Анализ экономических показателей в MS Excel

Разделы: Информатика, Экономика


Интегрированный урок по экономике и информатике 2 курс (11 класс)

Цели занятия:

Обучающие: обеспечение усвоение понятия производительности труда; формирование умений расчета производительности труда; формирование умений построения и обработки диаграмм в MS Excel 2007;

Развивающие: развитие профессиональных компетенций через применение знаний в практической деятельности; развитие умений использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; развитие мыслительных компетенций: умение анализировать, обобщать, систематизировать материал;

Воспитывающие: способствовать формированию умения работать в коллективе и в команде; способствовать воспитанию ответственного отношения к работе.

Методы и приемы обучения: обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, создание проблемных ситуаций, работа в группах.

Оборудование: Рабочие станции учащихся, пакет Microsoft Office, мультимедийный проектор, локальная сеть, опорные конспекты

Методические материалы :

  1. Сафронов Н.А. Экономика организации предприятия. Учебник для ссузов, - М.: Экономист, 2007.
  2. Информатика: учебник для студ. сред. проф. образования/Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

 План урока:

Этап урока Приемы и методы Время
Организационный момент Словесный 1 мин.
Целеполагание и мотивация Групповая работа, диалог, соревнование 3 мин.
Актуализация знаний Вопросно-ответный ход рассуждения, показ слайдов (визуальный прием) 3 мин.
Этап усвоения новых знаний Проблемное изложение материала, диалог, устный счет, анализ результата, алгоритмический метод 16 мин.
Первичное закрепление знаний Применение технологии проблемного обучения, самостоятельная работа, групповая работа, исследовательский метод, анализ результата 12 мин.
Подведение итогов, самооценка. Рефлексия Выступление, диалог, представление продукта работы группы 8 мин.
Домашнее задание Словесный 2 мин.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин.)

Приложение 1 (слайд 1)

Приветствие студентов.

II. Целеполагание и мотивация (3 мин.)

Наш урок мы начнем с необычного задания: на ваших столах находятся шарики, держатели, скотч, ножницы. Каждая группа создает разноцветный воздушный букет. Приготовились, начали.

Студенты выполняют задание, по ходу работы дается дополнение: группы будут награждаться призами в зависимости от скорости выполненного задания. Подведение итогов. Награждение.

Произошли ли изменения в вашей работе, когда стало известно о награждении? Какие?

Студенты (предполагаемый ответ): появился азарт, увеличился темп работы, захотелось быть первыми.

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Студенты (предполагаемый ответ): об эффективности труда, как повысить эффективность, о производительности труда.

Объявление темы урока (слайд 2).

А что вы хотели узнать о ПТ?

Студенты (предполагаемый ответ): как определить производительность, узнать способы расчета, повышения ПТ

Цель урока: Понять сущность ПТ, узнать способы расчета и повышения (слайд 3). Итогом урока должен быть ответ каждого на поставленный вопрос: Как рассчитывать ПТ, какие методы применять для анализа ПТ и её повышения.

Действительно, в марте 2009 года Министерство экономического развития опубликовало данные о том, что ПТ в промышленности России в 33 раза ниже, чем в США. Но разве американцы на самом деле затрачивают в 33 раза больше мускульных усилий? Очевидно, мы, русские, тратим усилия впустую. Если мы сможем избежать этих потерь, ПТ можно увеличить более чем в 30 раз. Каждый собственник, менеджер задается вопросом: как повысить ПТ?

III. Актуализация знаний (3 мин.)

На уроках дисциплины «Менеджмент» вы изучали, что одной из основных функций менеджера является мотивация труда (слайд 4). Что значит мотивировать труд людей? – Создать условия для повышения ПТ. Менеджер, который способен создать условия, при которых работники получают удовольствие от работы – это великолепный руководитель. Благодаря чему можно создать комфортные условия работы?

Студенты (предполагаемые ответы):

  • Благоприятный климат в коллективе; (слайд 5)
  • Организация рабочего места с учетом современных требований; (слайд 6)
  • Моральное поощрение; (слайд 7)
  • Материальное поощрение. (слайд 8)

IV. Этап усвоения новых знаний (16 мин.)

1. Обратите внимание на экран, как определить по результатам работы, кого будем поощрять, при соответствующем одинаковом качестве? (слайд 9)

ФИО Время (ч) Количество произведенных изделий
Иванова 6 60
Петрова 8 72

Студенты (предполагаемый ответ): Лучше работает Петрова, определили делением количества на время.

