь 2015г.)

Цель: обобщение наработанного опыта по программе.

Виды деятельности:

  • итоговая диагностика результатов нервно-психического развития детей;
  • опрос родителей с целью получения обратной связи о группе кратковременного пребывания;
  • текстовое описание опыта, анализ деятельности;
  • разработка сборника мероприятий по работе с детьми посещающих группу кратковременного пребывания.

Ожидаемые результаты

Прогнозируемый результат - лёгкая адаптация детей к детскому саду, развитие личности ребёнка, заинтересованность родителей в педагогически правильном воспитании детей.

Литература

  1. Закон Российской Федерации об образовании ст.50 «Права и социальная защита обучающихся воспитанников».
  2. Логинова В.И. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» С-Б., 2000г.
  3. Баранова М.Л., Макарова Н.В. «Организация психолого–педагогической помощи детям раннего возраста».
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком в период раннего детства» С-П, 2003г.
  5. Алексеева Е.Е. «Психологические проблемы детей дошкольного возраста» С-П, 2007г.
  6. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе» Москва, 2006г.
  7. Бабунова Т.М. «Группа кратковременного пребывания» Москва 1999г.
  8. Стожарова М.Ю. «Формирование психологического здоровья дошкольников» Ростов - на -Дону «Феникс» 2007г.
  9. Наревская И.Н., Курганова Н.А. «Профилактика нарушений в поведении дошкольников» Москва 2009г.
  10. Печера К.Л. «Психолого – педагогическое обследование детей в возрасте от 1года 3месяцев до 6 лет » Методические рекомендации Москва 1995г.

Приложение