Природные зоны Африки

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: формирование у  учащихся знаний и представлений об особенностях ПЗ влажных экваториальных лесов Африки через создание позитивного эмоционального восприятия изучаемого материала.

Задачи:

  • ознакомление учащихся с географическим положением ПЗ влажных экваториальных лесов Африки;
  • формирование представления об основных особенностях и главных чертах этой ПЗ;
  • формирование у учащихся представлений и умений в описании ПЗ влажных экваториальных лесов Африки;
  • отработка умения работать, сопоставлять различные географические источники: карты, номенклатуру, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания;
  • формирование экологическое мышление;
  • формирование у учащихся целостной единой картины мира.
  • развитие умений и навыков ведения записи  в виде систематизирующих таблиц;

Тип урока: урок изучения нового материала (урок презентация)

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Содержание:

1. Актуальность:

  • необходимость использования наглядной интерактивной техники в работе учителя и учащихся;
  • создание яркого образа изучаемого материала;
  • потребность создания положительных эмоций в процессе обучения и заинтересованности учащихся в учебной работе.

2. Научная обоснованность:

  • урок соответствует требованиям федеральных программ и действующим учебникам общеобразовательных школ;
  • урок отвечает требованиям новых научных данных и отражает реальную картину мира.

На уроке используется: Учебник:  Атлас для 7 класса “География материков и океанов”, рабочие тетради, словари, таблицы для описания ПЗ.

Оборудование: интернет, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, атлас 7 класс. рабочие тетради, словари, таблицы для описания ПЗ.

ХОД УРОКА

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент    
II.Изучение нового материала

Вводное слово учителя

Постановка целей урока

 

1-2 слайды. Сегодня мы продолжим знакомство с уникальной природой африканского континента. Мы узнаем о тех удивительных растениях и животных, которые распространены в различных природных зонах Африки. Научимся  характеризовать  природные зоны. Откройте тетради и запишите число, тему урока.

3 слайд

Делают записи по ходу лекции, работают с картами атласа.
Фронтальная беседа – Что называется природной зоной?
– От чего зависит образование природных зон?
– В чем заключается закон широтной зональности?

4 слайд.

 
Заполнение таблицы по картам атласа 5-6 слайды. Задание 1. Используя атлас с. 25, перечислите природные зоны Африки. Каковы особенности их размещения на материке? Из курса 6 класса вспомните, и назовите основные признаки зон экваториальных лесов.

7 слайд. Итак, в зависимости от климатических особенностей территории, на ней складывается отличительный растительный и животный мир. Для того чтобы выделить особенности каждой природной зоны мы в течение урока будем заполнять таблицу

8 слайд. Запишите её название и сделайте  заготовку таблицы  в тетради. Эту таблицу мы будем заполнять сегодня и на следующем уроке.

Таблица 1.

Характеристика природных зон Африки

Природная зона ФГП Климат. пояс Почвы Растительность Животный мир
гилея          
саванна          
пустыни          
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники          



Влажные экваториальные леса.
Заполнение колонок «растительный и животный мир» по ходу презентации Задание 2. Используя атлас с.25, 13,12, заполните колонки № 1-3.
Задание 3. Заполните колонки «растительный и животный мир» по ходу объяснения учителя, по материалам презентации.
 
Объяснения учителя и сообщений учащихся: "Влажные экваториальные леса Африки (гилея)" 9 слайд. Экваториальные леса Африки (гилея, что в переводе с греческого означает лес) расположены по обе стороны от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора. Для этой природной зоны характерны высокие температуры и влажности в течение всего года. Из-за сильной духоты европейцам, впервые сюда попавшим крайне трудно переносить этот климат. Первое впечатление от экваториального леса – хаос.

10 слайд. Какие климатические условия характерны?

11 слайд. По картам атласа определите тип почв экваториальной зоны.

 

 

 

 

 

Материнские породы, почв, как и в других местах низких широтах Земли, богаты соединениями железа, а поэтому имеют красный цвет.

Почвы, образующиеся на этих породах, приобретают также красноватый оттенок. Их называют красно-желтые ферраллитные ( от латинского «феррум» – железо). Поступающие в почву в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, но не накапливаются в ней, поэтому почва  неплодородная.Эти питательные элементы растения быстро поглощают. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почвы на большую глубину, местами вызывая ее заболачивание.






Дети о климате

a) Высокая температура года;

b) Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);

c) Отсутствие сухого закона;

d) Солнечные лучи падают отвесно.

Дети: почвы красно-желтые ферралитные.

Объяснение учителя, презентация 12 слайд. Почти непроходимая стена деревьев, кустарников, трав, бамбука, перевитых лианами. Разнообразие видов поражает воображение. Одних только древесных видов около 1000. Для этих лесов характерна многоярусность.