Другой пример (слайд 10) Изделие более трудозатратное

ФИО Время (ч) Количество произведенных изделий
Зубов 40 10
Сомов 24 8

Кого будем поощрять? Как определили?

Студенты (предполагаемый ответ): Поощрять будем Сомова, разделили время на количество.

Что мы использовали, когда сравнивали работу?

Студенты (предполагаемый ответы): два показателя, в первом случае делили на время, во втором на количество произведенных изделий.

Показатели интенсивности, эффективности труда в экономике называются ВЫРАБОТКА и ТРУДОЕМКОСТЬ (слайд 11).

В ваших опорных конспектах (Приложение 2) есть формулы и определения, рядом вы можете делать дополнения и пояснения.

В наших задачах было представлено по 2 работника, и сравнить их результаты не составило труда. А если коллектив 10,15, 20 человек?

Давайте попробуем. Каждая группа представляет предприятия: швейная фирма «Рукавичка», салон-парикмахерская «Солнышко», и экспериментально-дизайнерская фирма «Силуэт», у вас собраны результаты работы сотрудников за квартал. Необходимо проанализировать результаты, принять решения о поощрении и спланировать дальнейшие действия менеджера.

Проблемный вопрос: Как выполнить расчеты и сделать анализ?

Какие средства Excel предлагает для анализа данных? Какие вы уже знаете? Студенты (предполагаемый ответы): Функции min, max, нахождение среднего значения, фильтрация, сортировка.

А когда числовые данные анализировать лучше: Когда они представлены в графиках – диаграммах. Итак, мы рассмотрим диаграмму как средство для анализа данных. Что же такое диаграммы? Это графическое представление числовых данных (слайд 12). Диаграммы являются одним из видов графики. Обратите внимание на экран, здесь представлены примеры наиболее часто используемых диаграмм: гистограмма (столбцовая диаграмма), круговая диаграмма. На какие вопросы можно без труда дать ответы по этим диаграммам?

  • Какая информация представлена на диаграмме?
  • Чем больше всего увлекаются подростки?
  • Чем меньше всего увлекаются?
  • Какие объекты можно выделить на диаграмме?

Обобщая результаты обсуждения, назовем еще раз основные объекты и их параметры (слайд 13).

В профессиональной деятельности и в повседневной жизни вы часто видите отражение данных в виде диаграммы, при построении диаграмм необходимо учитывать их форматирование, наглядность, соответствие цвета (слайд14)

Обсудим алгоритм построения диаграмм, в опорных конспектах он отражен, вы будете читать команды, и следить за тем каким образом их выполнить (слайд15).

V. Первичное закрепление знаний (12 мин.)

1. Работа с заданием – схема анализа Приложение 3

2. Задание по расчету и анализу ПТ Приложение 4

Вам необходимо произвести расчет производительности труда, с учетом изученных методов. В группах обсудить, какие данные вы будете отображать на диаграмме, какие дополнительно используете средства для анализа, какие типы диаграмм будете использовать. Выберите координатора в группе, и обсудите план своей работы? (2 мин.).

Студенты (предполагаемый ответ):

  • Анализ данных по месяцам;
  • Анализ данных по сотрудникам за весь квартал (слайд 16)

На выполнение задания на компьютерах вам отводится 8 мин., для подготовки отчета 2 мин. Сигналом окончания работы за компьютером будет завершение музыкального фрагмента.

Студенты выполняют работу, звучит музыка.

3. Каждая группа студентов представляет свой продукт на экране (при работе используется локальная сеть).

VI. Подведение итогов, самооценка. Рефлексия (8 мин.)

Как вы думаете, пригодятся вам полученные знания и умения? Увидели ли вы практическую значимость занятия? А изменилась ли ваша производительность труда, как менеджеров? Заполните бланки, находящиеся у вас на столах.

Рефлексия

  • Что понравилось на уроке?________________________________________________
  • Какие трудности возникли во время занятий?__________________________________
  • Эмоциональное состояние в данный момент?_________________________________
Самооценка и оценка групп
Группа Солнышко Силуэт Рукавичка
Оценка      

VII. Домашнее задание (2 мин.)

При построении диаграммы по сотрудникам вы для выделения данных использовали дополнительные приемы, а если нужно построить диаграмму, в которой должны отражаться данные по всем сотрудникам за весь квартал? При построении такой диаграммы, вы столкнетесь с трудностями, и поможет вам их решить сводная таблица. Итак, дома с помощью справочной системы MS Exсel 2007 составьте алгоритм построения сводной таблицы, и постройте сводную диаграмму.