Разновозрастной урок-практикум с использованием элементов проектной деятельности "Старинный замок"

Разделы: Начальная школа


Проект «Старинный замок» был проведён в рамках инновационной образовательной программы ГБОУ школы №544 с углублённым изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования» среди учащихся 2 «Б» и 4»В» классов.

Данный проект рассчитан на 4 недели.

Были выделены следующие этапы проекта:

Название этапа Содержание Тип урока
1. «Остров планирования» · Определение темы проекта;
· Определение названия проекта;
· Формулировка дидактических целей и задач проекта;
· Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков;
· Обсуждение возможных источников информации;
Вводный урок
2. «Остров информации» · Самостоятельный поиск информации;
· Подготовка докладов;
· Подготовка к выступлению на уроке-конференции.
-
3. «Остров открытий» · Выступление на уроке-конференции «Крепости и замки»
· Анализ и синтез полученной информации
Урок-конференция
4. «Остров творчества» · Чтение и подготовка чертежей (4 класс)
· Изготовление рельефной бумаги (2 класс)
Комбинированный
5. «Остров творчества» · Разметка и вырезание деталей.
· Складывание заготовок по линиям сгиба.
· Декорирование заготовок.
· Соединение и склеивание элементов замка.
· Сборка макета замка.
· Подведение итогов.
· Рефлексия.
· Оценка работы группы.
Урок-практикум

Технологическая карта урока технологии 2 и 4 классы

Тема: «Старинный замок»

Цель урока:  изготовить макет старинного замка в условиях работы в разновозрастных группах

Проектная задача: создать макет старинного замка.

Основное содержание : работа с бумагой, чертежами; отличительные и сходные черты замка и крепости; правила работы в разновозрастной группе.

Термины, понятия: чертёж, оформление, детали, сборка, макет, разновозрастная группа, крепость, замок, рельефная бумага, схема, алгоритм.

Место урока в системе обучения: 4 урок учебного проекта (заключительный 5 этап проекта).

Планируемый результат
Предметные умения УУД
Формировать представление о приемах создания изделия в техниках: «объёмное моделирование», «рельефная бумага», материалах и инструментах, которые используются в деятельности.
Формировать позитивное отношение к труду.
Личностные УУД:
· Широкая мотивационная основа УД, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы (наглядность, ТСО)
· Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
· Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств.
· Понимание собственных действий и других «я».
· Способность к самооценке на основе выработанных критериев.

Регулятивные УУД:
· Принимать и сохранять учебную задачу.
· Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
· Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
· Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
· Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
· Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей;
· Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Познавательные УУД:

· Строить речевое высказывание в устной и форме.
· Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
· Устанавливать причинно-следственные связи.
· Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. Работать с информацией, представленной в виде чертежа.
· Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
· Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные УУД:
· Учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
· Учиться формулировать собственное мнение и позицию.
· Учиться договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
· Учиться задавать вопросы.
· Учиться контролировать действия партнёра.
· Учиться использовать речь для регуляции своего действия.
· Учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· Контролировать свои действия и действия партнера и оказывать необходимую взаимопомощь. Самостоятельно анализировать собственную практическую деятельность.
· Задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества.

Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Окружающий мир/Введение в историю (сходства и различия замка и крепости).
ОБЖ (знание и применение правил техники безопасности)
ИЗО (применение техники «рельефная бумага», оформление готового макета)
Фронтальная, работа в разновозрастных группах Чертежи элементов замка, заготовки в технике «рельефная бумага», презентация, двусторонний скотч, ножницы, «ладошки», «смайлики» для этапа рефлексии)

Ход урока

Этап урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей, планируемые результаты
Орг. момент

Проверка готовности обучающихся, настрой на работу. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
I этап
Постановка учебной задачи
  Какую учебную задачу мы ставили перед собой на уроке «Остров планирования»? Формулируют учебную задачу
II этап
Актуализация знаний

Путешествие по таинственным островам <Приложение>

Что нового узнали?
Какие этапы проекта мы уже провели?
1. «Остров планирования»
2. «Остров информации»
3. «Остров открытий»
Восстанавливают последовательность выполненных этапов. Формулируют выводы, полученные на предыдущих уроках.
III этап
Подготовительная работа
Алгоритм выполнения работы
Техника безопасности
Правила работы в разновозрастной группе
Что нам нужно знать (вспомнить) для того, чтобы выполнить следующий этап проекта? Вспоминают правила, перечисляют их.
IV этап
Основной

Разметка и вырезание деталей.
Складывание заготовок по линиям сгиба.
Декорирование заготовок.
Соединение и склеивание элементов замка.
Сборка макета замка.
Помощь, консультирование учащихся и групп, испытывающих затруднения в работе Самостоятельно выполняют действия по алгоритму
V этап
Подведение итогов проекта
Оценка полученного результата (готового изделия) Удалось ли выполнить учебную задачу, поставленную перед началом выполнения проекта? Отвечают на вопросы учителя.
VI этап
Рефлексия
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Каждая группа получила «Ладошку». Каждый участник группы – 2 смайлика (грустный и радостный).
Оцените свою работу в группах. Для этого выберите соответствующий смайлик и наклейте его на пальчик «ладошки».
Оценивают свою работу и наклеивают соответственный смайлик на «ладошку», вывешивают «ладошки» на доску.
Оценивают работу всех групп в целом.
Высказывают свои мнения, делятся впечатлениями. Предлагают варианты усовершенствования данного вида работы.
Орг. конец урока
Выражение благодарности участникам и гостям урока.
Уборка рабочих мест.
Поблагодарите друг друга и гостей нашего урока.
Большое спасибо за Вашу работу!
Благодарят друг друга и гостей урока