13 слайд. Верхний ярус образуют самые светолюбивые и высокие фикусы, пальмы, деревья с ходульными корнями, напоминающими лапы пауков и служащие для поддержки этих великанов.

14-15 слайды. Дерево фагара – сплошь покрытое шипами, а также дерево сейба с дисковидными корнями. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Эпифиты растения не связанные с почвой и получающие из воздуха, атмосферных осадков, отмерших листьев. Эпифиты не паразитируют на хозяине, он лишь служит для них опорой.

16 -17 слайды.  В среднем ярусе растут различные пальмы:

1. Масличная пальма – в период дождей даёт до 15 литров сладкого сока; 
2. Пальма рафия, к которой африканцы относятся особенно трогательно. Секрет такого отношения в 10-12 метровых листьях. Пигмеи покрывают ими свои хижины, из волокон плетут ткани, шляпы, корзины.
3. Удивительно и Эбеновое дерево, которое тонет в воде, цвет его древесины бурый, чёрный или зелёный из него делают мебель.

 
Физкульминутка    
Сообщение учащихся 18 слайд. В нижнем ярусе растут фикусы, бананы. Это многолетняя трава вырастает в высоту 7-8 метров, всего за 10 месяцев.
Здесь очень  душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.

19 слайд. Абсолютное большинство животных, из-за трудности передвижения по земле ведет древесный образ жизни. Это птицы, грызуны, насекомые, обезьяны. Горилла по Горилла покрыта густой черной шерстью.

Рост взрослой гориллы достигает 2 м, она обладает огромной физической силой.
Большую часть времени эта обезьяна проводит на земле, а не на деревьях.
Встречаются гориллы маленькими группами от трех до шести особей, иногда из девяти, но бывает и из восемнадцати животных. В каждой группе есть старый, сильный вожак.

20 слайд. Многие животныежэкваториальных лесов обитают на деревьях. Кроме птиц, грызунов и насекомых, на деревьях живут многочисленные обезьяны – мартышки, шимпанзе и др.

21 слайд. В настоящем первичном дождевом лесу встречается лишь случайно.Она более приручена к опушкам, берегам водоемов и к вторичным экваториальным лесам. Лишь здесь окапи находит необходимые ей молодые побеги ветвей, расположенные на небольшой высоте, родственник жирафа – окапи, обитающие только в Африке.
К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи, мелкие копытные (африканский Оленек и др.) 

22 слайд. На лесных опушках и у берегов водоемов встречаются редчайшие на земле животные – карликовые бегемоты (ростом до 80 см)

23 слайд. Крупный хищник экваториальных лесов – леопард. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные человекообразные обезьяны гориллы, которые больше нигде не встречаются. В рыхлой почве и лесной подстилке водятся змеи, ящерицы. Распространены муравьи. Некоторые из них истребляют на своем пути все живое. Змеи, ящерицы, термиты. Во все ярусах распространены муравьи, в т.ч. кочующие муравьи, передвигающиеся длинными колоннами и истребляющие все живое  на своем пути. Настоящим бичом Африки является маленькая муха цеце, являющеюся переносчиком опасного заболевания вызывающую падеж скота и сонную болезнь у человека. Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли, но они играют особую роль. Эти «зеленые легкие» Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Кроме того, лес играет важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров – нарушится сезонный цикл дождей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 миллионов гектаров джунглей – площадь, равная четырем Бельгиям. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государстве Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов.

 

Записи в таблице

 

 

 

 

Это масличная пальма. В своих семенах за год она накапливает 15 кг жира, который очень питателен. Она имеет сладкий сок.

Окапи, карликовый бегемот

Объяснение учителя, презентация 24-25 слайды. Однако здесь есть свои рекордсмены. Это лягушка-голиаф – самая крупная лягушка в мире, длина её 35 см, вес 3,5 кг. Ахатина – самая крупная улитка, длина её достигает 38 см, вес 900 грамм  
III. Закрепление 26 слайды.  Вывод по изученному материалу.

1.Объясните причину малого плодородия почв экваториальных лесов.
2.Дерево защищающее от беспощадных солнечных лучей и дающее ценный питательный жир?
3. Редкие животные экваториальных лесов?

 
IV. Подведение итогов 27 слайд. Анализ заполненной таблицы.

Мы с вами не побывали одной природной зоне Африки –  экваториальной природной зоне (гилея). Я предлагаю совершить вам заочное путешествие в этой зоне, а свои впечатления записать в виде мини-сочинения на тему «Один день в экваториальном лесу». Путешествовать можете на любом виде транспорта: автомобиль, самолёт, верблюд или довериться своим ногам. А можете полететь на воздушном шаре – экологически чистом виде транспорта. Всё в ваших руках, а особенно фантазия.

 
V. Домашнее задание   Опережающие задания 4 учащимся по темам: «Саванны и пустыни» материка